город Воронеж |
|
19 июня 2015 г. |
Дело N А14-9492/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синицыной Е.Г.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Садовая Е.Н., по доверенности N 174-д от 30.12.2014;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "АВТОМОБИЛЬНАЯ БАЗА N 9": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2015 по делу N А14-9492/2014 (судья Пименова Т.В.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220; ИНН 3664099440) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254; ИНН 3664062360) о признании незаконным отказа N 01/034/2014-195 от 25.04.2014 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 10 835 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:53, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36-к и обязании произвести его государственную регистрацию, при участии третьего лица: Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, общества с ограниченной ответственностью "АВТОМОБИЛЬНАЯ БАЗА N 9",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУФА УГИ, Территориальное управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 25.04.2014 N 01/034/2014-195 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 10 835 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:53, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36-к и обязании произвести его государственную регистрацию.
Определением от 02.09.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и общества с ограниченной ответственностью "АВТОМОБИЛЬНАЯ БАЗА N 9" (далее - ООО "Автобаза N9").
Определением от 07.11.2014 суд объединил в рамках настоящего дела в одно производство дело N А14-9498/2014 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа от 29.04.2014 N 01/034/2014-193 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 9 810 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:61, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36 и обязании произвести его государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
Указывает на то, что Территориальным управлением документы, необходимые в соответствии с постановлением Правительства РФ N 404, были представлены на государственную регистрацию права в полном объеме.
Ссылается на то, что на момент подачи заявления в Управление в отношении земельных участков с номерами 36:34:0310011:53 и 36:34:0310011:61 в ЕГРПН отсутствовали сведения о зарегистрированном праве собственности.
Полагает, что государственная регистрация права собственности на земельные участки не нарушает права собственников объектов недвижимости, расположенных на них.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТУФА УГИ, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и ООО "АВТОМОБИЛЬНАЯ БАЗА N 9" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На земельный участок с кадастровым (или условным) номером 36:34:031001:0008 площадью 7,2516 га было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за ООО "АВТОМОБИЛЬНАЯ БАЗА N 9", что подтверждается свидетельством от 12.11.1992 (т. 1 л.д. 127).
В 2010 году право постоянного (бессрочного) пользования ООО "АВТОМОБИЛЬНАЯ БАЗА N 9" было прекращено.
В результате выделения из земельного участка площадью 7,2516 га с кадастровым номером 36:34:0310011:8 по адресу ул. Чебышева, 36, были образованы одиннадцать земельных участков, в том числе: по ул. Чебышева, 36 площадью 9810 кв. м (кадастровый номер 3636:34:0310011:61), ул. 10 Чебышева, 36 к площадью 10 835 кв. м. (кадастровый номер 3636:34:0310011:53).
На объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке (кадастровый номер 3636:34:0310011:61) по ул. Чебышева, 36, право собственности зарегистрировано за ООО "Автобаза N 9".
Территориальное управление 06.03.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 10 835 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:53, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36-к, и площадью 9 810 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:61, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36 в порядке разграничения государственной собственности на основании статьи 3.1 Закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно имеющимся в материалах дела распискам в получении документов на государственную регистрацию спорных земельных участков от 05.03.2014 (запись 9 в книге учета 193) и от 06.03.2014 (запись в книге учета 195) Территориальным управлением в Управление Росреестра были представлены следующие документы: заявления, доверенности на имя Беспаловой В.И., кадастровые паспорта на земельные участки, выписки из реестра Федерального имущества, дубликаты свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области от 30.12.1992 N 1555, письма Управления Росреестра от 23.10.2012 N 21-11914-СХ, письма филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области от 14.01.2014 N 12-107/14.
Уведомлениями от 21.03.2014 N 01/034/2014-195 и от 24.03.2014 N 01/034/2014-193 Управление Росреестра уведомило ТУ ФАУГИ о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 10 835 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:53, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36-к, и земельный участок площадью 9 810 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:61, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36.
Сообщениями от 25.04.2014 N 01/034/2014-195 и от 29.04.2014 N 01/034/2014-193 Управление Росреестра отказало ТУ ФАУГИ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки по основаниям абзаца 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным Законом для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по их представлению возложена на заявителя.
Несогласие с данными отказами послужило основанием для обращения ТУ ФАУГИ в арбитражный суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав мнение представителя Управления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:
проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;
проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
При обращении в Управление Росреестра ТУ ФАУГИ просило зарегистрировать право федеральной собственности на спорные земельные участки в порядке разграничения государственной собственности на основании статьи 3.1 Закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На основании пункта 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с последующими изменениями) к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30.1 Закона о государственной регистрации).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Статьей 2 Постановления N 404 установлено, что на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками).
Отказывая в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, регистрирующий орган указал, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорных земельных участках по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36 и 36к имеются объекты недвижимости, право собственности на которые, за Российской Федерацией не зарегистрировано.
Как видно из материалов дела, на объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке ул. Чебышева, 36, право собственности зарегистрировано за ООО "Автобаза N 9", что подтверждается соответствующими свидетельствами.
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0310011:0008 площадью 7,2516 га, из которого впоследствии были выделенные спорные земельные участки, было зарегистрировано за Автобазой N 9 12.11.1992, то есть ранее, чем было выдано свидетельство на землю государственному унитарному предприятию племенной завод "Кировский" (16.12.1992).
Материалы дела не содержат достоверных доказательств того, что площадь спорных земельных участков с кадастровыми номерами 3636:34:0310011:53 и 3636:34:0310011:61 вошла в площадь и границы земельного участка ГУППЗ "Кировский" на основании постановления администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что заявленные к государственной регистрации земельные участки не могли войти в земельный участок, предоставленный ФГУППЗ "Кировский" в 1992 году, поскольку они входили в земельный участок с кадастровым номером 36:34:03 10 011:0008, представленный ООО "Автобаза N 9".
Представленный на регистрацию права Российской Федерации дубликат свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области N 1555, выданного 30.12.1992 ГУППЗ "Кировский" на основании постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, - не подтверждает возникновение права собственности Российской Федерации на заявленные к регистрации земельные участки (которые имеют иные характеристики (площадь, конфигурацию), чем земельный участок, предоставленный ФГУППЗ "Кировский").
Кроме того, из дубликата свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области N 1555, выданного 30.12.1992, следует, что ФГУППЗ "Кировский" предоставлялся земельный участок для сельскохозяйственного назначения общей площадью 7823 га, сельхозугодия составляют 7393 га, из них пашни - 6179 га, сенокосы 850 га, пастбища - 364 га, прочие угодья прочие - 430 га.
Вместе с тем, спорные земельные участки, в соответствии с кадастровыми паспортами относятся к землям населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования - автобаза (л.д. 81-83, т. 1, т. 2).
При таких обстоятельствах, бесспорных доказательств наличия права собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 10 835 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:53, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36-к, и на земельный участок площадью 9810 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:61, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36, в регистрирующий орган не представлено.
С учетом изложенного выше, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у государственного регистратора обоснованно возникли соменения в наличии оснований для государственной регистрации прав Российской Федерации на указанные земельные участки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционная жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2015 по делу N А14-9492/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9492/2014
Истец: ТУФА УГИ по Воронежской области, ТУФАУГИ в Воронежской области
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области
Третье лицо: ВО в лице ДИЗО ВО, ДИЗО Воронежской области, ООО "АВТОМОБИЛЬНАЯ БАЗА N 9"