г. Вологда |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А05-13966/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карпогорская управляющая компания" на решение Арбитражного суда от 26 января 2015 года по делу N А05-13966/2014 (судья Максимова С.А.),
установил:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; место нахождения: 163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Карпогорская управляющая компания" (ОГРН 1072903000169; место нахождения: 164600, Архангельская область, с. Карпогоры Пинежского района, ул. Ленина, дом 21; далее - Общество) 3 967 662 руб. 87 коп. стоимости неиспользованного остатка каменного угля.
Определением суда от 20.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Междуреченское" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Междуреченское".
Решением суда от 26 января 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 42 838 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает на невозможность возврата денежных средств в спорной сумме единовременно в связи с тяжелым материальным положением ответчика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество в 2012, 2013 и 2014 годах являлось в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) теплоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Архангельской области от 01.02.2012 N 23-пп утвержден "Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов на 2012 год" (далее - Порядок N 23-пп), согласно пункту 1 которого субсидии бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее - субсидии) предоставляются муниципальным образованиям, отнесенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке к районам с ограниченными сроками завоза грузов (далее - районы Крайнего Севера), в целях софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления по обеспечению жизнедеятельности населения муниципальных образований в части закупки и доставки каменного угля, муки и лекарственных средств.
Получателями субсидий являются органы местного самоуправления муниципальных образований, указанные в таблице 8 приложения 19 областного закона от 16 декабря 2011 года N 407-27-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (пункт 3 Порядка N23-пп).
Органы местного самоуправления муниципальных районов, получающие субсидии, размещают муниципальный заказ на закупку и доставку каменного угля в соответствующее муниципальное образование и заключают муниципальные контракты (далее - контракты) на закупку и доставку каменного угля в районы Крайнего Севера с поставщиками в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 Порядка N 23-пп).
Согласно пункту 8 Порядка N 23-пп передача каменного угля теплоснабжающим организациям оформляется договором между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями об оказании услуг по теплоснабжению населения и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отпуску тепловой энергии указанным потребителям по льготному тарифу с предоставлением отчета в органы местного самоуправления поселений об израсходованном каменном угле и отпущенной тепловой энергии указанным потребителям за отчетный период (финансовый год).
Льготный тариф - тариф на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения муниципальных учреждений и населения с учетом субсидий из областного бюджета на закупку и доставку каменного угля в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Списание каменного угля производится теплоснабжающей организацией, муниципальным учреждением в соответствии с учетной политикой теплоснабжающей организации, муниципального учреждения на основании актов на списание угля с учетом фактической теплотворной способности поставленного каменного угля, фактического состояния котельного оборудования и тепловых сетей.
Согласно акту сверки неиспользованного остатка каменного угля от 30.07.2013, составленного между Обществом и третьим лицом, на 01.01.2013 не использованный остаток каменного угля, поставленного за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, составил 1438 тонн 900 кг на сумму 5 785 270 руб. 12 коп.
Для Общества в 2012 году постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.12.2011 N 99-э/74 был установлен льготный тариф на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения муниципальных учреждений и населения с учетом субсидий из областного бюджета на закупку и доставку каменного угля в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов. Таким образом, ответчик в 2012 году, получив от органа местного самоуправления муниципального образования каменный уголь, выставляло счета потребителям по льготному тарифу, без топливной составляющей.
С 01 января 2013 года льготный тариф был отменен в связи с изданием постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12.12.2012 N 91-э/1. С 2013 года ответчику Агентством по тарифам и ценам Архангельской области устанавливался тариф с учетом топливной составляющей.
В соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения, предоставляются субсидии. Предоставление субсидий осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования.
Предоставление Министерством субсидий теплоснабжающим организациям осуществлялось в 2013 году в соответствии с Порядком предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (приложение N 17 к Закону Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-03 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов") (далее - Порядок предоставления субсидий в 2013 году), в 2014 году в соответствии с Порядком предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (приложение N 18 к закону Архангельской области от 19.12.2013 N59-4-03 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов") (далее - Порядок предоставления субсидий в 2014 году).
В соответствии с пунктом 3.4 (в редакции Закона Архангельской области от 27.06.2013 N 707-41-ОЗ) Порядка предоставления субсидий в 2013 году Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (далее - договоры на возмещение убытков).
Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объемов тепловой энергии, используемых для расчета субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные Федеральным законом N 190-ФЗ.
Объем субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
С = (Пнас x (Т - Тнас)) - Sz, где:
С - объем субсидии теплоснабжающей организации, рублей;
Пнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190 "О теплоснабжении", определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), рублей/Гкал;
Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС), рублей/Гкал;
Sz - стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 году остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее - неиспользованный остаток каменного угля), рублей.
Сумма возврата денежных средств за неиспользованный остаток каменного угля определяется на основании актов сверки между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 1 января 2013 года.
Расходование и учет неиспользованного остатка каменного угля теплоснабжающими организациями в 2013 году осуществляются на основании договоров с органами местного самоуправления поселений.
Министерство осуществляет предоставление субсидий теплоснабжающим организациям с учетом стоимости неиспользованного остатка каменного угля на основании актов сверки расчетов между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 1 января 2013 года равными долями в течение трех лет.
Аналогичные положения, в части расчета формулы объема субсидии теплоснабжающей организации и учета стоимости неиспользованного остатка каменного угля по состоянию на 01.01.2013 равными долями в течение трех лет, закреплены в пункте 3.7 Порядка предоставления субсидий в 2014 году.
Во исполнение Порядка предоставления субсидий в 2013 году, Порядка предоставления субсидий в 2014 году между министерством и Обществом были заключены на 2013 год - договор на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения N 79-т от 29.12.2012, на 2014 год - договор на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения договор N 29-Т от 24.01.2014.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка предоставления субсидий в 2013 году и пунктом 3.7 Порядка предоставления субсидий в 2014 году на основании расчетов фактической потребности в средствах субсидии, предоставленных Обществом, субсидия в 2013-2014 годах предоставлялась Министерством с учетом стоимости неиспользованного остатка каменного угля согласно акту сверки от 30.07.2013 (5 785 270 руб. 12 коп.).
С 02.07.2013, момента вступления в силу закона Архангельской области от 27.06.2013 N 707-41-03, Министерством при предоставлении субсидии Обществу ежемесячно учитывалась стоимость неиспользованного остатка каменного угля в размере 160 701 руб. 95 коп. (5 785 270 руб. 12 коп. / 36 мес. = 160 701 руб. 95 коп.).
В 2013 году по договору от 29.12.2012 N 79-т с июля по декабрь 2013 года при предоставлении Министерством субсидии Обществу зачтена стоимость не использованного остатка каменного угля в сумме 964 211 руб. 70 коп. (160 701 руб. 95 коп. х 6мес). Данные обстоятельства подтверждены актом сверки взаимных расчетов между Министерством и Обществом за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 и расчетом фактической потребности в средствах субсидии за декабрь 2013 года.
В 2014 году по договору от 24.01.2014 N 29-Т при предоставлении субсидии Обществу зачтена стоимость неиспользованного остатка каменного угля в сумме 853 395 руб. 55 коп., из них при предоставлении Обществу средств субсидии:
- в период с января по май 2014 года зачтено 803 509 руб. 75 коп. (160 701 руб. 95 коп. x 5), что подтверждается расчетом фактической потребности в средствах субсидии за май 2014 года.
- за сентябрь 2014 года Министерством зачтена стоимость неиспользованного остатка каменного угля в сумме 49 885 руб. 80 коп. (подтверждается расчетом фактической потребности в средствах субсидии за сентябрь 2014 года).
Общество 14.10.2014 предоставило в Министерство расчет фактической потребности в средствах субсидии за сентябрь 2014 года в размере потребности в сумме 60 265 руб. 72 коп., однако у Общества имелась задолженность за предоставление средств субсидии в порядке авансирования в размере 10 379 руб. 92 коп., в связи с чем Обществу из суммы заявленной потребности зачтена стоимость предоставленного аванса 10 379 руб. 92 коп.
Общество утратило статус теплоснабжающей организации, передав обществу с ограниченной ответственностью "АльянсТеплоЭнерго" (далее - ООО "АльянсТеплоЭнерго") по договору субаренды от 13.08.2014 объекты теплоснабжения, предназначенные для обеспечения потребителей на территории муниципального образования "Междуреченское" теплоснабжением.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 03.09.2014 N 37-т/З с 09.09.2014 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "АльянсТеплоЭнерго" (ИНН 2901249879) потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Междуреченское" муниципального образования "Пинежский муниципальный район", а установленные ранее постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.11.2013 N 71 -т/16 тарифы для Общества признаны утратившими силу.
Ответчик, утратив статус теплоснабжающей организации, утратил и право на получение субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 2.3.10 договора на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения от 24.01.2014 N 29-Т, Министерство 09.10.2014 письмом N 203/06-04/5745 в соответствии с расчетами фактической потребности средств субсидии за январь-май 2014 года, предоставленными Обществом, направило Обществу требование о возврате в областной бюджет в течение 15 дней стоимости неиспользованного остатка каменного угля в размере 4 017 548 руб. 67 коп. и задолженности в сумме 10 379 руб. 92 коп., образовавшейся в результате предоставления Министерством средств субсидии в порядке авансирования.
Поскольку задолженность в сумме 10 379 руб. 92 коп. Министерством зачтена в расчете субсидии за сентябрь 2014 года, стоимость неиспользованного остатка каменного угля составила 3 967 662 руб. 87 коп., до настоящего времени указанная стоимость неиспользованного остатка каменного угля истцу не возвращена.
Полагая, что Общество без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, за счет казны Архангельской области, неосновательно обогатилось на сумму 3 967 662 руб. 87 коп., Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции заявленные Министерством требования удовлетворил, при этом правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 названного Кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 3 статьи 1103 этого же Кодекса правила о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Таким образом, как следует из пункта 1 статьи 1102 ГК РФ, под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникающее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего).
Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
По правилам пункта 1 статьи 65 АПК РФ при взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие факта приобретения (сбережения) ответчиком имущества без оснований и за счет истца, а также стоимость такого приобретения (сбережения).
Из смысла пункта 3.4 Порядка следует, что из размера субсидии, начисленной ответчику в 2013 году, следовало удержать стоимость неиспользованного по состоянию на 01.01.2013 угля, которая, согласно акту сверки от 30.07.2013, составила 5 785 270 руб. 12 коп.
Из положений Порядка следует, что такое удержание необходимо производить равными долями в течение трех лет.
Однако, как указано выше, Общество с октября 2014 года перестало быть теплоснабжающей организацией, вследствие чего из суммы субсидии, выделенной ответчику в 2013-2014 годах, удержано в общей сумме 1 817 607 руб.25 коп.
Таким образом, Общество, продавая тепловую энергию населению в спорный период по тарифу с топливной составляющей, и получив при этом субсидию в виде компенсации разницы в тарифах неосновательно обогатилось на сумму 3 967 662 руб. 87 коп., которая должна быть возвращена в бюджет.
Довод Общества о том, что в связи с тяжелым финансовым положением ответчика общество обращалось в Министерство с ходатайством о предоставлении рассрочки уплаты задолженности, судом апелляционной инстанции не принимается как не имеющий отношения к рассматриваемому делу. В данном случае истец доказал, как того требует статья 65 АПК РФ, наличие факта приобретения (сбережения) ответчиком имущества (денежных средств) без оснований и за счет истца, а также размер такого приобретения (сбережения), в связи с чем у суда не имеется правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования.
При этом тяжелое финансовое положение ответчика, являющееся препятствием для возврата денежных средств, на которое ссылается Общество в жалобе, при наличии соответствующих доказательств может является основанием для предоставления отсрочки либо рассрочки исполнения судебного акта.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2015 года по делу N А05-13966/2014 удовлетворено ходатайство Общества о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины. Ответчику предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до окончания рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Поскольку в удовлетворении жалобы Обществу отказано, то с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда от 26 января 2015 года по делу N А05-13966/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карпогорская управляющая компания" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Карпогорская управляющая компания" (ОГРН 1072903000169; место нахождения: 164600, Архангельская область, с. Карпогоры Пинежского района, ул. Ленина, д. 21) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13966/2014
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Карпогорская управляющая компания"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Междуреченское"