г. Ессентуки |
|
19 июня 2015 г. |
Дело N А15-4813/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.03.2015 по делу N А15-4813/2014 (судья Батыраев Ш.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕР - ВЭД" (ИНН 0570002391, ОГРН 1100570002147)
к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727)
об обязании возвратить 2 466 460 рублей излишне уплаченных таможенных платежей и взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей
при участии в судебном заседании:
от Дагестанской таможни - Гусейнова Н.М. (удостоверение N ГС-060107) по доверенности от 08.10.2014 N 05-13/06-15.
Общество с ограниченной ответственностью "ГЕР - ВЭД надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГЕР - ВЭД" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) об обязании возвратить 2 466 460 рублей таможенных платежей, излишне уплаченных по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10801020/210213/0001213, 10801020/010313/0001466, 10801020/060313/0001633, 10801020/130313/0001829, 10801020/190313/0001953, 10801020/200313/0001991, 10801020/200313/0001992, 10801020/210313/0001995, 10801020/220313/0002014 и взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей (уточненные требования от 09.02.2015).
Решением от 24.03.2015 заявленные требования ООО "ГЕР-ВЭД" удовлетворены. С Дагестанской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГЕР - ВЭД" взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Таможня не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 24.03.2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда от 24.03.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также общество просит взыскать с таможни в пользу общества судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие общества, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между иранским предпринимателем "Farideh Sharafuddin" (продавец) и обществом (покупатель) заключен контракт N 010902014 от 01.08.2010, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель покупает товар, указанный в пункте 1.1 контракта (товары в широком ассортименте). В соответствии с пунктом 1.2 контракта количество, цена, общая стоимость каждой партии груза согласовываются в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью контракта. Отправителем товара могут быть иные лица с местонахождением в разных странах (пункт 1.5). Цена на товар устанавливается в евро и понимается на условиях поставки CFR Махачкала, DAF граница Российской Федерации (пункт 2.1). Оплата за товар производится путем перечисления на расчетный счет продавца или по другим указанным им реквизитам в течение 5 лет после поступления товара (пункт 6.1). Последняя дата платежа - апрель 2016 года (пункт 6.2). На каждую партию товара оформляются следующие документы: счет - фактура, сертификат происхождения товара, спецификация, товаротранспортная накладная (пункт 7.2).
Дополнительным соглашением к указанному договору от 12.03.2014 N 11 изменен раздел 2 контракта от 01.08.2010. Изменен пункт 2.1 контракта, и предусматривает, что цена на товар поставляется в долларах США, общая стоимость контракта составляет 6 000 000 долларов США. Оплата в доллара США и возможна предоплата (срок поставки в течении срока действия контракта). Изменен пункт 3.1 контракта и предусматривает, что товар должен быть поставлен в срок с сентября 2010 года по 01 ноября 2015 года. Изменен пункт 6.1 контракта и предусматривает, что оплата за товар будет производиться в долларах США путем перечисления на банковский счет "продавца" или по другим указанным им реквизитам на основании выставленного поручения на оплату с указанием всех необходимых банковских реквизитов. Изменен пункт 6.2 контракта и предусматривает, что последняя дата платежа 01 ноября 2015 года.
Дополнительным соглашением к указанному договору от 01.07.2011 N 5 установлено, что качество товара должно соответствовать стандартам и требованиям, установленным в России; при ввозе на территорию России, покупатель обязуется нести ответственность за соответствие качества поставляемых в Россию по данному контракту товаров, установленным в России стандартам качества и санитарным требованиям; продавец продает, а покупатель принимает и обязуется выполнять функции по обеспечению соответствия качества, поставляемой продукции, стандартам, качества, установленным в России, а также обязуется нести ответственность за несоответствие качества ввозимой продукции, требованиям и стандартам, установленным в России; продавец является полномочным представителем иранских и китайских заводов-изготовителей товаров, поставляемых по контракту.
Дополнительным соглашением к указанному договору от 05.05.2012 N 6 установлено, что общая стоимость контракта будет увеличена до 6 000 000 евро.
Дополнительным соглашением к указанному договору от 01.02.2013 N 7 изменены банковские реквизиты покупателя и установлено, что цена на товар поставляется в долларах США.
Дополнительным соглашением к указанному договору от 12.03.2014 N 12 изменены банковские реквизиты покупателя.
Дополнительным соглашением к указанному договору от 12.10.2014 N 13 изменены условия по оплате за товар и установлено, что оплата за товар будет производиться в российских рублях путем перечисления на банковский счет продавца или по другим указанным им реквизитам на основании выставленного поручения на оплату с указанием всех необходимых банковских реквизитов и изменены банковские реквизиты покупателя.
Во исполнение указанного контракта 21.02.2013 в адрес общества по инвойсу от 16.02.2013 N 161 на условиях DAF Яраг-Казмаляр поступили товары - посуда стеклянная, декоративные изделия из стекла на общую сумму 10 308 долларов США, которые оформлены в Махачкалинском таможенном посту по ДТN 10801020/210213/0001213.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), то есть по стоимости сделки с однородными товарами (3 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". В представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара и информация о его производителе. Транспортные расходы документально не подтверждены. В инвойсе отсутствуют данные о внешнеторговом контракте. Не представлены документы по оплате за товар. Так же установлено, что идентичные и однородные товары оформляются с более высокой стоимостью. Таможня в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) приняла решение о проведении дополнительной проверки от 21.02.2013.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные (однородные) товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, прайс - лист производителя товара, экспортная таможенная декларация страны отправления, банковские документы и другие платежные документы, обосновывающие факт оплаты хза товар, документы, подтверждающие транспортные расходы, договор перевозки, информация, обосновывающая факт оприходования товара. Срок для представления дополнительных документов установлен до 15.04.2013.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 23.02.2013 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 21.02.2013 декларант сообщил об отказе в предоставлении запрашиваемых документов и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 21.02.2013 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1 и КТС-2, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 10 443 рубля 34 копейки, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 01.03.2013 в адрес общества по инвойсу N 33 от 23.02.2013 на условиях DAF Яраг-Казмаляр поступила очередная партия товара - посуда стеклянная, на общую сумму 12 600 долларов США, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/010313/0001466.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по стоимости сделки с однородными товарами.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". В графе 8 ДТС-2 некорректные ссылки на несуществующие таможенные декларации, в таможенную стоимость включены неподтвержденные документально транспортные расходы, валюта цены товара указанная в инвойсе и в контракте различаются, не представлена спецификация к контракту. Так же установлено, что идентичные и однородные товары оформляются с более высокой стоимостью. В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 01.03.2013.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортная таможенная декларация страны отправления и ее заверенный перевод, банковские платежные документы об оплате за товар, спецификация к контракту. Срок для представления дополнительных документов установлен до 01.04.2013.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 05.03.2013 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 01.03.2013 декларант сообщил об отказе в предоставлении запрашиваемых документов и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 01.03.2013 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1 и КТС-2, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 4 985 рублей 23 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 06.03.2013 в адрес общества по инвойсу N BJN20130123D от 23.01.2012 на условиях DAF Яраг-Казмаляр поступила очередная партия товара - мебель для сидения, для столовых и жилых комнат, на общую сумму 23 560 долларов США, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/060313/0001633.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по стоимости сделки с однородными товарами.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". В графе 8 ДТС-2 указаны некорректные ссылки на несуществующие таможенные декларации. В таможенную стоимость товара включены неподтвержденные документально транспортные расходы. Так же установлено, что идентичные и однородные товары оформляются с более высокой стоимостью. В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 06.03.2013.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс - лист производителя, экспортная таможенная декларация, документы, в соответствии с которыми были выпущены однородные товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, банковские платежные документы по оплате за товар по предыдущим поставкам товара, бухгалтерские документы об оприходовании товаров. Срок для представления дополнительных документов установлен до 06.04.2013.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 08.03.2013 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 06.03.2013 декларант сообщил об отказе в предоставлении запрашиваемых документов и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 06.03.2013 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 10 329 рублей 63 копейки, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 13.03.2013 в адрес общества по инвойсу N GESU5306024 от 12.11.2012 на условиях поставки DAF Яраг-Казмаляр поступила очередная партия товара - мебель для сидения, для столовых, жилых и спальных комнат, изделия из стекла, на общую сумму 14 660 долларов США, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020\130313/0001829.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по стоимости сделки с однородными товарами.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". В представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара и его производителя. Транспортные расходы документально не подтверждены. В инвойсе отсутствуют данные о внешнеторговом контракте. Не представлены документы по оплате за товар. Так же установлено, что идентичные и однородные товары оформляются с более высокой стоимостью. В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 14.03.2013.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс - лист производителя, экспортная таможенная декларация, документы, в соответствии с которыми были выпущены однородные товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, банковские платежные документы по оплате за товар, документы, подтверждающие транспортные расходы, договор перевозки, информация, обосновывающая факт оприходования товара. Срок для представления дополнительных документов установлен до 10.05.2013.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 15.03.2013 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 14.03.2013 декларант сообщил об отказе в предоставлении запрашиваемых документов и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 14.03.2013 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1 и КТС-2, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 6 441 рубль 97 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 19.03.2013 в адрес общества по инвойсам от 23.01.2013 16696/1, от 12.02.2013 N 16696 на условиях поставки DAF Яраг-Казмаляр поступила очередная партия товаров - посуда стеклянная и фарфоровая, мебель металлическая для жилых комнат, вешалки напольные, на общую сумму 11 870 долларов США, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТN 10801020/190313/0001953.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по стоимости сделки с однородными товарами.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойсы, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". В представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара и его производителя. Транспортные расходы документально не подтверждены. В инвойсе отсутствуют данные о внешнеторговом контракте. Не представлены документы по оплате за товар. Так же установлено, что идентичные и однородные товары оформляются с более высокой стоимостью. В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 20.03.2013.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя, экспортная таможенная декларация, документы, в соответствии с которыми были выпущены однородные товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, банковские платежные документы по оплате за товар, документы, подтверждающие транспортные расходы, договор перевозки, информация, обосновывающая факт оприходования товара. Срок для представления дополнительных документов установлен до 15.05.2013.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 21.03.2013 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 20.03.2013 декларант сообщил об отказе в предоставлении запрашиваемых документов и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 20.03.2013 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1 и КТС-2, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 94 760 рублей 03 копейки, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 20.03.2013 в адрес общества по инвойсу от 17.03.2013 N 24 на условиях поставки DAF Яраг-Казмаляр поступила очередная партия товара - посуда стеклянная, на общую сумму 9 000 долларов США, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТN 10801020/200313/0001991.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по стоимости сделки с однородными товарами.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". В представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара. Не представлена спецификация. Транспортные и дополнительные расходы документально не подтверждены. Не представлены документы по оплате за товар. Так же установлено, что идентичные и однородные товары оформляются с более высокой стоимостью. В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 20.03.2013.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя, экспортная таможенная декларация, документы, в соответствии с которыми были выпущены однородные товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного договора, оригиналы документов на бумажных носителях, спецификация к контракту. Срок для представления дополнительных документов установлен до 20.04.2013.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 22.03.2013 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 20.03.2013 декларант сообщил об отказе в предоставлении запрашиваемых документов и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 20.03.2013 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1 и КТС-2, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 1 459 рублей 09 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 20.03.2013 в адрес общества по инвойсу от 15.03.2013 N R/013 на условиях поставки DAF Яраг-Казмаляр поступила очередная партия товара - кайма, сетка противомоскитная и москитная, на общую сумму 13 400 долларов США, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТN 10801020/200313/0001992.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по стоимости сделки с однородными товарами.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". В представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара. Не представлена спецификация. Транспортные и дополнительные расходы документально не подтверждены. Так же установлено, что идентичные и однородные товары оформляются с более высокой стоимостью. В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 20.03.2013.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя, экспортная таможенная декларация, документы, в соответствии с которыми были выпущены однородные товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного договора, оригиналы документов на бумажных носителях, спецификация к контракту. Срок для представления дополнительных документов установлен до 20.04.2013.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 22.03.2013 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 20.03.2013 декларант сообщил об отказе в предоставлении запрашиваемых документов и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 20.03.2013 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1 и КТС-2, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 21 527 рублей 58 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 21.03.2013 в адрес общества по инвойсу от 17.03.2013 N 171 на условиях поставки DAF Яраг-Казмаляр поступила очередная партия товара - посуда стеклянная, на общую сумму 10 440 долларов США, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТN 10801020/210313/0001995.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по стоимости сделки с однородными товарами.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". В представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара и его производителя. В инвойсе отсутствуют данные о внешнеторговом контракте. Транспортные расходы документально не подтверждены. Не представлены документы по оплате за товар. Так же установлено, что идентичные и однородные товары оформляются с более высокой стоимостью. В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 21.03.2013.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс - лист производителя, экспортная таможенная декларация, документы, в соответствии с которыми были выпущены однородные товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, банковские документы, а так же другие платежные документы, обосновывающие факт оплаты за товар, документы, обосновывающие транспортные расходы, информация, обосновывающая факт оприходования товара. Срок для представления дополнительных документов установлен до 16.05.2013.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 23.03.2013 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 21.03.2013 декларант сообщил об отказе в предоставлении запрашиваемых документов и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 21.03.2013 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 7 483 рубля 29 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 22.03.2013 в адрес общества по инвойсам от 06.03.2013 N 166 и 167 на условиях поставки DAF Яраг-Казмаляр поступила очередная партия товара - посуда стеклянная и фарфоровая, декоративные изделия из стекла, на общую сумму 20 113 долларов США, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТN 10801020/220313/0002014.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по стоимости сделки с однородными товарами.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойсы, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". В представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара. Не представлена спецификация. Транспортные расходы документально не подтверждены. Так же установлено, что идентичные и однородные товары оформляются с более высокой стоимостью. В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 22.03.2013.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя, экспортная таможенная декларация, документы, в соответствии с которыми были выпущены однородные товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного договора, оригиналы документов на бумажных носителях, спецификация к контракту. Срок для представления дополнительных документов установлен до 22.04.2013.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 26.03.2013 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 22.03.2013 декларант сообщил об отказе в предоставлении запрашиваемых документов и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 22.03.2013 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1 и КТС-2, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 5 670 рублей 35 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Полагая, что таможенные платежи, уплаченные в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным декларациям, а также исчисленных от сумм транспортных расходов, ошибочно включенных в таможенную стоимость товаров, являются излишне уплаченными, общество обратилось в таможню с заявлением об их возврате от 22.08.2013, которое возвращено таможней без исполнения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов (письма от 23.09.2013 N 19-38/11085).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 ТК ТС).
По смыслу статьи 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).
Приведенные положения статьи 69 ТК ТС подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Из материалов дела следует, что при подаче деклараций на товары таможенная стоимость товаров определена декларантом по стоимости сделки с однородными товарами.
Со ссылкой на недостаточность представленных декларантом документов, таможня сделала вывод о занижении заявленной таможенной стоимости товаров, приняла решения о проведении дополнительных проверок и запросила у декларанта дополнительные документы в обоснование заявленной таможенной стоимости. Непредставление декларантом дополнительных документов послужило основанием для принятия решений об окончательной корректировке таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 22 (глава V) Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденных Приказом ФТС России от 14.02.11 г. N 272 (далее - приказ N 272), при осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров не может быть использована стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Если таможенная стоимость должна быть определена по стоимости сделки с ними, уполномоченные должностные лица осуществляют проверку в соответствии с главами II и III Инструкции.
Дополнительным соглашением от 12.03.2014 N 11 изменен раздел 2 контракта от 01.08.2010. В пункт 2.1 контракта, внесены изменения о том, что цена на товар определяется в долларах США, общая стоимость контракта составляет 6 000 000 долларов США. Оплата производится в долларах США и возможна предоплата (срок поставки в течении срока действия контракта). В пункт 3.1 контракта, стороны предусмотрели, что товар должен быть поставлен в срок с сентября 2010 года по 01 ноября 2015 года. Изменения внесены в пункт 6.1 контракта, которые предусматривают, что оплата за товар будет производиться в долларах США путем перечисления на банковский счет "продавца" или по другим указанным им реквизитам на основании выставленного поручения на оплату с указанием всех необходимых банковских реквизитов. Изменения внесены в пункт 6.2 контракта, согласно которым последняя дата платежа - 01 ноября 2015 года. Дополнительным соглашением от 12.03.2014 N 12 изменены реквизиты покупателя.
Дополнительным соглашением N 13 в пункт 6.1 контракта внесены изменения, согласно которым оплата за товары будет производиться в российских рублях путем перечисления на банковский счет продавца или по другим указанным им реквизитам на основании выставленного поручения на оплату. Также изменены банковские реквизиты покупателя.
В поручении об оплате от 17.11.2014 N 15 продавец просит произвести оплату за товары, поставленные в том числе по вышеперечисленным инвойсам.
В соответствии с указанным поручениям об оплате платежным поручением от 17.11.2014 N 21 обществом произведена частичная оплата за поставленные товары в сумме 4 132 304 рублей.
Письмом от 19.11.2014 N 78 продавец товаров также подтверждает поставку широкого ассортимента товаров во исполнение контракта от 01.08.2010 N 010902014 и частичную оплату за них, в том числе и по поручению об оплате от 17.11.2014 N 21 в сумме 4 132 304 рублей.
Обществом также представлена ведомость банковского контроля по контракту. Однако спорные ДТ в ней не отражены. В судебном заседании представитель общества пояснил, что первоначально паспорт сделки по контракту был открыт в ОАО АКБ "Экспресс". В связи с отзывом лицензии у ОАО АКБ "Экспресс" и признания его банкротом паспорт сделки был переведен в ОАО АКБ "ЭНО". Однако ОАО АКБ "ЭНО" при открытии паспорта сделки от 13.02.2013 в разделе 6 не указал сведения о ранее открытом паспорте сделки от 30.10.2010. В последующем обществом паспорт сделки переведен в ОАО "Аделантбанк" филиал в г. Махачкале. 06.06.2014 общество обратилось в ОАО "Аделантбанк" с заявлением о внесении в изменений в раздел 6 паспорта сделки от 13.02.2013 о ранее оформленном паспорте сделки от 30.10.2010. Письмом от 10.06.2014 обществу отказано во внесении таких сведений в паспорт сделки. После закрытия филиала ОАО "Аделантбанк" в г. Махачкале паспорт сделки переведен в дагестанское отделение N 8590 ОАО "Сбербанк России", в котором по указанным в письме от 07.11.2014 N 019-171 причинам не отражены спорные декларации.
В силу указанных доказательств суд правомерно признал обоснованным довод общества о необходимости расчета таможенных платежей, подлежащих уплате по спорным декларациям, исходя из таможенной стоимости товаров, указанной в инвойсах и подлежащей уплате продавцу.
Из решений о проведении дополнительных проверок следует, что таможня в обоснование заявленных стоимостей товаров дополнительно запрашивала у общества прайс - листы производителя на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортные таможенные декларации страны отправления, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, банковские документы об оплате за товар по предыдущим поставкам, спецификация к контракту.
В то же время ни действующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность декларанта иметь в наличии экспортную декларацию, и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров. Отсутствие прайс - листа и спецификации при наличии других документов (в частности инвойсов и упаковочных листов), содержащих полную информацию, необходимую для определения таможенной стоимости по цене сделки, не является основанием для корректировки таможенной стоимости по шестому (резервному) методу.
На момент проведения дополнительной проверки сроки оплаты товаров, предусмотренные контрактом не истекли, в связи с чем требование о представлении банковских документов по оплате за товар суд находит необоснованным. Документы о частичной оплате за ввезенные товары представлены обществом в ходе судебного разбирательства.
Отсутствие документов об оприходовании товаров также не может служить основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости, поскольку они являются внутренними документами общества.
Товары поставлены на условиях DAF Яраг - Казмаляр, поэтому довод таможни о непредставлении договора перевозки, счета за перевозку суд признает необоснованным.
Несостоятелен и довод таможни о том, что сведения о стоимости товаров, содержащиеся в инвойсах на бумажных носителя и в электронных инвойсах, поскольку в электронных инвойсах стоимость товаров указано в евро, а на бумажных носителях - в долларах США.
Таможня в установленном порядке не выявила признаки недостоверности сведений о цене контракта, не доказала зависимость ее от условий, повлекших значительное отличие цены сделки от ценовой информации при сопоставимых условиях.
Изложенные обстоятельства и перечисленные выше доказательства в совокупности подтверждают, что декларантом представлен пакет документов, необходимый для таможенного оформления в соответствии с выбранным таможенным режимом, а также документы и сведения, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, анализ и оценка которых позволяет суду сделать вывод о том, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорной декларации, в соответствии со статьей 4 Соглашения - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных обществом при определении таможенной стоимости товаров по первому методу.
Доказательства, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в представленных обществом документах, противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных товаросопроводительных и коммерческих документах, относящихся к контракту, таможня не представила.
Кроме того, при определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
Такие доказательства таможня не представила. Таможня также нарушила принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение предыдущих методов.
Таможня в обоснование сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров не доказала наличие условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, не подтвердила отсутствие возможности применения второго - пятого методов определения таможенной стоимости.
Довод таможни о низком ценовом уровне заявленной таможенной стоимости ввезенных обществом товаров судом первой инстанции правомерно отклонен как необоснованный, поскольку таможня не доказала, что имеющаяся в таможенном органе информация относится к аналогичным товарам этого же поставщика, на аналогичных условиях поставки и объема, именно за спорный период времени, поскольку любое различие этих условий может привести к существенным изменениям цены товара. Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке общества, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки. Таможня не подтвердила сопоставимость условий ввоза соответствующего товара, его качественных и количественных характеристик с ввезенными обществом товарами.
На основании вышеизложенного суд обоснованно счел, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров ввезенных обществом по спорным декларациям противоречит требованиям ТК ТС, Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" нарушают права и интересы заявителя в предпринимательской деятельности и незаконно возлагают на него обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствие с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Корректировка таможенной стоимости ввезенных обществом товаров привели к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительно начисленных таможенных платежей
Согласно расчету общества, сумма излишне уплаченных таможенных платежей составляет 2 466 460 рублей. Данный расчет произведен обществом, исходя из стоимости товаров, указанной в инвойсах и подлежащей уплате продавцу. Расчет данной суммы сделан обществом по той же методике, что и таможней в КТС-1 и КТС-2, поэтому суд признал его правильным.
В силу изложенного таможенные платежи в сумме 2 466 460 рублей, доначисленные в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации по спорным декларациям, являются излишне уплаченными и подлежат возврату лицу, их уплатившему. Факт уплаты указанной суммы таможенных платежей подтверждается материалами дела и таможней не оспаривается. Доказательства наличия у общества задолженности по таможенным платежам таможней в суд не представлены. Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.
Общество также просило взыскать с таможни 15 000 рублей судебных расходов, связанных с участием его представителя в суде первой инстанции.
В силу части 1 статьи 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном заседании, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 Кодекса).
Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В соответствии с пунктом 20 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Кодекса).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О указано, что правило части 2 статьи 110 АПК РФ, предоставляющее арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, призвано создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.
Согласно пункту 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. При этом фактический размер оплаты за оказанные юридические услуги не является бесспорным основанием считать, что такая оплата соответствует разумным пределам.
В обоснование требований общество представило договор поручения от 08.12.2014 N 33 заключенный с адвокатом Алиевым М.А. на представление интересов в Арбитражном суде Республики Дагестан при рассмотрении споров с таможней по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных при оформлении товаров, ввезенных по контракту от 01.08.2010 N 01092014, и квитанцию от 08.12.2014 N 33 об уплате 15 000 рублей.
Пунктом 3.1 договора поручения за выполнение поручения установлено вознаграждение в размере 15 000 рублей. Пунктом 1 договора предусмотрено, что в обязанности представителя входит оспаривание действий и решений таможни, подготовка и представление в арбитражный суд искового заявления, дополнений, ходатайств, возражений, участие в судебных заседаниях, обжалование решений в вышестоящие инстанции, сбор и представление в суд необходимых документов и доказательств.
В рамках данного договора представитель предпринимателя подготовил заявление в арбитражный суд о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров, дополнение к заявлению от 09.02.2015, принял участие в судебных заседаниях.
Учитывая изложенное, заявленные к взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 рублей суд обоснованно признал разумными и документально подтвержденными. Доказательства обратного таможня не представила, ссылаясь лишь на их чрезмерность.
Данная сумма судебных расходов не превышает суммы адвокатских гонораров, рекомендованных решением Совета адвокатской палаты Республики Дагестан от 26.11.2011, а также коллегией адвокатов "Правовед" за представление интересов в арбитражном суде первой инстанции при рассмотрении аналогичных споров.
Доводы таможни, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.03.2015 по делу N А15-4813/2015.
Обществом в обоснование заявления о взыскании расходов на оплату услуг представителя представлен договор поручения N 309 на оказание услуг представителя в суде апелляционной инстанции, квитанция N 367 на сумму 5 000 руб.
С учетом характера спора, степени сложности дела и того, что представитель общества не участвовал в судебном заседании суда апелляционной инстанции, размера судебных расходов взысканных судом первой инстанции в пользу общества (15 000 руб.), суд апелляционной инстанции считает, необходимым отказать во взыскании в пользу общества судебных расходов на оплату услуг представителя в Шестнадцатом арбитражном апелляционном суде.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы таможней, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.03.2015 по делу N А15-4813/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4813/2014
Истец: ООО "ГЕР-ВЭД"
Ответчик: ГУ "Дагестанская таможня"
Третье лицо: 16-ый ААС, Алиев Мурад Абдурашидович, Дагестанская таможня