г. Киров |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А29-9456/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Усинске
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2015 по делу N А29-9456/2014, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Усинске
к обществу с ограниченной ответственностью Торговая компания "Усинскснаб"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Усинске (далее - заявитель, Территориальный отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Торговая компания "Усинскснаб" (далее - ответчик, Общество, ООО "Усинскснаб") к административной ответственности по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Территориальный отдел с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неправильном толковании норм материального права, а также на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе административный орган выражает несогласие с выводом арбитражного суда о недоказанности наличия в деянии ответчика события вменяемого ему административного правонарушения, а также с выводом о наличии со стороны Территориального отдела при проведении проверки грубого нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). По утверждению заявителя, событие административного правонарушения, предусмотренное статьей 14.45 КоАП РФ, в деянии Общества является доказанным, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (в том числе накладными), и надлежащим образом отражено в протоколе об административном правонарушении. Ссылку арбитражного суда в подтверждение вывода о грубом нарушении Территориальным отделом требований Закона N 294-ФЗ на решение Усинского городского суда от 30.03.2015 по делу N 12-29/2015 административный орган находит неправомерной, поскольку указанный судебный акт не вступил в законную силу в связи с его обжалованием в Верховный суд Республики Коми.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Заявитель представителя в судебное заседание также не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 30.10.2014 по 31.10.2014 на основании распоряжения от 29.10.2014 N 1361 (т.1 л.д.13-15) Территориальным отделом в отношении ООО "Усинскснаб" проведена внеплановая выездная проверка с целью обеспечения защиты прав потребителей в связи с поступлением обращения гражданина от 23.10.2014 (вход. N 91) о фактах нарушения его прав потребителя.
В ходе проведения проверки Территориальным отделом установлено, что 30.10.2014 в магазине "София", расположенном по адресу: г. Усинск, ул. Молодёжная, д. 12, к реализации допущена выпускаемая Обществом пищевая продукция (курники, сосиски в тесте, котлеты печеночные, голубцы домашние, блинчики с сердцем и др.), не имеющая сопроводительных документов, свидетельствующих о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов, позволяющих идентифицировать продукцию (то есть - при отсутствии декларации о соответствии).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 05.11.2014 N 83 (т.1 л.д.20-23).
05.11.2014 по факту выявленного нарушения должностным лицом Территориального отдела в отношении ООО "Усинскснаб" составлен протокол об административном правонарушении N 206, которым деяние последнего квалифицировано по статье 14.45 КоАП РФ (т.1 л.д.26-29).
11.11.2014 в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении ООО "Усинскснаб" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 КоАП РФ (т.1 л.д.7-10).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности Территориальным отделом события вменяемого ООО "Усинскснаб" административного правонарушения, а также наличия грубого нарушения Территориальным отделом требований Закона N 294-ФЗ к организации и проведению проверок, в частности: проведение проверки в отношении Общества в отсутствие оснований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 14.45 КоАП РФ предусмотрена ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Следовательно, для того, чтобы привлечь хозяйствующего субъекта к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ, административному органу необходимо доказать, что Обществом осуществляется реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и в сопроводительной документации отсутствуют сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 названной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей, продажа товара, в том числе импортного товара, не допускается.
К документам, подтверждающим соответствие продукции или иных объектов, производства, хранения, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ, Закон о техническом регулировании) относит декларацию о соответствии и сертификат соответствия.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации.
Пунктом 2 статьи 28 Закона о техническом регулировании установлена обязанность физического лица, который для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, указывать в сопроводительной документации к продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), который предусматривает оценку (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям названного технического регламента в форме подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 ТР ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит вся выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением: непереработанной пищевой продукции животного происхождения; специализированной пищевой продукции; уксуса. Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям названного технического регламента осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
В части 1 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется в вину реализация выпускаемой пищевой продукции (курники, сосиски в тесте, котлеты печеночные, голубцы домашние, блинчики с сердцем и др.), не имеющей сопроводительных документов, свидетельствующих о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов, позволяющих идентифицировать продукцию (то есть - при отсутствии декларации о соответствии).
Однако, ни в акте проверки от 05.11.2014 N 83 (т.1 л.д.20-23), ни в протоколе об административном правонарушении от 05.11.2014 N 206 (т.1 л.д.26-25), подробно не отражено, какая точно сопроводительная документация на спорную продукцию, изготовленную Обществом и реализованную им третьим лицам в магазине "София" в период проведения проверки, Территориальным отделом исследовалась и на основании каких именно доказательств им установлены факты реализации продукции без указания в товаросопроводительной документации сведений о декларации о соответствии.
В подтверждение факта наличия указанного нарушения и, как следствие, события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, Территориальный отдел ссылается на представленные в материалы дела накладные от 28.10.2014 N 791 (т.1 л.д.31) и от 29.10.2014 N 795 (т.1 л.д.32), содержащие сведения о перемещении продукции из цеха полуфабрикатов ООО "Усинскснаб" в магазин "София", принадлежащий тому же Обществу с указанием в них наименования произведенных товаров, единиц измерения, количества и цены за единицу товара.
В то же время, как обоснованно указано судом первой инстанции, названные накладные в данном случае не могут рассматриваться в качестве "сопроводительной документации", поскольку в них не указаны конкретные получатели произведенной ответчиком продукции, а также отсутствуют сведения о лицах, осуществивших сдачу и прием продукции, и об их должностном положении, то есть такие накладные являются внутренними учетными документами Общества, как изготовителя спорной продукции.
Таким образом, поскольку накладные N 791 и N 795 не являются допустимыми доказательствами в рамках настоящего дела, а иные доказательства продажи ответчиком товаров с оформленными им товаросопроводительными документами, в которых отсутствуют сведения о декларации соответствия, в материалы дела не представлены и на такие доказательства отсутствуют ссылки в составленных заявителем процессуальных документах, выводом арбитражного суда о недоказанности в деянии Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ, является правомерным.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В этой связи основания для удовлетворения заявления Территориального отдела о привлечении ООО "Усинскснаб" к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ отсутствуют.
Кроме того, арбитражным судом обоснованно принят во внимание довод Общества о нарушении административным органом требований Закона N 294-ФЗ, выразившихся в проведении внеплановой проверки в отношении ООО "Усинскснаб" в отсутствие предусмотренных законом оснований, что является грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок и что подтверждается решением Усинского городского суда Республики Коми от 30.03.2015 по делу N 12-29/15 (т.3 л.д.120-122).
Доводы заявителя жалобы о наличии и доказанности события вменяемого Обществу административного правонарушения подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Довод Территориального отдела о том, что спорная продукция процедуру подтверждения соответствия не прошла и соответствующих сертификатов не имеет вообще, не принимается судом апелляционной инстанции как не свидетельствующая о доказанности вменяемого Обществу административного правонарушения. В рассматриваемой ситуации в целях установления наличия в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, административному органу необходимо доказать, что ответчиком осуществлялась реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и в сопроводительной документации, оформленной именно на эту продукцию, отсутствовали сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Расширительное толкование диспозиции статьи 14.45 КоАП РФ недопустимо.
Довод административного органа о неправомерности ссылки арбитражного суда на решение Усинского городского суда от 30.03.2015 по делу N 12-29/2015, подлежит отклонению, поскольку указанный судебный акт вынесен по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и вступил в законную силу с момента его принятия.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В силу положений статей 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ вопрос об уплате государственной пошлины по жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2015 по делу N А29-9456/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Усинске - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9456/2014
Истец: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Усинске, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК
Ответчик: ООО "ТК Усинскснаб"
Третье лицо: Усинский городской суд