г. Санкт-Петербург |
|
23 июня 2015 г. |
Дело N А56-59274/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Дмитриевой И.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой ОГ.А.
при участии:
от истца: Сосновская Ж.В. по доверенности от 05.09.2014;
от ответчика: Зайцев С.В, по доверенности от 30.01.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7921/2015) Общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Отрадненского городского поселения" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2015 по делу N А56-59274/2014 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по иску Департамента Федеральной службы по надзору природопользования по Северо-Западному федеральному округу
к Обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал Отрадненского городского поселения"
о взыскании
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (место нахождения: 191104, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., 39, ОГРН 1099847008546 далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Отрадненского городского поселения" (ОГРН 1124706001133; место нахождения: Ленинградская область, Кировский район, гор. Отрадное, Ленинградское шоссе, д.1В, далее - Общество, Водоканал) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года и 1 квартал 2014 года в сумме 4 962 900 руб. 34 коп.
Решением суда от 11.02.2015 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что размер платы за негативное воздействие зависит от величины превышения фактической массы сбросов загрязняющих веществ, в свою очередь величина сбросов зависит от качества их очистки, а канализационные очистные сооружения г.Отрадное (КОС) в настоящее время не могут обеспечить надлежащую очистку сточных вод и выведены из эксплуатации, Общество не должно нести прямую ответственность за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Департамента возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
ООО "Водоканал Отрадненского городского поселения", являющееся плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, направило в Департамент Росприроднадзора по СЗФО расчет платы за 4 квартал 2013 за негативное воздействие на окружающую среду и за 1 квартал 2014 года.
На основании сведений, предоставленных Обществом, Департаментом была исчислена задолженность по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, как разница между начислениями и произведенной Обществом оплатой на общую сумму 7 790 562 руб. 72 коп.
Общество в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 г. и 1 квартал 2014 г. не внесло, в связи с чем Департаментом направлено требование от 09.06.2014 г. исх. N 04-28/5526 об уплате в течение 30 рабочих дней с момента получения требований платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Требование получено Обществом 17.06.2014 (согласно почтовому уведомлению), но не исполнило, в связи с чем Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года и 1 квартал 2014 года.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд правомерно удовлетворил заявленное Департаментом требование.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами (часть 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (Далее - Порядок N 632).
Согласно пункту 1 данного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом факт осуществления негативного воздействия на окружающую среду, следовательно, оно является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О разъяснено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", платежи за "различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Суд первой инстанции правомерно указал, что плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. В соответствии с приказами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.02.2011 N 103 и от 22.02.2012 N 64 на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, который наделен полномочиями также по взысканию задолженности по платежам в бюджет через судебные органы.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение требований Закона N 7-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 Общество в добровольном порядке самостоятельно исчисляло плату за негативное воздействие на окружающую среду по различным видам негативного воздействия и вносило ее в соответствующий бюджет.
Согласно представленному Департаментом акту сверки расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за спорные периоды составляет 4 962 900 руб. 34 коп.
Указанный расчет проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан правильным.
Податель жалобы полагает, что в настоящее время канализационные очистные сооружения г.Отрадное (КОС) в настоящее время не могут обеспечить надлежащую очистку сточных вод и выведены из эксплуатации, в связи с чем Общество не должно нести ответственность за негативное воздействие на окружающую среду.
В подтверждение вышеуказанного довода Обществом представлено заключение эксперта от 16.02.2015 N 547/15-16.1, согласно которому КОС находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, и не обеспечивают требуемой степени отчисти сточных вод от загрязнений.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции критически относится к представленному Обществом заключению эксперта от 16.02.2015 N 547/15-16.1, поскольку данный документ подтверждает неудовлетворительное состояние КОС в период с 27.01.2015 по 16.02.2015 (период проведения экспертизы), в то время как Департаментом заявлены требования о взыскании задолженности за 4 квартал 2013 года и 1 квартал 2014 года.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2015 по делу N А56-59274/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Отрадненского городского поселения"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59274/2014
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору природопользования (Росприроднадзора) по СЗФО
Ответчик: Ообщество с ограниченной ответственностью "Водоканал Отрадненского городского поселения"