г. Хабаровск |
|
23 июня 2015 г. |
А73-7015/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Гетмановой Т.С., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.,
при участии в заседании:
от УФСБ РФ по Хабаровскому краю: Волковой Е.С., представителя по доверенности от 30.06.2014,
от Министерства: Вербинской Т.П., представителя по доверенности от 23.04.2015,
от ТУ Росимущества в Хабаровском крае: Судаковой Н.В., представителя по доверенности от 28.10.2014,
от Правительства Хабаровского края: Ширяевой А.В., представителя по доверенности от 26.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Хабаровского края, Министерства имущественных отношений Хабаровского края, Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края,
на решение от 01.04.2015
по делу N А73-7015/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Букиной Е.А.,
по иску Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края
к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю;
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
встречному иску Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края,
о признании права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании недействительными записей в ЕГРП, обязании передать имущество,
третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "НЦРБ", ОГРН 103270110101, ИНН 2705010065) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УФСБ РФ по Хабаровскому краю, ОГРН 1022700929162, ИНН 2721010351) с иском об истребовании из чужого незаконного владения нежилого помещения площадью 12 кв. м., находящегося на 2 этаже функционального (встроенного) помещения N I(18-56), N II(23-50), расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, 137.
До принятия судебного акта по существу спора, УФСБ РФ по Хабаровскому краю обратилось со встречным иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к КГБУЗ "НЦРБ", Министерству имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство), Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) о признании права собственности Российской Федерации на административное здание, расположенное по адресу г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д. 137, площадью 1443,6 кв. м., литеры А, А1, А2, включая функциональное (встроенное) помещение N 1 (18-56), 2 (23-50), площадью 801,0 кв. м, расположенное в указанном административном здании. Обязании Министерства имущественных отношений Хабаровского края передать в установленном порядке из собственности Хабаровского края в собственность Российской Федерации функциональное (встроенное) помещение N 1 (18-56), 2 (23-50), площадью 801,0 кв. м, расположенное по адресу г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д. 137.
Встречный иск принят к производству суда определением от 29.07.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае).
Решением суда от 01.04.2015 первоначальный иск отклонен, уточненное встречное требование удовлетворено полностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, КГБУЗ "НЦРБ", Министерство, Правительство Хабаровского края в апелляционных жалобах просят решение от 01.04.2015 отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для данного дела, неправильное применение норм материального права, принять судебный акт об удовлетворении иска КГБУЗ "НЦРБ" и отказе в удовлетворении встречного требования УФСБ РФ по Хабаровскому краю.
В обоснование апелляционных жалоб указано, что поскольку право муниципальной собственности на спорное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном порядке, ненормативные правовые акты уровня субъекта и муниципального уровня о передаче спорного объекта в муниципальную собственность приняты органами власти в пределах своей компетенции и полномочий, спорное имущество было передано в муниципальную собственность в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, то оснований для отклонения первоначального иска не имелось, а встречное требование удовлетворено неправомерно. Подателями жалоб также указано на отсутствие у УФСБ РФ по Хабаровскому краю права на подачу встречного иска о признании права собственности Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края также указано на принятие решение в отношении прав лица, не привлеченного к участию в деле, но осуществляющего полномочия собственника спорного имущества.
В судебном заседании представители Правительства Хабаровского края, Министерства на удовлетворении апелляционных жалоб настаивали.
Представителем Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политике Хабаровского края заявлено ходатайство о замене Министерства имущественных отношений Хабаровского края в связи с его ликвидацией 29.05.2015 на Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (постановление Правительства Хабаровского края от 13.03.2015 N 37-пр).
С учетом мнения присутствующих в заседании лиц, ходатайство удовлетворено в порядке статьи 48 АП РФ.
Представители ТУ Росимущества в Хабаровском крае, УФСБ РФ по Хабаровскому краю в судебном заседании в отношении поданных жалоб представили возражения, оспоренное в апелляционном порядке решение от 01.04.2015 просили оставить в силе.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 11.06.2015 до 17.06.2015.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.05.2013, за КГБУЗ "НЦРБ" зарегистрировано право оперативного управления на объект недвижимости функциональное помещение I (18-56), II (23-50) общей площадью 801 кв. м. по адресу г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, 137.
Основанием для регистрации права явился приказ от 25.05.2012 N 237-к. "О передаче помещения из казны Николаевского муниципального района", согласно которому из казны Николаевского муниципального района в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского муниципального района было передано нежилое функциональное помещение N I (18-56), II (23-50) площадью 801,0 кв. м., расположенное по адресу: Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д.137.
Собранием депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края 25.06.2012 принято решение N 64-344 "О безвозмездной передаче муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского района и его имущества в государственную собственность Хабаровского края", которым был утвержден перечень имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края.
Пунктом 24 вышеуказанного Перечня в состав имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края, вошло детское отделение, общей площадью 801 кв. м., введено в эксплуатацию в 1942, два этажа, стены кирпичные, перекрытия деревянные, износ - 28%, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, 137, функциональное помещение N 1 (18-56), 2 (23-50).
Правительством Хабаровского края 29.12.2012 издано распоряжение N 842-рп "О принятии в государственную собственность Хабаровского края муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского муниципального района Хабаровского края, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края", которым был утвержден Перечень недвижимого имущества, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, в составе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского муниципального района Хабаровского края.
На основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 N 842-рп 23.04.2013 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о государственной регистрации права собственности Хабаровского края на функциональное помещение, назначение: нежилое, общей площадью 801 кв. м., этаж 1, 2, адрес (местонахождение) имущества: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, 137, пом. I (18-56), II (23-50), кадастровый (или условный) номер: 27-27-08/001/2012-618 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.04.2013 серии 27-АВ N 792546).
Согласно Выписке из реестра (сводной описи) муниципального имущества от 29.09.2014 N 1-14/67 функциональное (встроенное) помещение N I (18-56), II (23-50) площадью 801,0 кв. м., расположенное по адресу: Хабаровский край, Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д.137, по состоянию на 25.05.2012 являлось муниципальным имуществом, реестровый номер 2700051, внесено в Реестр (сводную опись муниципального имущества) 13.07.2006 на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно Выписке из реестра федерального имущества от 29.05.2014 N 722/1 за УФСБ России по Хабаровскому краю на праве оперативного управления закреплено административное здание, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д.137, общей площадью 1479,8000 кв. м., инвентарный номер 932, лит. А, А1, А2. (основания внесения в реестр - Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, акт от 26.04.1954)
Из акта от 28.04.1954, утвержденного руководителями УМВД и УКГБ Нижне-Амурской области, административное здание по ул. Приамурской, 62 передано в пользование УКГБ Нижне-Амурской области.
Согласно справке КГУП "Хабкрайинвентаризация", объекту недвижимости по адресу Приамурская, 62 в 1956 присвоен адрес: Приамурская, 137.
Истец, полагая, что предмет иска (нежилое помещение) выбыло из владения субъекта Российской Федерации незаконно, обратился с иском в арбитражный суд. Предметом встречного иска является вопрос о законности регистрации права собственности за Российской Федерацией.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно абзацу 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" все объекты государственной собственности до их передачи в собственность соответствующих субъектов являлись федеральной собственностью.
В пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 указано, что объекты государственной собственности, перечисленные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В пункте 2 раздела II приложения N 1 к указанному постановлению предусмотрено, что исключительно к федеральной собственности относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Пунктом 2 Приложения N 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 установлено, что к объектам, находящимся в муниципальной собственности, относятся, в том числе учреждения, и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и согласно статье 22 того же закона финансирование ее органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что объект недвижимости по адресу Приамурская, 137, в 1954 году передан в пользование УКГБ Нижне-Амурской области.
Последующее использование части объекта муниципальным учреждением здравоохранения для осуществления медицинской деятельности не изменило его правового статуса как имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, что было в последующем подтверждено регистрацией права федеральной собственности на этот объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выписка из реестра федерального имущества от 29.05.2014 N 722/1).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Зарегистрированное право федеральной собственности на этот объект, равно как и право оперативного управления имуществом, в установленном порядке не оспорено. То есть в силу п. 2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 рассматриваемый объект недвижимости относится к имуществу, находящемуся исключительно в федеральной собственности.
В силу п. 2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, запрещалась передача объектов, отнесенных к исключительно федеральной собственности, в государственную собственность субъекта Российской Федерации, а соответственно, такие объекты не могли передаваться и в муниципальную собственность, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорное имущество относится исключительно к федеральной собственности в силу закона и не могло быть передано в муниципальную собственность.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, поскольку установлен факт отнесения спорного имущества исключительно к федеральной собственности, приложение N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 не подлежит применению, так как спорное здание на момент разграничения государственной собственности не могло одновременно эксплуатироваться хозяйствующими субъектами, отнесенными к различным уровням собственности по перечням, содержащимся в приложениях N 1 и N 3 к названному постановлению Верховного Совета Российской Федерации.
С учетом вышеизложенных правовых норм и установленных в процессе рассмотрения дела обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что спорное нежилое помещение относятся к объектам федеральной собственности. При этом довод подателей апелляционных жалоб о том, что поскольку право собственности субъекта на спорное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном порядке, ненормативные правовые акты уровня субъекта и муниципального уровня о передаче спорного объекта в собственность приняты органами власти в пределах своей компетенции и полномочий, подлежит отклонению, поскольку органы субъекта и муниципального значения не были уполномочены распоряжаться имуществом, не находящимся в их ведении.
Следует также учесть, что частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлены основания и порядок безвозмездной передачи имущества, в том числе, из федеральной собственности в муниципальную собственность. В частности, указанной нормой установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доказательств соблюдения порядка передачи имущества из федеральной собственности не представлено.
В суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой истца на обозрение представлены документы, свидетельствующие о несении КГБУЗ "НЦРБ" расходов, связанных с содержанием и ремонтом спорного имущества за период с 2010 года (оплата налогов, затраты на ремонт, оплата коммунальных услуг).
Вместе с тем, несение расходов на содержание имущества не порождает права на него, а влечет только возникновение у заинтересованной стороны права требования в порядке статьи 303 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы, как подтверждающий требование КГБУЗ "НЦРБ", во внимание не принимается.
Довод жалоб о том, что по требованию о признании права собственности Российской Федерации на спорное имущество УФСБ РФ по Хабаровскому краю является ненадлежащим истцом, не может быть принят во внимание, поскольку это требование имеет целью восстановление нарушенного вещного права и с учетом одобрения исковых требований собственником - в лице ТУ Росимущества в Хабаровском крае, УФСБ РФ по Хабаровскому краю является надлежащим истцом по настоящему делу.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению в силе, апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, отклонению.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы Правительства Хабаровского края, которое к участию в деле судом первой инстанции не привлечено. Из обжалуемого решения не следует, что судом на Правительство возложены какие - либо обязанности, акты Правительства не оспаривались, поэтому не привлечение к участию в деле названного лица не является безусловным основанием для отмены судебного акта от 01.04.2015. Следовательно, производство по апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края подлежит прекращению применительно к статье 150 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края на решение от 01.04.2015 по делу N А73-7015/2014 Арбитражного суда Хабаровского края прекратить.
Решение от 01.04.2015 по делу N А73-7015/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства инвестиционной и земельно - имущественной политики Хабаровского края, Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7015/2014
Истец: Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю, Управление ФСБ Российской Федерации по Хабаровскому краю
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительство Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3188/16
29.04.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1371/16
08.02.2016 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7015/14
06.10.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3517/15
23.06.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2544/15
01.04.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7015/14