город Москва |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А40-140895/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Р. Г. Нагаева,
судей Е. А. Солоповой, Н. О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. А. Ямщиковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2014
по делу N А40-140895/14, вынесенное судьей М.В. Лариным
по заявлению ООО "Макдоналдс"
(ОГРН 1027700251754, 125009, г. Москва, Газетный пер., д.17)
к ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
(ОГРН 1027701022788, 101000, г. Москва, М. Златоустински пер., д. 3, корп. 1)
о признании недействительным решения от 14.05.2014 N 20/20.
при участии в судебном заседании:
от ООО "Макдоналдс" - Голованев М. А. по дов. от 12.01.2015 N 15/02; Игнатенко С.А. по дов. от 12.01.2015
от ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области - Немыткина Е. А. по дов. от 24.12.2014
УСТАНОВИЛ:
ООО "Макдоналдс" обратилось в суд к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области с требованием о признании недействительным решения от 14.05.2014 N 20/20 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2014 по делу N А40-140895/14 признано недействительным вынесенное Государственным учреждением - Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области в отношении ООО "Макдоналдс" решение от 14.05.2014 N 20/20 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ГУ -ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь ст.ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Пенсионным фондом проведена проверка представленных Страхователем сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету в системе обязательного пенсионного страхования (далее - индивидуальные сведения) за 4 квартал 2013 года, по окончании проверки составлен акт от 24.03.2014 N 20 (том 1 л.д. 79-80) о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, вынесено решение от 14.05.2014 N 20/20 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере в размере 21 286 294 руб. 68 коп.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 8, п.п. 1, 2, 4 ст. 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже на каждого работающего у него по трудовому или гражданско-правовому договору застрахованного лица (работника) по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.04.2006 N 192п, с 2011 года - ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Указанные сведения должны быть достоверными.
Согласно позиции пенсионного фонда, должник в нарушении указанных положений Закона представил недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2013 года.
В силу ст. 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Согласно п. 6 Требований к составлению акта камеральной проверки (Приложение N 25 к Приказу Минздравсоцразвития России N 957Н от 07.12.2009 "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"), описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам, сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
В соответствии с п. 5 ст. 38 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу п. 1 ст. 39 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 Закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
ВСогласно ч. 4 п. 6 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ.
В силу п. 8 ст. 39 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно ч. 9 ст. 39 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Органом контроля ПФР составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.03.2014 N 20. Данный Акт 10.04.2014 отправлен Страхователю по почте.
Рассмотрение Акта назначено на 14.05.2014 и состоялось в присутствии представителей организации Голованева МА. и Полякезой И.А. В процессе рассмотрения обществом были представлены возражения на Акт (том 1 л.д. 65-78), что нашло отражение в оспариваемом решении, вынесенном по результатам рассмотрения Акта на основании всех имеющихся документов и сведений, представленных Страхователем и имеющихся у органа контроля ПФР.
В Решении имеется ссылка на протокол контроля от 11.03.2014, в котором указаны все документы, представленные Страхователем, и на основании которых проводилась проверка сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также содержатся данные о выявленных расхождениях.
Основанием для привлечения страхователя к ответственности явилось обнаружение пенсионным фондом в представленных обществом 14.02.2014 по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде (ТКС) индивидуальных сведениях за 4 квартал 2013 года расхождения данных по сумме начисленных страховых взносов, отраженных в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме РСВ-1 (далее - расчет) и суммам, указанным в описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-2), что нашло отражение в протоколе предварительной проверки файлов, направленном страхователю 21.02.2014.
После неоднократных исправлений выявленных расхождений, отчетность за 4 квартал 2013 года принята Пенсионным фондом.
Согласно положениям ст. 11 Закона N 27-ФЗ ежеквартально представляемые страхователем индивидуальные сведения о каждом застрахованном лице должны содержать следующие данные: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Перечень сведений, подлежащих включению в формы отчетности, разработанные Пенсионным фондом, установленный в п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, является закрытым, в связи с чем, не включение иных сведений в формы отчетности, равно как и несоответствие сведений индивидуального учета данным отчетности (расчет по форме РСВ-1) не может расцениваться как недостоверность представленных индивидуальных сведений.
Под недостоверностью индивидуальных сведений по конкретному застрахованному лицу за определенный период может пониматься отраженные страхователем в соответствующей форме (СЗВ-6-2) данные о застрахованном лице, прямо перечисленные в ст. 11 Закона N 27-ФЗ, которые не соответствуют фактическим данным об этом лице, имеющимся у Пенсионного фонда и препятствуют идентификации как самого застрахованного лица, так и размера начисленных и уплаченных за него страховых взносов, для включения их в индивидуальный лицевой счет этого лица, необходимых для расчета будущей трудовой пенсии.
Под недостоверностью индивидуальных сведений по конкретному застрахованному лицу за определенный период может пониматься отраженные страхователем в соответствующей разделе единой отчетности (раздел 6) данные о застрахованном лице, прямо перечисленные в ст. 11 Закона N 27-ФЗ, которые не соответствуют фактическим данным об этом лице, имеющимся у Пенсионного фонда и препятствуют идентификации как самого застрахованного лица, так и размера начисленных и уплаченных за него страховых взносов, для включения их в индивидуальный лицевой счет этого лица, необходимых для расчета будущей страховой или накопительной пенсии.
Иные ошибки, в том числе ошибки форматно-логического контроля в данных о застрахованном лице (Ф.И.О., адрес), о соответствии размера начисленных ему страховых взносах общему размеру взносов начисленных в целом по страхователю, являются устранимыми, в том числе самим Пенсионным фондом в пределах его компетенции, в связи с чем, их совершение не может являться основанием для квалификации сведений индивидуального учета в качестве недостоверных.
Обнаруженные Пенсионным фондом при первичной проверке представленной страхователем 14.02.2014 отчетности за 4 квартал 2013 года ошибки форматно-логического контроля, не являющиеся неустранимыми и не препятствующие идентификации страхователя, самостоятельно исправленные впоследствии страхователем путем представления скорректированного расчета РСВ-1 за тот же период, не могут, в соответствии с положениями ст. 11 Закона N 27-ФЗ, расцениваться в качестве недостоверных сведений, соответственно не могут являться основанием для привлечения страхователя к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем вынесенное пенсионным фондом решение от 14.05.2014 N 20/20 о привлечении к ответственности признается судом недействительным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для полной отмены решения, вынесенного Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2014 по делу N А40- 140895/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р. Г. Нагаев |
Судьи |
Е. А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140895/2014
Истец: ООО "Макдоналдс", ООО "ФБК"
Ответчик: ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N 10 Управление по г. Москве и Московской области