город Омск |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А75-12303/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3784/2015) общества с ограниченной ответственностью "Сургутавтогаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.02.2015 по делу N А75-12303/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сургутавтогаз" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительными решений от 18.08.2014 N 3678, от 18.08.2014 N 65122,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сургутавтогаз" - Брусенцова Татьяна Николаевна по доверенности N 2 от 19.01.2015 сроком действия по 19.01.2016, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Шагаюпова Ольга Игоревна по доверенности N 1 от 19.01.2015 сроком действия по 19.01.2016, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Кузнецова Наталья Станиславовна по доверенности N 05-11/08520 от 25.06.2014 сроком действия на 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сургутавтогаз" (далее - заявитель, общество, ООО "Сургутавтогаз", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по г. Сургуту ХМАО - Югры, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 18.08.2014 N 3678 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (НДС), от 18.08.2014 N 65122 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.02.2015 по делу N А75-12303/2014 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Сургутавтогаз" при подаче 07.03.2014 уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2012 года по НДС был пропущен трехлетний срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение которого налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет НДС по счетам-фактурам, оформленным от имени ООО СТК "Политех", ЗАО "Завод "Джи Ти Сэвэн", СГМУП "Бюро технической инвентаризации", выставленным за 4 квартал 2009 года, 1 - 4 кварталы 2010 года включительно.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Сургутавтогаз" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на неправомерность отказа в возмещении НДС по мотиву непредоставления вместе с первоначальной налоговой декларацией за 1 квартал 2012 года документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, поскольку нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанности налогоплательщика на момент предоставления налогового декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС, приложить к ней документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации правомерность применения налоговых вычетов.
По мнению подателя жалобы, Инспекцией необоснованно трехлетний срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, исчислен от даты составления спорных счетов-фактур, а не от даты подачи уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 года.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Общества, в котором налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Сургутавтогаз" представило 07.03.2014 в Инспекцию уточненную налоговую декларацию налоговую по НДС за 1 квартал 2012 года, в которой сумма НДС, исчисленная к возмещению на основании счетов - фактур, оформленных от имени ООО СТК "Политех", ЗАО "Завод "Джи Ти Сэвэн", СГМУП "Бюро технической инвентаризации" и выставленных за 4 квартал 2009 года, 1 - 4 кварталы 2010 года включительно, составила 5 409 411 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 07.03.2014 ООО "Сургутавтогаз" уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 года (т. 1 л.д. 19).
По итогам проверки Инспекцией составлен акт от 25.06.2014 N 113523 (т. 1 л.д. 15) и вынесено решение от 18.08.2014 N 65122 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 18.08.2014 N 3678 об отказе в возмещении полностью суммы НДС.
Решением от 18.08.2014 N 65122 налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 1 051 руб., ему доначислены суммы неуплаченного НДС за 2 квартал 2012 года в размере 15 765 руб., а также суммы пени в размере 1 682 руб. 15 коп.
Решением от 18.08.2014 N 3678 Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 5 409 411 руб. (т. 1 л.д. 15).
По результатам апелляционного обжалования данных решений в Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление ФМС России по ХМАО - Югре) решением Управления ФМС России по ХМАО - Югре от 20.10.2014 N 07/359 жалоба Общества оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д. 30).
Полагая, что решения Инспекции не соответствуют закону, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.02.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются налогоплательщиками НДС. Объектом налогообложения НДС признаются операции, перечисленные в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Условия, при которых подлежат вычету суммы НДС, определены статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету, является счет-фактура. При этом содержащиеся в счете-фактуре сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 169 НК РФ, должны быть достоверны, а представляемые налогоплательщиком в качестве обоснования правомерности своих действий при исчислении налога документы должны быть взаимоувязанными и непротиворечивыми.
Таким образом, документами, дающими право на налоговые вычеты, являются в совокупности счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в соответствии с порядком, установленным пунктами 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, и первичные документы, подтверждающие принятие товара на учет.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что налоговые вычеты, заявленные Обществом 07.03.2014 в уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 года, состоят из сумм налога, указанного в счетах- фактурах ООО СТК "Политех", ЗАО "Завод "Джи Ти Сэвэн", СГМУП "Бюро технической инвентаризации", выставленных за 4 квартал 2009 года, 1 - 4 кварталы 2010 года.
При этом налогоплательщик считает, что им не был пропущен трехлетний срок на получение налогового вычета по НДС, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, который, по мнению Общества, необходимо исчислять от даты подачи уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 года, а не с момента выставления счетов - фактур.
Действительно, в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямого запрета на использование вычета в более позднем периоде нет. Поэтому налогоплательщик может заявить НДС к вычету в любой момент после выполнения перечисленных в статьях 171,172 Налогового кодекса Российской Федерации условий, в том числе и в ситуации, когда счет-фактура получен позже, чем выставлен.
Между тем, согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 27, 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", в силу пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. При этом правило пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
При применении пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса),
должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий. В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).
Таким образом, в силу прямого указания закона срок, в течение которого налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет сумм НДС, составляет три года после окончания соответствующего налогового периода, в котором у того возникло такое право (пункт 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом действующее налоговое законодательство не предоставляет налогоплательщику право по своему усмотрению определять налоговый период, в котором будут предъявлены к вычету суммы НДС, право на вычет, которых возникло в конкретном налоговом периоде.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (пункт 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период для плательщиков НДС устанавливается как квартал.
Из материалов налоговой проверки следует, что обществом заявлен налоговый вычет по НДС по счетам-фактурам, оформленным от имени ООО СТК "Политех", ЗАО "Завод "Джи Ти Сэвэн", СГМУП "Бюро технической инвентаризации", отвечающие требованию статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, выставленные за 4 квартал 2009, 1 - 4 кварталы 2010 года включительно.
Моментом окончания налоговых периодов, в которых у налогоплательщика возникло право на применение налоговых вычетов по спорным счетам-фактурам, является:
31.12.2009 (4 квартал 2009 года), право на применение вычетов истекает 31.12.2012,
31.03.2010 (1 квартал 2010 года) право на применение вычетов истекает 31.03.2013,
30.06.2010 (2 квартал 2010 года) право на применение вычетов истекает 30.06.2013,
30.09.2010 (3 квартал 2010 года) право на применение вычетов истекает 30.09.2013,
31.12.2010 (4 квартал 2010 года) право на применение вычетов истекает 31.12.2013.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, Общество пропустило трехлетний срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, и утратило право на возмещение суммы НДС по счетам-фактурам за указанный налоговый период.
Позиция Инспекции по данному вопросу основана на положениях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениях Минфина России, данных в письмах от 30.12.2011 N 03-07-11/361, от 13.10.2010 N 03-07-11/408, от 22.06.2010 N 03-07-11/264, разъяснениях ФНС России от 28.02.2012 N ЕД-3-3/631@, от 12.07.2011 N ЕД-4-3/11248@ Толкование и применение Инспекцией норм о предельных сроках декларирования вычетов по НДС полностью соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
При этом нормы налогового законодательства Российской Федерации, определяющие порядок применения вычетов по НДС, не исключают возможности применения вычета за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) оплачены и приняты на учет, но при условии соблюдения налогоплательщиком трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 2217/10).
Положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статей 165, 176 Налогового кодекса Российской Федерации) устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС. Согласно этому порядку рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают такие решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также дополнительно истребованных на основании пункта 8 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации правомерность применения налоговых вычетов.
Согласно статье 176 Налогового кодекса Российской Федерации после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению, путем проведения камеральной налоговой проверки, которая в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации проводится в течение трех месяцев. По окончании этой проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Как указывает налоговый орган, в ходе камеральной проверки Обществом предоставлено пояснение от 24.04.2014 N 38 по факту не заявления вычета по НДС в более ранние периоды, согласно которому у заявителя отсутствовали основания принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость из-за отсутствия налоговой базы в налоговом периоде.
Таким образом, налогоплательщиком не представлено объективных причин (доказательств), свидетельствующих о наличии препятствий для заявления вычетов в рамках срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, по верному замечанию суда первой инстанции, ООО "Сургутавтогаз" имело возможность своевременно, в установленные законодательством сроки, воспользоваться соответствующим правом.
Как утверждает налогоплательщик, первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2012 года была подана 20.04.2012, сумма к возмещению составила 113 686 руб. В книгу покупок вошли счета-фактуры N 179 от 17.12.2010 на сумму 44 996 руб. 46 коп., N 180 от 17.12.2010 на сумму 549 руб. 15 коп., N 344.1 от 14.10.2010 на сумму 297 руб. 38 коп. Сумма НДС составила 113 689 руб. Вышеуказанная налоговая декларация была принята к зачету ИФНС России по г. Сургуту.
Однако, первичная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2012 года представлена обществом 20.04.2012 с суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет в размере 181 руб., сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 0 руб.
Следовательно, в отношении налогоплательщика налоговый орган не проводил мероприятия налогового контроля в виде истребования документов, в том числе не истребовал документы по первичной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 года, не исследовал книгу покупок за 1 квартал 2012 года и указанные счета-фактуры. То есть, нельзя достоверно утверждать, что названные счет-фактуры были "зачтены" Инспекцией.
Следовательно, налоговый орган не выносил решений об отказе либо о возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению за 1 квартал 2012 года, так как сумма НДС к возмещению налогоплательщиком не заявлялась.
Первая уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2012 года представлена Обществом 10.02.2014.
Вторая уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2012 в налоговый орган представлена 07.03.2014. Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 5 409 411,00 руб. Согласно разделу N 3 данной уточненной налоговой декларации сумма исчисленного НДС по строке 120 составила 113 867 руб., общая сумма НДС, подлежащая вычету, по строке 220 составила 5 523 278,00 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено завышение Обществом предъявленного к налоговому вычету НДС в декларации за 1 квартал 2012 года на сумму 5 425 176 руб. Следовательно, общая сумма НДС, подлежащая вычету, по данным Инспекции составила 98 102 руб. (5 523 278 руб. -5 425 176 руб.).
Вследствие чего завышение налоговых вычетов и заявленного к возмещению НДС составляет 5 409 411 руб., а неуплата НДС за 1 квартал 2012 года - 15 765 руб. (113 867 руб. - 98 102 руб.).
Таким образом, оспариваемыми решениям Инспекции Обществу правомерно доначислены суммы НДС, соответствующие пени, и штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и ему обоснованно было отказано в возмещении НДС.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы налогоплательщика не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Сургутавтогаз".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2015 по делу N А75-12303/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12303/2014
Истец: общество с ограниченной отвествтенностью "Сургутавтогаз"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-24445/15
08.10.2015 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-12303/14
17.06.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3784/15
22.02.2015 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-12303/14