г. Воронеж |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А14-3837/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Скрынникова В.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Борисоглебскому району Воронежской области: Селезнева В.В. по доверенности N 02-19 от 17.06.2015,
от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.04.2015 по делу N А14-3837/2015 (судья Кочетков А.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Борисоглебскому району Воронежской области (ОГРН 102360006100443, ИНН 3604013174), Воронежская область к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области (ОГРН 1023600614476, ИНН 3604010575) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Борисоглебскому району Воронежской области (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области (далее - ФКУ "ИК N9 УФСИН по Воронежской области, Учреждение) о взыскании задолженности в общей сумме 1 038 417,80 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.04.2015 по делу N А14-3837/2015 заявленные требования удовлетворены. С Учреждения взыскана задолженность в общей сумме 1 038 417,80 руб., а именно: на страховую часть пенсии в сумме 805 383, 50 руб.; по дополнительному тарифу на страховую часть пенсии в сумме 32 396, 31 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 163 576, 04 руб.; 29 743,54 руб. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии; 1073 руб. пени на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу на страховую часть пенсии; 6 245,41 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 13.11.2014 по 17.02.2015. Также с ФКУ "ИК N9 УФСИН по Воронежской области в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 23 384, 178 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом в части взыскании 29 743,54 руб. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии; 1073 руб. пени на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу на страховую часть пенсии; 6 245,41 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 13.11.2014 по 17.02.2015, а также 23 384, 178 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета РФ, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.04.2015 N А14-3837/2015 в указанной части как основанное на неправильном применении норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований органа Пенсионного фонда в указанной части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области ссылается, что ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области входит в структуру органа государственной власти (ФСИН России), а потому на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Также Учреждение выражает несогласие с решением суда в части взыскания пени на недоимку по страховым взносам в связи с наличием смягчающих обстоятельств, а именно: бюджетное финансирование Учреждения, его тяжелое финансовое положение: отсутствие прибыли, наличие задолженности перед контрагентами, наличие задолженности по заработной плате. По мнению Учреждения, взыскание пени приведет к еще большему увеличению задолженности и ухудшению финансового положения Учреждения.
Доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой удовлетворены требования Управления в взыскании пени на недоимку по страховым взносам и государственной пошлины.
Исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 21.04.2015 лишь в обжалуемой части.
В судебное заседание не явились представители ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В материалы дела представлено заявление Учреждения с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ч. 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителей ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что Учреждением по итогам 4 квартала 2014 года несвоевременно и неполно исполнены обязательства по уплате страховых взносов, органом Пенсионного фонда за период с 13.11.2014 по 17.02.2015 произведено начисление пени, а именно: 29 743,54 руб. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии; 1073 руб. пени на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу на страховую часть пенсии; 6245,41 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Управлением в адрес ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области направлены требования N 04600440038784 от 17.02.2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в добровольном порядке в срок до 11.03.2015 и N 04600440146193 от 12.11.2014 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 02.12.2014.
Неисполнение требований об уплате недоимки по страховым взносам и пени в добровольном порядке послужило основанием для обращения органа Пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Учреждение в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы; в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, а также представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (статья 10 Федерального закона N 212-ФЗ).
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, регулируется статьей 15 Федерального закона N 212-ФЗ.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (части 3,4,5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов подлежат начислению пени. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления Управлением требования об уплате пеней.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области не оспаривается наличие задолженности по уплате страховых взносов в указанных в требованиях N 04600440038784 от 17.02.2015 и N 04600440146193 от 12.11.2014 суммах.
Правомерность и правильность начисления пеней Учреждением также не оспаривается.
Довод ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области о том, что смягчающие ответственность обстоятельства должны быть применены и при исчислении пеней является ошибочным и противоречит положениям Федерального закона N 212-ФЗ.
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 14.07.2005 N 9-П дано определение пеням как компенсационным выплатам, внесение которых плательщиком в случае неуплаты обязательных платежей в установленные сроки компенсирует ущерб, понесенный государством в результате несвоевременного внесения обязательного платежа.
Из анализа статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что пени являются платежом, предназначенным компенсировать потери в результате неполучения сумм страховых взносов в установленный срок, поэтому при их взыскании не может применяться норма, регулирующая размер имущественной ответственности.
При таких обстоятельствах довод Учреждения о том, что наличие смягчающих ответственность обстоятельств может служить основанием для снижения размер пеней, начисленных в связи с задолженностью по уплате страховых взносов, является ошибочным и не основан на положениях Федерального закона N 212-ФЗ.
Довод жалобы о том, что ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области входит в структуру органа государственной власти (ФСИН России), а потому на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, основан на неправильном толковании норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 337 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (подпункт 1.1).
ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области является федеральным бюджетным учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Названным Законом и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации определены виды учреждений, исполняющих наказания. К ним относятся: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения.
В соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована ФСИН России, которой переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.
В силу пункта 3 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (далее - Положение о ФСИН России), основными задачами этой службы являются, в том числе исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения о ФСИН России).
Деятельность учреждений, исполняющих наказания, и органов ФСИН России в силу общности стоящих перед ними целей и задач тесно взаимосвязана, а сами они образуют единый управленческий комплекс взаимодействующих субъектов, совместно участвующих в исполнении наказаний.
Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
С учетом приведенных норм права суд сделал правильный вывод о том, что исправительные колонии как государственные учреждения выполняют функции государственного органа в публично-властных отношениях, связанных с исполнением уголовного наказания.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 3 пункта 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", судам необходимо учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
В рассматриваемом случае арбитражный процесс по делу инициирован органом Пенсионного фонда РФ и направлен на взыскание с ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области как плательщика недоимки по страховым взносам и пеням.
Таким образом, ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области выступает в качестве ответчика в арбитражном процессе, не связанном с защитой им государственных и (или) общественных, то есть публичных интересов в сфере возложенных на него функций, и, соответственно, названное учреждение не может претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Орган Пенсионного фонда как государственный орган и заявитель по делу в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, напротив, освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
В силу части 3 статьи 110 АПК РФ госпошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты госпошлины.
Следовательно, суд первой инстанций обоснованно взыскал с Учреждения в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в полном объеме в отсутствие доказательств доводов ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области о тяжелом имущественном положении.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-3837/2015 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ "ИК N 9" УФСИН по Воронежской области - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.04.2015 по делу N А14-3837/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3837/2015
Истец: ГУ-УПФ РФ по Борисоглебскому району ВО
Ответчик: ФКУ ИК-9 УФСИН России по ВО