г. Воронеж |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А48-5486/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 июня 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей : Скрынникова В.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Чириковой О.Н., по доверенности N 06-10/06/26453 от 12.12.2013,
от Закрытого акционерного общества "Корпорация ГРИНН": Борисовой С.И., по доверенности N 144-юр от 31.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 07.04.2015 по делу N А48-5486/2014 (судья Соколова В.Г.), принятое по заявлению Закрытого акционерного общества "Корпорация ГРИНН" (ОГРН 1024600949185, ИНН 4629045050) к Государственному учреждению - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025700828009, ИНН 5753007607) о признании решений недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Корпорация ГРИНН" (далее - ЗАО "Корпорация ГРИНН", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее -Фонд, Учреждение) о признании недействительными решений от 29.10.2014:
N 382 осс/расходы "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 7555,27 руб. (пункт 1 решения); предложения Обществу произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 7555,27 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за 4 квартал 2014 (пункт 2 решения);
N 382 осс/доходы о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 661,78 руб. (пункт 1 решения); предложении уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 3308,94 руб. (пункт 2.1 решения); предложении обществу уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения (пункт 2.2 решения); предложении Обществу внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета (пункт 3 решения).
Решением Арбитражного суда Орловской области требования Общества удовлетворены.
Фонд, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы, отделение Фонда ссылается на обстоятельства, установленные в ходе выездной проверки и свидетельствующие о неуплате Обществом сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Данная неуплата возникла в связи с неправомерным, по мнению Фонда, невключением Обществом в базу для начисления страховых взносов сумм оплаты приобретенных Обществом путевок для работников, а также сумм оплаты четырех дополнительных выходных дней одному из родителей по уходу за ребенком-инвалидом и работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Фонд указывает, что Общество незаконно произвело выплаты в размере 6615,72 руб. по листку нетрудоспособности серии ВЮ N 9395242 и 939,55 руб. - по листку нетрудоспособности серии ВЮ N 9357664, поскольку при выписке данных больничных нарушен п. 20 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Также, Фонд указывает, что оплата дополнительных выходных дней одному из родителей по уходу за ребенком-инвалидом не подпадает под виды выплат, которые в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Кроме того, по мнению Фонда, Общество необоснованно выплатило за счет средств ФСС денежные средства своим работникам: Обыденниковой Н.В. - 18 308,06 руб., Горшковой О.В. - 1404,94 руб., Дремовой Е.В. - 1688,71 руб., Ширяеву А.Н. - 351,49 руб., следовательно, они подлежали обложению страховыми взносами и на них правомерно был начислен штраф. Также, по мнению Фонда, Общество незаконно не начисляло страховые взносы на суммы среднего заработка работников в период прохождения ими военных сборов.
В представленном отзыве Общество указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учреждением проведена выездная по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлены акты выездной проверки от 25.09.2014 N 382 осс/расходы, N 382 осс/доходы.
По результатам проведенной проверки Фондом приняты решения от 29.10.2014 N 382 осс/расходы, N 382 осс/доходы, в соответствии с которыми не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 29 308,47 руб., Обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 29 308,47 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за 4 квартал 2014 года; Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 661,78 руб., ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 3308,94 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с решениями Фонда от 29.10.2014 N 382 осс/расходы, N 382 осс/доходы, Общество обратилось в Арбитражный суд Орловской области с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела, основанием для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных в качестве выплаты пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, послужил вывод Фонда, что в нарушение п. 20 Порядок выдачи листков нетрудоспособности Общество незаконно произвело выплаты в размере 6615,72 руб. по листку нетрудоспособности серии ВЮ N 9395242 и 939,55 руб. - по листку нетрудоспособности серии ВЮ N 9357664.
В ходе выездной проверки Фонд пришел к выводу, что при выписке данных больничных листков в нарушение п. 20 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, листок нетрудоспособности серии ВЮ N 9395242 выдан не в день выписки из стационара, а на день раньше (листок нетрудоспособности выписан 13.05.2014, в то время как в строке "освобождение от работы" указан срок нахождения в стационаре с 02.05.2011 по 14.05.2011); листок нетрудоспособности серии ВЮ N 9357664 выдан 13.03.2011, в разделе "находился в стационаре" указан срок с 03.03.2011 по 13.03.2011, в разделе "режим" указан стационарный и амбулаторный, в строке "освобождение от работы" указан срок с 03.03.2011 по 14.03.2011, то есть врач одной строкой указал освобождение от работы на период стационарного и амбулаторного лечения.
Удовлетворяя заявленные требования Общества по данному эпизоду, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) установлено, что по общему правилу финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).
Согласно статье 5 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены ст. 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно подпункту 4 части 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, оформленный в соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности.
Согласно п. 18 Порядка гражданам, нуждающимся в лечении в специализированной медицинской организации, листок нетрудоспособности выдается непосредственно в специализированной медицинской организации. В исключительных случаях листок нетрудоспособности выдается медицинским работником при направлении гражданина в специализированную медицинскую организацию соответствующего профиля для продолжения лечения.
В соответствии с п. 20 Порядка при выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается за весь период стационарного лечения, а для граждан, находящихся вне места регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания), - с учетом дней для проезда к месту регистрации. При продолжении временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности может быть продлен до 10 календарных дней.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности медицинским учреждением с нарушением порядка их оформления, при отсутствии доказательств не наступления страхового случая, а, следовательно, нецелевого использования средств социального страхования не может являться основанием для отказа застрахованным лицам в социальном обеспечении, гарантированным законом на случай временной нетрудоспособности.
Отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
Негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями установленных норм законодательства возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
При этом в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ с 01.01.2010, органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Указанная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12 и определении Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2014 N 310-КГ14-4789.
При этом суд первой инстанции, обоснованно отметил, что ошибки, допущенные медицинскими учреждениями в листке нетрудоспособности серии ВЮ N 9395242 и листке нетрудоспособности серии ВЮ N 9357664 носят устранимый и несущественный характер.
При этом судом первой инстанции принято во внимание, что по указанному эпизоду Обществом был сделан запрос главному врачу Тамбовской областной клинической больницы. В письме от 18.08.2014 N 4868 заместитель главного врача по клинико-экспертной работе Стрельникова И.В. указала, что листок нетрудоспособности серии ВЮ N 9395242 выдавался лечащим врачом без осмотра врачебной комиссии, т.к. это не регламентировалось действующим на тот момент приказом о порядке оформления листков нетрудоспособности. Предоставление листка нетрудоспособности в последний рабочий день недели пациентам, выписывавшимся в выходные и праздничные дни, на тот период времени допускалось региональным филиалом ФСС.
Также Общество обращалось в ГУ - Тамбовское отделение ФСС РФ, осуществляющее контроль за оформлением больничных, выданных медицинскими учреждениями Тамбовской области. В ответе N 01-18/11/11604 от 19.08.2014 ГУ - Тамбовское отделение ФСС РФ со ссылкой на пункты 5, 20 и 60 Порядка подтвердило обоснованность принятия к оплате страхователем спорных листков нетрудоспособности.
Довод Фонда, что разъяснения, представленные специалистом ГУ - Тамбовское отделение ФСС РФ не могли быть приняты за основание для принятия к зачету спорных листков нетрудоспособности, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанные разъяснения исследовались судом наряду и в совокупности с другим доказательствами и обстоятельствами дела.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что Фонд в оспариваемом решении от 29.10.2014 N 382 ОСС/расходы необоснованно ссылается на нарушение п. 20 Порядка, поскольку из листка нетрудоспособности серии ВЮ N 9357664 следует, что пациент находился в стационаре с 04.03.2011 по 13.03.2011 и 13.03.2011 ему был выдан листок нетрудоспособности.
В ходе проверки Фондом также сделан вывод о неправомерном неначислении страховых взносов на суммы дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом и Фонд включил в облагаемую базу для начисления страховых взносов оплату Обществом своим работникам четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами в сумме 72 290,26 руб.
Судом установлено и следует из материалов дела, что указанные выплаты, производились страхователем - ЗАО "Корпорация ГРИНН" по заявлению работника о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом на основании статьи 262 ТК РФ.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, действительно производится в рамках трудовых отношений.
Вместе с тем, как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Положениями пп.1 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Аналогичные положения закреплены п. пп.1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Статья 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусматривает, что социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составной частью которой является федеральный бюджет.
Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
При таком правовом регулировании оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений пп.1 п.1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование, в связи с чем, доначисление страховых взносов по указанному основанию произведено Фондом необоснованно.
Следовательно, вывод отделения Фонда социального страхования о занижении Обществом базы для начисления страховых на сумму выплат, производимых в пользу работников в связи с использованием дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, является ошибочным.
По результатам проведенной проверки Фонд, согласно п. 2 решения от 29.10.2014 N 382 осс/расходы, предложил Обществу произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 29 308,47 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за 4 квартал 2014 года. В данную сумму входят, в том числе, сумма 21 752,73 руб., выплаченная за счет средств ФСС работникам ЗАО "Корпорация ГРИНН": Обыденниковой Н.В. в сумме 18 308,06 руб., Горшковой О.В. в сумме 1404,94 руб., Дремовой Е.В. в сумме 1688,71 руб., Ширяеву А.Н. в сумме 351,49 руб.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, до вынесения оспариваемых решений Фонда (29.10.2014) Обыденникова Н.В., Горшкова О.В. и Дремова Е.В. 06.08.2014 и 30.09.2014 добровольно написали заявления об удержания из своей зарплаты сумм излишне выплаченного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 18 308,06 руб., 1404,94 руб., 1688,71 руб. соответственно.
Их заявления были удовлетворены, ЗАО "Корпорация ГРИНН" удержало указанные суммы из зарплат указанных работников и внесло исправления в бухгалтерский учет, что Фонд не оспаривает.
На основании указанного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что, на момент вынесения Фондом решений у Общества по рассматриваемому эпизоду не возникло базы для начисления страховых взносов, поэтому исчисление штрафа за неуплату страховых взносов по п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ является необоснованным.
В ходе проверки Фонд также пришел к выводу, что Обществом неправомерно не были начислены страховые взносы на суммы среднего заработка работников в период прохождения ими военных сборов.
Как следует из материалов дела, включение в облагаемую базу суммы среднего заработка за время прохождения военных сборов за 2013 в размере 11991,40 руб. Общество не оспаривает; сумма доначисленных взносов по этому эпизоду составляет 347,75 руб. (11991,40 х 2,9%).
Однако Общество ссылается, что в силу п. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ эти взносы не подлежат уплате, поскольку у него имелась переплата по страховым взносам как в спорный период, так и на момент вынесения решения.
Удовлетворяя заявленные требования Общества по данному эпизоду, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
По правилам пункта 3 этой же статьи права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
На основании ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж (подлежащий перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды) подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В соответствии с п. 2 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До 01.01.2011 зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей осуществлялся только на основании письменного заявления плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (части 6 и 7 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ в ранее действовавшей редакции).
После 01.01.2011 зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов стал производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
Как установил суд первой инстанции, из акта совместной сверки расчетов по суммам задолженности и суммам возмещения задолженности территориальным органом Фонда от 11.03.2015 N 1 следует, что в период с 01.01.2011 по 05.03.2013 постоянно имелась задолженность отделения Фонда перед Обществом за счет превышения расходов, а с 01.03.2012 по 05.03.2013 - за счет переплаты страховых взносов.
Из расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 9 месяцев 2014 года следует, что задолженность за территориальным органом Фонда на конец отчетного (расчетного) периода за счет превышения расходов составляет 4 919 407,31 руб.
Поскольку на лицевом счете Общества и в проверяемый период, и на момент вынесения решения имелась переплата за счет денежных средств, которые запрашиваются у отделения Фонда для компенсации затрат по выплате страхового возмещения в размерах, подтвержденных им, неперечисление доначисленных взносов не привело к неуплате сумм страховых взносов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения к Обществу по данному эпизоду штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Ссылка отделения Фонда на разную правовую природу страховых взносов и компенсации затрат по выплате страхового возмещения правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку она противоречит положениям п. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ и п. 2 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, которые прямо предусматривают возможность проведения зачета уплаты страховых взносов за счет компенсации затрат по выплате страхового возмещения, следовательно, денежные средства в сумме 4 919 407,31 руб. на момент вынесения оспариваемых решений являлись для Общества переплатой.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены по основаниям, изложенным выше.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 07.04.2015 по делу N А48-5486/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Учреждения - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 07.04.2015 по делу N А48-5486/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5486/2014
Истец: ЗАО "Корпорация "ГРИНН"
Ответчик: ГУ - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации