г. Саратов |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А06-1138/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2015.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Волковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения "Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 апреля 2015 по делу N А06-1138/2015 (судья Ковальчук Т.А.)
по иску Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области", г. Астрахань (ИНН 3017065227, ОГРН 1103015003750)
к Государственному учреждению "Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации", г. Астрахань ((ИНН 3015010945, ОГРН 1023000828058)
о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию, выплаченных на основании решений суда в размере 14 711 руб. 73 коп.,
при участии в судебном заседании:
от Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" - Болдырева В.Н., по доверенности N 7 от 12.01.2015 г.,
Тимина Я.М., по доверенности N 1 от 12.01.2015 г.,
Кочнев А.Г., по доверенности N 11 от 12.01.2015 г.,
без участия в судебном заседании представителей Государственного учреждения "Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации";
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (далее по тексту - Учреждение) с заявлением к государственному учреждению "Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее по тексту - Фонд) о возмещении расходов по обязательному страхованию в сумме 14 711 руб. 73 коп., выплаченных на основании решений суда.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15 апреля 2015 года по делу N А06-1138/2015 с государственного учреждения "Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" в пользу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" взыскана сумма 14 711 руб. 73 коп.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
Учреждение в порядке ст. 262 АПК РФ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" в судебном заседании возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Государственного учреждения "Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Указанием руководителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 182/1/1/2502, приказом Заместителя Министра обороны Российской Федерации 2012 г. N 20дсп Федеральным казенным учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Астраханской области" с ноября 2011 года осуществляется финансирование расходов на выплату денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу войсковой части 03080 - филиал федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 15644 (далее - войсковая часть 03080), а также прикрепленных к ней на финансовое обеспечение воинских частей и организаций, дислоцированных в Республике Казахстан, непосредственно с лицевого счета Учреждения на индивидуальные банковские счета личного состава, открытые в Полевом учреждении Банка России N 03148.
Согласно пункта 4 Положения об Учреждении, утвержденного Министром обороны РФ 12.09.2011, учредителем ГУ "Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ. При этом, Учреждение является структурным подразделением Министерства обороны РФ и выступает получателем (распорядителем) бюджетных средств в соответствии с законодательством РФ.
Начиная с ноября 2011 года по настоящее время 40 гарнизонный военный суд (Республика Казахстан, Карагандинская область, г. Приозерск) на основании представленных заявителями справок, выданных взамен больничных листов военным госпиталем Министерства обороны Российской Федерации, не имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности, выносит решения и определения об установлении правопреемника по исполнению решений суда о взыскании с Учреждения пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
С учреждения были взысканы денежные средства на общую сумму 20 632 руб. 11 коп.
Из указанной суммы денежных средств 14 711 руб. 73 коп. были выплачены Учреждением за счет лимитов бюджетных обязательств, выделяемых Департаментом финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации по подстатье 213 бюджетной классификации "Начисления на выплаты по оплате труда", предусмотренной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 июля 2013 года N 65н.
Так, Учреждением были произведены следующие выплаты, подлежащие возмещению за счет средств бюджета ФСС:
1) Решением 40 гарнизонного военного суда от 27 июня 2012 г. удовлетворены требования заявителя Бинюковой Валентины Ивановны о взыскании с Учреждения пособия по временной нетрудоспособности в размере 9 148 руб. 23 коп. в счет выплаты пособия по временной нетрудоспособности и 400 рублей в доход федерального бюджета Российской Федерации в порядке возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
На основании уведомления о поступлении исполнительного листа ВС 041129246 от 15.09.2014 г. в Управление Федерального казначейства по Астраханской области, Учреждение произвело выплату денежных средств в пользу Бинюковой В.И.. в сумме 9 148 руб. 23 коп. (заявка на кассовый расход от 03 декабря 2014 г. N 00012633, платежное поручение от 04 декабря 2014 г. N 428507).
По мнению заявителя, Фонд обязан возвратить излишне выплаченные Учреждением денежные средства в размере 6 098 руб. 82 коп., в связи с тем, что, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности выплата указанного пособия осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
2) Решением 40 гарнизонного военного суда от 27 июня 2012 г. удовлетворены требования заявителя Искаковой Веры Ивановны о взыскании с Учреждения пособия по временной нетрудоспособности в размере 11 483 руб. 88 коп. в счет выплаты пособия по временной нетрудоспособности и 459 руб. 36 коп. в доход федерального бюджета Российской Федерации в порядке возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
На основании уведомления о поступлении исполнительного листа ВС 041129245 от 15 сентября 2014 г. в Управление Федерального казначейства по Астраханской области Учреждение произвело выплату денежных средств в пользу Искаковой В.И. в сумме 11 483 руб. 88 коп. (заявка на кассовый расход от 03 декабря 2014 г. N 00012636, платежное поручение от 04 декабря 2014 г. N428511).
По мнению заявителя, Фонд обязан возвратить излишне выплаченные Учреждением денежные средства в размере 8 612,91 рублей, в связи с тем, что, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности выплата указанного пособия осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В адрес Фонда была направлена претензия от 17 декабря 2014 г. за исх. N 4767 о возврате излишне выплаченных денежных средств на оплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 14 711 руб. 73 коп.
В письме от 22.01.2015 Фонд сообщил, что не являлся обязанной стороной по возмещению выплаченных Учреждением на основании решений суда сумм.
Невозмещение ответчиком расходов истца по выплате указанным выше гражданам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством легло в основу настоящего иска.
Поскольку, страховщик ФСС, созданный для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев, основной обязанностью которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством не возместил расходы, при этом учитывая, что в период производства выплат Учреждение страховые взносы в ФСС перечисляло в полном объеме и в установленные сроки без каких-либо зачетов и уменьшений на суммы, выплаченные по решениям суда, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе вследствие причинения вреда другому лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 указанной выше статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Реализация такого способа защиты права как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, причинно-следственная связь между действиями и его последствиями и вина правонарушителя.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств:
- противоправность действий (бездействия) ответчика;
- наличие и размер понесенного ущерба;
- причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Как следует из решений 40 гарнизонного военного суда граждане, которым была произведена выплата, состояли в трудовых отношениях с войсковой частью и являлись застрахованными лицами.
Истец, являясь страхователем наемных работников, согласно статье 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, основанием для выплаты страхового обеспечения является документально подтвержденный страховой случай.
В силу подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований, ответчик указывает, что выплата не производилась по справкам, так как для этих выплат необходимы листки нетрудоспособности установленной законом формы, однако данный довод Фонда является неправильным в силу следующего.
Начиная с ноября 2011 года, 40 гарнизонный военный суд (Республика Казахстан, Карагандинская область, г. Приозерск) на основании представленных заявителями справок, выданных взамен больничных листов военным госпиталем Министерства обороны Российской Федерации, не имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности, вынес решения и определения об установлении правопреемника по исполнению решений суда о взыскании с Учреждения пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет, в частности, листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно пунктам 1, 2, 5 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Решениями 40 гарнизонного военного суда установлен факт наступления страхового случая. Ответчик был привлечен к участию в делах о взыскании с учреждения денежных средств в пользу застрахованных лиц и не обжаловал решения гарнизонного суда по мотиву квалификации взыскиваемых сумм в пользу работников учреждения.
Из указанных судебных актов следует, что в г. Приозерск расположено одно учреждение системы здравоохранения РФ - военный госпиталь МО РФ.
Поскольку госпиталь не был лицензирован и врачи не имели лицензии на экспертизу временной нетрудоспособности, то гражданам были выданы справки взамен больничных листов.
Решениями 40 гарнизонного военного суда также установлено, что листок нетрудоспособности установленного образца не выдан медицинским учреждением не по вине граждан или истца и несоответствие подтверждающего нетрудоспособность документа установленному образцу листка временной нетрудоспособности не может служить препятствием в осуществлении прав граждан на получение пособия.
Таким образом, Фонд, по мнению судебной коллегии, неосновательно уклоняется от возмещения расходов, понесенных истцом, в виде выплат по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12. 2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя.
На основании вышеизложенных норм действующего законодательства, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи, пособие по беременности и родами и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается полностью за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем, на основании вступивших в законную силу решений 40 гарнизонного военного суда по гражданским делам по заявлениям граждан о взыскании пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством с Учреждения были взысканы денежные средства на общую сумму 20 632 руб. 11 коп., в том числе 14 711 руб. 43 коп., которые с учетом требований пункта 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" подлежали оплате за счет средств ФСС.
В связи с тем, что решения 40 гарнизонного военного суда вступили в законную силу до 1 июля 2012 года, т.е. до реализации пилотного проекта на территории Астраханской области, согласно которому выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются непосредственно Фондом социального страхования на лицевые счета граждан или почтовым переводом, то в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате Учреждением в ФСС, подлежит уменьшению на сумму произведенных истцом расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства фактического исполнения истцом решений 40 гарнизонного военного суда по исполнительным листам на общую сумму 20 632 руб. 11 коп., в том числе 14 711 руб. 43 коп., как расходов по обязательному страхованию, истец имел право обратиться в суд с соответствующим заявлением.
40 гарнизонный суд пришел к выводу об обязанности работодателя (истца), как промежуточное звено, произвести выплаты по временной нетрудоспособности с указанием на право истца по настоящему делу обратиться за возмещением взысканных сумм в региональное отделение Фонда социального страхования.
В свою очередь заявитель получил отказ фонда в возмещении выплаченных сумм по исполнительным листам 40 гарнизонного суда
При указанных обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанцией.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу, суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба государственного учреждения "Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 апреля 2015 по делу N А06-1138/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1138/2015
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- АСТРАХАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ "Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации"