г. Челябинск |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А76-32086/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Фединой Г.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции дело N А76-32086/2014.
В заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Гранит" - Прытков Г.В. (протокол внеочередного общего собрания акционеров от 10.09.2011, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01.06.2015), Прыткова Л.А. (доверенность от 05.03.2015),
Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области Божко Ю.В. (доверенность от 12.01.2015 N 1/7).
Закрытое акционерное общество "Гранит" (далее - заявитель, ЗАО "Гранит", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным отказа во внесении изменений в лицензию ЧЕЛ N 01382 ТЭ от 29.03.2004, оформленного письмом от 15.12.2014 N 5/19886 и обязании Министерства устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Гранит".
На основании постановления губернатора Челябинской области от 27.10.2014 N 157 (пп. 4 п. 4) Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области переименовано в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области (т. 1, л.д. 149 - 153), в связи с чем, ЗАО "Гранит" при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции было заявлено ходатайство об уточнении наименования ответчика (заинтересованного лица) (т. 1, л.д. 161, 162), которое было принято арбитражным судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2015 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований закрытому акционерному обществу "Гранит" отказано.
ЗАО "Гранит" была подана апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции, принятая к производству определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 и назначенная к рассмотрению в судебном заседании суда апелляционной инстанции 20.05.2015.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А76-32086/2014 Арбитражного суда Челябинской области по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи со следующим.
В силу условий ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи и составляется протокол в письменной форме.
Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания. Материальный носитель аудиозаписи приобщается к протоколу (ч. 6 ст. 155 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда объявляется председательствующим в том судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, после принятия решения арбитражного суда.
В судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения. В этом случае арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме, и разъясняет порядок доведения его до сведения лиц, участвующих в деле (ч. 2 ст. 176 АПК РФ).
Объявленная резолютивная часть решения должна быть подписана всеми судьями, участвовавшими в рассмотрении дела и принятии решения, и приобщена к делу (ч. 3 ст. 176 АПК РФ).
При этом в общедоступной автоматизированной системы "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет" информация о вынесении Арбитражным судом Челябинской области резолютивной части решения от 11.03.2015 отсутствует.
Просмотр автоматизированной системы "Картотека арбитражных дел" в системе "Интернет", относительно публикаций, связанных с рассмотрением дела N А76-32086/2014 Арбитражного суда Челябинской области, был осуществлен в судебном заседании суда апелляционной инстанции 20.05.2015.
Исходя из содержания аудиозаписи судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, содержащейся на CD-R (т. 2, л.д. 11), 11.03.2015 арбитражным судом первой инстанции была объявлена резолютивная часть решения по делу N А76-32086/2014 Арбитражного суда Челябинской области, и также объявлено, что решение по настоящему делу в полном объеме уже изготовлено и будет направлено лицам, участвующим в деле.
Прослушивание аудиозаписи судебного заседания арбитражного суда первой инстанции 11.03.2015 в данной части, осуществлено в судебном заседании суда апелляционной инстанции 20.05.2015.
Между тем, в материалах дела N А76-32086/2014 Арбитражного суда Челябинской области резолютивная часть решения от 11.03.2015 отсутствует.
Отсутствие в материалах дела резолютивной части решения, объявленной в судебном заседании, в силу статьи 176, части 4 статьи 270, а также части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
В силу условий пункта 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в определении о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции разрешает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств спора и полноты имеющихся в деле доказательств. Если дело признано подготовленным и в судебном заседании присутствуют все участвующие в деле лица, которые не возражают против продолжения его рассмотрения в этом заседании, суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Исходя из имеющихся в деле N А76-32086/2014 Арбитражного суда Челябинской области доказательств, суд апелляционной инстанции, хотя и пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству, однако, возможность рассмотреть спор в судебном заседании 20.05.2015 отсутствовала по причине неявки представителей заявителя в судебное заседание 20.05.2015, в связи с чем, дело к рассмотрению в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции было назначено на 17.06.2015.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Гранит" ссылается на отсутствие у Министерства правовых оснований для отказа во внесении изменений в лицензию ЧЕЛ N 01382 ТЭ от 29.03.2004, оформленного письмом от 15.12.2014 N 5/19886, поскольку при выдаче лицензии на право пользования недрами заинтересованным лицом были неправильно определены географические координаты, то есть, допущена техническая ошибка. Обратившись в Министерство с заявлением о внесении изменений в границы лицензионного участка, закрытое акционерное общество "Гранит" действовало в соответствии со ст. 7, пп. 7 п. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429, утвердившего Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429), при том, что вопрос об устранении допущенных неточностей и ошибок в выданной лицензии, находится в компетенции заинтересованного лица. В данном случае отказ Министерства во внесении изменений в ранее выданную лицензию, основан на формальных ссылках на п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429, чем нарушаются права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Представителем Министерства пояснено, что правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется, так как со стороны ЗАО "Гранит", при подаче соответствующей заявки, не соблюдены условия п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429.
Исследовав материалы дела, оценив заявление ЗАО "Гранит", и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения требований, заявленных обществом.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, закрытым акционерным обществом "Гранит" была выдана лицензия ЧЕЛ 01382 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением "геологическое изучение и добыча строительного камня на Непряхинском участке серпентинитов", расположенном в 800 м южнее с. Непряхино Чебаркульского района Челябинской области, сроком действия до 30.04.2029 (т. 1, л.д. 18).
ЗАО "Гранит" 10.12.2014 письмом N 91 обратилось в Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области с заявлением об устранении технической ошибки (т. 1, л.д. 13), в котором общество указывало на то, что в приложении к лицензии имеется схема размещения карьера, в которой подробно указано место нахождения реперных точек с координатами и таблицей, место нахождения высотных отметок и граница рельефа. В установленных границах обществом были проведены геологоразведочные работы, определены запасы, которые поставлены на баланс, при этом расхождений в границах карьера установлено не было. Однако, при утверждении проекта разработки карьера с учетом рассекречивания карты местности, нахождение географических координат на местности, показывает смещение ранее установленных границ карьера на юг до 50 м с разворотом. Сославшись на данное, ЗАО "Гранит" указало на то, что по его мнению, при первоначальном определении географических координат карьера имела место быть, техническая ошибка.
В связи с этим общество просило Министерство произвести изменение географических координат Непряхинского карьера с учетом подсчета запасов и фактических границ ранее установленных по реперным точкам.
При этом документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные обществом в письме-заявлении от 10.12.2014 N 91, к данному документу не прилагались.
Письмом Министерства от 15.12.2014 г. N 5/19886 (т. 1, л.д. 14 - 16), в удовлетворении заявки обществу было отказано, поскольку указанная заявка не соответствовала требованиям п. 14 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429.
В силу условий ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях удовлетворения требований заявителя о признании незаконными (недействительными) ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) должностных лиц необходимо наличие совокупности условий, а именно: несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия федеральному закону или нормативным правовым актам; нарушение оспариваемыми ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 23.3 Закона о недрах (здесь и далее - в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 утверждено Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование.
Пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 предусмотрено, что установление границ участков недр осуществляется: а) Федеральным агентством по недропользованию - в отношении участков недр федерального значения и участков недр, по которым объем балансовых запасов или прогнозных ресурсов месторождений полезных ископаемых превышает максимальное значение, определенное Агентством; б) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении участков недр местного значения; в) территориальными органами Федерального агентства по недропользованию - в отношении участков недр, за исключением участков недр, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
Описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429).
Согласно п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429, границы участка недр обозначаются с помощью географических координат.
В описании границ участков недр, предоставляемых в пользование с правом добычи полезных ископаемых, указываются также верхняя и нижняя границы в контуре месторождения полезного ископаемого.
Пунктом 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих изменение границ участка недр, а именно:
а) наличие технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности;
б) подтверждение с помощью геологической и иной информации о недрах данных о том, что:
полезные ископаемые на нижележащей части недр за пределами участка недр, поставленные на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых (далее - баланс), являются частью месторождения этого полезного ископаемого;
полезные ископаемые за пределами участка недр (за исключением нижележащей части недр), поставленные на баланс, являются частью месторождения этого полезного ископаемого;
выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых.
Пунктом 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 установлены требования, которые в обязательном порядке должны содержаться в заявке об изменении границ участка недр, а именно:
а) полное и сокращенное наименования пользователя недр, его организационно-правовую форму, место нахождения, основной государственный регистрационный номер юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
б) информацию об участке недр, границы которого предполагается изменить (вид пользования недрами, номер лицензии на пользование недрами, дату государственной регистрации лицензии, номер, дату выдачи документов, определяющих уточненные границы горного отвода (в случае наличия), наименование органа, выдававшего эти документы, целевое назначение работ на участке недр);
в) обоснование необходимости изменения границ участка недр с приложением копий обосновывающих документов или с указанием ссылок на такие документы в случае, если документы и информация находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Пунктом 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 установлено, что к заявке об изменении границ участка недр прилагаются:
а) схема расположения участка недр (с отображением изменяемых границ), подтверждающая географические координаты;
б) доверенность, выданная лицу, уполномоченному действовать от имени пользователя недр (в случае, если заявка подписывается представителем пользователя недр).
Поскольку условия п. п. 14, 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 закрытым акционерным обществом "Гранит" в данном случае соблюдены не были, Министерство на законных основаниях оставило без удовлетворению заявку общества об устранении технической ошибки.
Статья 7.1 "Исправление технических ошибок в лицензии на право пользование недрами" введена в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", с 01.01.2015 (ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона), а, потому, неприменима к спорным правоотношениям, сложившимся между обществом и Министерством, на основании письма последнего, от 15.12.2014 N 5/19886 и ранее поданной ЗАО "Гранит" заявки.
При таких обстоятельствах, ходатайство ЗАО "Гранит" о назначении судебной землеустроительной экспертизы подлежит отклонению, поскольку результаты данной экспертизы при любых условиях не повлияют на законность вынесенного заинтересованным лицом отказа во внесении изменений в лицензию ЧЕЛ N 01382 ТЭ от 29.03.2004, оформленного письмом от 15.12.2014 N 5/19886.
Совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях удовлетворения заявленных ЗАО "Гранит" требований, в рассматриваемой ситуации отсутствует.
С учетом вышеперечисленного, решение Арбитражного суда Челябинской от 16.03.2015 по делу N А76-31109/2014 подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права, а, требования закрытого акционерного общества "Гранит" удовлетворению не подлежат.
Поскольку ЗАО "Гранит" при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с закрытого акционерного общества "Гранит" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 марта 2015 года по делу N А76-32086/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований закрытому акционерному обществу "Гранит" отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Гранит" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-32086/2014
Истец: ЗАО "Гранит"
Ответчик: Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области