г. Москва |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А40-150364/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Центр культурных инноваций-2000"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2015 по делу N А40-150364/14, принятое судьей Селиверстовой Н.Н. (6-1250),
по заявлению ООО "Центр культурных инноваций-2000" (ОГРН 1027739028063)
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третье лицо: Правительство Москвы,
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Барышников Р.В. по дов. от 01.08.2014, Косов С.А. по дов. от 01.03.2015; |
от ответчика: |
Апрелов С.А. по дов. от 30.12.2014; |
от третьего лица: |
Апрелов С.А. по дов. от 17.02.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Центр культурных инноваций-2000" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Департамента городского имущества города Москвы (ответчик, Департамент) от 18.08.2014 N ДПИ-1-91124/ш-1 о предоставлении имущественной поддержки в виде сохранения льготной ставки арендной платы и обязании Департамента предоставить обществу имущественную поддержку в виде сохранения ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м.
Решением от 06.04.2015 суд оставил заявление общества без удовлетворения. Суд исходил из отсутствия правовых оснований для признания незаконным оспариваемого отказа.
Не согласившись с решением суда, ООО "Центр культурных инноваций-2000" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель апелляционной жалобы считает оспариваемый отказ не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою правовую позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика и третьего лица (Правительство Москвы) поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои аргументы и требования, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.06.2001 между Государственным учреждением "Главное Управление охраны памятников г. Москвы" (в настоящее время арендодатель - Департамент городского имущества города Москвы) и ООО "Центр культурных инноваций-2000" заключен охранно-арендный договор N 23з (л.д. 9-22) на пользование недвижимым имуществом - памятником истории и культуры. Обществу предоставлено в аренду здание памятника истории и культуры по адресу: г. Москва, пер. 1-й Коптельский, д. 24 общей площадью 1210,7 кв.м.
Договор и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы в установленном законом порядке 27.12.2001 и 09.06.2010 соответственно.
Срок действия Договора с 01.06.2001 по 01.11.2042.
Помещения переданы истцу по акту приема-передачи 01.06.2001.
Согласно разделу II Договора в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2010 за указанный в разделе 1 Договора объект величина арендной платы устанавливается в соответствии с уведомлением о размере арендной платы. Величина арендной платы определяется на основании действующих в городе нормативов по установлению ставки арендной платы и не может быть снижена. Арендная плата вносится арендатором ежемесячно с оплатой не позднее 5-го числа текущего месяца в размере 1/12 части от годовой арендной платы.
Согласно п. 9 Договора N 00-00745/02 от 29.11.2001 в редакции дополнительного соглашения от 11.05.2010 арендодатель вправе в одностороннем порядке не чаще 1 раза в год изменять ставку арендной платы. Указанное изменение ставки производится при принятии Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы. Изменение ставки арендной платы оформляется уведомлением.
Арендодатель направляет в адрес арендатора уведомление (заказным письмом), подписанное арендодателем с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы, с приложением расчета. В данном случае ставка арендной платы считается согласованной через месяц с момента отправления такого уведомления. Уведомление является неотъемлемой частью настоящего дополнительного соглашения.
01.03.2014 Департаментом городского имущества города Москвы в адрес заявителя направлено уведомление об изменении ставки арендной платы от 14.01.2014 N 33-А-50474/14-(0)-0, согласно которому ставка арендной платы с 01.07.2014 устанавливается в размере 20436010 руб. 65 коп. в год, без учета НДС, 1703000 руб. 89 коп. в месяц без учета НДС.
Как следует из уведомления от 14.01.2014 N 33-А-50474/14-(0)-0 перерасчет ставок произведен Департаментом в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, от 25.12.2012 N 800-ПП.
В указанной связи, ООО "Центр культурных инноваций-2000" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с исх. от 08.07.2014 N 6-ДГ об отмене уведомления от 14.01.2014 N 33-А-50474/14-(0)-0 и предоставлении обществу имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы.
Исходящим от 18.08.2014 Департамент отказал заявителю в сохранении льготной ставки арендной платы, указав на решение Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства от 27.12.2013 (л.д. 99-107) об отсутствии оснований для установления на 2014 год льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м. в год по договору аренды от 29.11.2001 N 00-00745/01, принятое в порядке постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП.
Полагая отказ Департамента от 18.08.2014 незаконным, ООО "Центр культурных инноваций-2000" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии со ст. ст. 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Правительством Москвы приняты постановления от 30.12.2008 N 1218-ПП, от 29.12.2009 N 1479-ПП, от 25.12.2012 N 800-ПП, 809-ПП, от 15.04.2013 N 236-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" на различные периоды, в том числе 2010-2012 годы.
На 2011-2012 годы ставка арендной платы для субъектов малого предпринимательства установлена в размере 1800 руб. На 2013 год для субъектов малого и среднего предпринимательства арендная плата установлена в размере 3500 руб.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.04.13 N 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и постановлением Правительства Москвы от 01.07.13 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" для субъектов малого предпринимательства с 01.01.2014 применение льгот при расчете арендной платы за нежилые помещения площадью свыше 300 кв.м., осуществляется на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности в области: торговли (при условии получения статуса социального магазина); социального питания (при условии прохождения аккредитации); бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (при условии соответствия критериям субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти г. Москвы), а также организации, использующие труд инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Согласно п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП) ставка арендной платы устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Согласно п. 5.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства (утв. постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП) в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв.м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением следующих документов:
1) Копию договора аренды объекта нежилого фонда.
2) Один из следующих комплектов документов:
5.1.2.1. Документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства указанного нежилого помещения для осуществления одного из видов деятельности, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы":
- лицензии на осуществление деятельности в области здравоохранения или образования;
- документы, подтверждающие получение субъектом малого предпринимательства статуса социального магазина в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 28.05.2002 N 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов";
- документы, подтверждающие прохождение субъектом малого предпринимательства аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17.08.2004 N 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания" и иными правовыми актами Правительства Москвы;
- подтверждение соответствия субъекта малого предпринимательства требованиям, предъявляемым к субъектам ремесленничества, имеющим приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определенным статьей 4 Закона города Москвы от 16.06.1999 N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве".
По смыслу приведенных норм, субъект малого предпринимательства, претендующий на получение имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на арендуемый объект нежилого фонда, находящийся в имущественной казне города Москвы, на 2014 год должен был до 01.12.2013 представить в Департамент городского имущества города Москвы или Межведомственную комиссию по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства пакет документов, предусмотренных п. 5.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства.
Как усматривается из материалов дела и подтверждено заявителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции, обществом в 2013 году был представлен в Межведомственную комиссию по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства пакет документов, не соответствующий предъявляемым требованиям, в результате чего Комиссией принято решение от 27.12.2013 об отказе в установлении заявителю минимальной ставки арендной платы (л.д. 102).
В частности представитель общества пояснил, что на момент обращения в Комиссию среднесписочная численность инвалидов среди работников ООО "Центр культурных инноваций-2000" за налоговый и (или) отчетный периоды составляла менее 50 %.
Надлежащий, по мнению общества, пакет документов подготовлен и направлен ООО "Центр культурных инноваций-2000" непосредственно в Департамент с исх. от 08.07.2014 N 6-ДГ.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявителем пропущен срок для подачи документов и рассмотрения вопроса об установлении льготной ставки арендной платы на 2014 год.
Какие-либо доказательства, подтверждающие выполнение заявителем обязательных требований, установленных постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, в деле отсутствуют, обществом не представлены.
Решение Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства от 27.12.2013 не оспорено, не признано незаконным, доказательства обратного суду не представлены.
Следовательно, у Департамента отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления ООО "Центр культурных инноваций-2000" и оспариваемый отказ принят в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Соответствующее требованиям нормативных правовых актов решение Департамента не нарушает права и законные интересы общества.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2015 по делу N А40-150364/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150364/2014
Истец: ООО "Центр культурных инноваций-2000"
Ответчик: Департамент городского имущества, Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: Правительство г Москвы, Правительство Москвы