г. Самара |
|
24 июня 2015 г. |
А55-30712/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кузнецова В.В., Садило Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Продфутсервис" - не явился, извещен,
от Главного управления организации торгов Самарской области - Акопян А.П. (доверенность от 31.12.2014 г. N 14-03/1130),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - не явился, извещен,
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Континент-Агро" - Завершинский Д.М. (доверенность от 19.01.2015 г.),
от общества с ограниченной ответственностью "АВК" - не явился, извещен,
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной детский санаторий "Юность" - не явился, извещен,
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская больница N 2" - не явился, извещен,
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская клиническая больница N 1 имени Н.Н. Ивановой" - не явился, извещен,
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая офтальмологическая больница имени Ерошевского" - не явился, извещен,
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская психиатрическая больница" - не явился, извещен,
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" - Попова О.А. (доверенность от 26.01.2015 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2015 года апелляционные жалобы Главного управления организации торгов Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Континент-Агро" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года по делу N А55-30712/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Продфутсервис",
к Главному управлению организации торгов Самарской области,
третьи лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области,
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области,
общество с ограниченной ответственностью "Континент-Агро",
общество с ограниченной ответственностью "АВК",
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной детский санаторий "Юность",
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская больница N 2",
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская клиническая больница N 1 имени Н.Н. Ивановой",
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарская областная клиническая офтальмологическая больница имени Ерошевского",
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарская психиатрическая больница",
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова",
о признании незаконным решения, недействительным протокола,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Продфутсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором, с учетом частичного отказа от ранее заявленных требований и уточнения предмета заявленных требований, просит:
-признать Решение Главного управления торгов Самарской области о признании победителем конкурса с ограниченным участием по организации готового диетического питания пациентов Заказчика работниками ООО "Континент-Агро" для нужд учреждений здравоохранения Самарской области в 2015 году - незаконным;
-признать Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием для закупки N 0142200001314014592 - недействительным.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года производство по делу, в части требований "о признании недействительными Протокола "Рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием для закупки" N 0142200001314014267 и Протокола "Рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием для закупки" N 0142200001314016597" прекращено, в связи с отказом заявителя от иска.
В остальной части требования заявителя удовлетворены, признан недействительным Протокол от 19 декабря 2014 года N 0142200001314014592 "Рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием", в том числе, содержащееся в нем решение о признании победителем конкурса с ограниченным участием на предмет организации готового диетического питания пациентов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" в 2015 году Общества с ограниченной ответственностью "Континент-Агро".
В апелляционных жалобах, Главное управление организации торгов Самарской области и общество с ограниченной ответственностью "Континент-Агро" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В материалы дела поступил отзыв Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", в котором он также просит суд апелляционной отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представители заявителя участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика по делу - Главного управления организации торгов Самарской области поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, аналогичные пояснения даны также представителем заявителя второй жалобы - ООО "Континент-Агро" и третьего лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова".
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "АВК", государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной детский санаторий "Юность", государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская больница N 2", государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская клиническая больница N 1 имени Н.Н. Ивановой", государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая офтальмологическая больница имени Ерошевского", государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская психиатрическая больница" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 19 декабря 2014 года состоялся предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно Протоколу предквалификационного отбора от 19 декабря 2014 года для закупки N 0142200001314014592, наиболее выгодные условия исполнения заключаемого контракта предложил участник - ООО "Континент-Агро".
Комиссией Главного управления торгов Самарской области была произведена оценка поступивших заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, вследствие чего, 23 декабря 2014 года на официальном Internet сайте государственных закупок был опубликован протокол "Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием для закупки N 0142200001314014592", согласно которому победителем конкурса с ограниченным участием признано ООО "Континент-Агро".
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
-соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
-не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
-отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
При этом согласно части 2 указанной правовой нормы Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
-финансовых ресурсов для исполнения контракта;
-на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
-опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
-необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в обязательном порядке устанавливает дополнительные требования, предъявляемые к участникам Закупки, а именно:
-Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089, в течение 3ех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
-Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Из содержания подпункта 3 части 2 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что необходимость наличия опыта работы у участника закупки, связанной с предметом контракта, неразрывно связана с деловой репутацией участников закупки.
Отсутствие в конкурсной документации такого дополнительного критерия оценки, как наличие "опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации", а также "наличие у участника на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта", является прямым нарушением требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и по мнению суда первой инстанции, влечет за собой в процессе исполнения контрактов нарушение прав и законных интересов пациентов государственных медицинских учреждений Самарской области.
Доводы заявителя, в обоснование признания оспариваемого акта недействительным, заключаются в том, что в процессе участия в конкурсе с ограниченным участием ООО "Продфутсервис" стало известно о том, что в период - с октября 2013 года по настоящее время в отношении ООО "Континент-Агро" (победитель конкурса) проводятся проверки качества оказания услуг согласно заключенным контрактам.
Согласно данным внеплановой выездной проверки организации питания, проведенной в ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", выявлены следующие грубые нарушения организации питания пациентов:
1) лечебное питание организовано с нарушениями требований Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 августа 2003 года N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации";
2) 10ти дневные меню составлены по нормам закладки продуктов питания по не соответствующему профилю ЛПУ, калорийность не выдержана;
3)смеси СБКС не применяются;
4)первичные учетные документы ведутся не в полном объеме и с нарушениями;
5)отсутствует контроль за исполнением ассортиментных спецификаций к заключенным договорам поставок продуктов питания в части ассортимента и фасовки, качество поставляемой продукции - низкое.
6)выявлены недостачи продуктов питания в местах хранения ООО "Континент- Агро" и многочисленные нарушения финансовой дисциплины.
В соответствии с Положением "О территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2012 года N 1040н "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения", территориальный орган осуществляет контроль за:
-реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению информационных систем в здравоохранение;
-достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность;
-осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных организаций, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения;
-осуществляет представление интересов территориального органа в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;
-осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Территориальный орган, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
С целью исключения возможности нарушения прав и законных интересов пациентов государственных медицинских учреждений относительно некачественного оказания услуг по организации готового диетического питания участником закупки после планируемого подписания государственных контрактов ООО "Континент-Агро", а также восстановление своих прав на участие в конкурсе с ограниченным участием по принципу открытости, ООО "ПРОДФУТСЕРВИС" 17 декабря 2014 года в территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в Самарской области была подана жалоба на неправомерные действия заказчиков и уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, части 1.1 и 2 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Суд первой инстанции посчитал установленным, что в нарушение требований указанной правовой нормы Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Главное управление торгов Самарской области допустило к участию в конкурсе с ограниченным участием участника без предварительной проверки наличия необходимых дополнительных требований, а именно:
-наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
-опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
-необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно информации, размещенной на Internet сайте закупок обеспеченность участника закупки ООО "Континент-Агро" трудовыми ресурсами (специалистами и иными работниками определенного уровня квалификации для исполнения контракта) составляет - 489 человек, но, при этом наличие необходимой квалификации указанных работников, их опыт работы для исполнения контракта, комиссией Главного управления торгов Самарской области не изучались, что послужило в свою очередь причиной получения ООО "Континент-Агро" необоснованно высокой, по мнению суда первой инстанции, оценки.
Согласно статье 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 31 данного нормативного правового акта отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, части 1.1 и 2 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В своем заявлении ООО "Продфутсервис" указывает на то, что согласно Протоколам вскрытия закупки N 0142200001314013444, закупки N 0142200001314014267 и закупки N 0142200001314014592, участник закупки - ООО "Континент-Агро" неоднократно представил комиссии Главного управления торгов Самарской области в составе своих заявок заведомо недостоверные сведения.
Согласно данным Протоколов вскрытия указанных закупок, количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта в ООО "Континент-Агро" в период - с 12 декабря 2014 года по 16 декабря 2014 года сократилось на 361-го работника (в течение 4ех календарных дней).
Кроме того, в указанный период количество руководящих работников сократилось на 1-го человека. В период - с 16 декабря 2014 года по 18 декабря 2014 года количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта в ООО "Континент-Агро" вновь увеличилось на 346 человек. Количество руководителей в указанный период времени увеличилось на 4 человека.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что ООО "Континент-Агро" были представлены недостоверные сведения в отношении такого обстоятельства, как соответствие данного общества с ограниченной ответственностью (юридического лица) заявленным требованиям конкурсной документации закупки N 0142200001314014592.
Однако, заинтересованным лицом победителем конкурса с ограниченным участием было признано именно ООО "Континент-Агро", что нашло свое отражение в Протоколе от 19 декабря 2014 года N 0142200001314014592 "Рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием", в котором содержится Решение о признании победителем конкурса с ограниченным участием на предмет организации готового диетического питания пациентов ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" в 2015 году ООО "Континент-Агро".
Согласно статье 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Суд первой инстанции поддержал довод представителя заявителя о том, что представление недостоверных данных ООО "Континент-Агро" в составе своей заявки о количестве специалистов определенной квалификации повлекло за собой ограничение конкуренции при проведении конкурса с ограниченным участием, что прямо запрещено Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", следствием чего, явились неправомерные действия заказчика и уполномоченного органа по определению более высокой оценки участнику, предоставившему недостоверные сведения, что, в свою очередь, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заявителя, в виде невозможности участия в конкурсе на основе принципа обеспечения конкуренции и открытости.
Данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки.
Кроме того, согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
По состоянию на день составления оспариваемого протокола дополнительные требования по конкурсу с ограниченным участием были определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1089).
Согласно Постановлению N 1089 дополнительными требованиями к участникам закупки могут быть:
1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном Постановлением N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
2. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Материалами дела подтверждается, что данные дополнительные требования были установлены в разделе "Дополнительные требования к участникам закупки" технического задания конкурсной документации.
Вывод суда первой инстанции о том, что дополнительные требования, определенные Постановлением N 1089, должны были быть установлены в качестве критериев оценки заявок противоречит положениям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Постановление N 1085).
Суд первой инстанции также не учел содержащееся в пункте 30 Постановления N 1085 прямое указание на то, что в случае, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Таким образом, указанные дополнительные требования не могли быть определены заказчиком в качестве критериев оценки заявок (предложений), поскольку, во-первых, дополнительные требования к участникам закупок были уже установлены для прохождения ими предквалификационного отбора, а, во-вторых, в силу императивно предусмотренного Постановлением N 1085 запрета на такие действия при оценке заявок (предложений).
Изложенное свидетельствует о том, что вывод суда первой инстанции о нарушении, выразившемся в отсутствии в конкурсной документации таких дополнительных критериев оценки как "наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации" и "наличие у участника на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта", противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Постановления N 1085.
Вывод суда первой инстанции о том, что Главное управление организации торгов Самарской области в нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе допустило к участию в конкурсе с ограниченным участием ООО "Континент-Агро" без предварительной проверки по дополнительным требованиям к участникам закупок, также является ошибочным.
Из раздела "Дополнительные требования к участникам закупки" технического задания видно, что в конкурсной документации были установлены следующие дополнительные требования:
1) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг общественного питания, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления., в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе;
2) наличие собственных и (или) арендованных на срок исполнения контракта транспортных средств в количестве и с характеристиками, указанными нижеприведенной таблице "Требования к транспортным средствам" и необходимыми для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, участник закупки ООО "Континент-Агро" представило копию договора с ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.В.Постникова" от 08.07.2013 г. N ГК-226-35, которым подтверждаются наличие необходимого опыта выполнения соответствующих работ, а также сведения о собственных и арендованных транспортных средствах (с соответствующей документацией), необходимых для надлежащего и своевременного исполнения контрактов.
В протоколе предквалифакационного отбора от 15.12.2014 г. N 0142200001314014267 конкурсная комиссия зафиксировала результаты проверки участников закупки (в том числе и участника закупки ООО "Континент-Агро") на соответствие единым и дополнительным требованиям.
Вывод суда первой инстанции о том, что проверками, проведенными Министерством здравоохранения Самарской области в ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова", выявлены случаи нарушения ООО "Континент-Агро" требований Приказа Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" при организации лечебного питания, не основан на материалах дела.
Результаты указанных проверок не могут быть учтены при рассмотрении настоящего дела, поскольку ими выявлены нарушения при организации лечебного питания со стороны ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова", а не со стороны ООО "Континент-Агро".
У суда первой инстанции не имелось оснований ссылаться на результаты проверок исполнения контракта, заключенного на других торгах, и, тем более, считать, что Главное управление организации торгов обязано было принять во внимание эти результаты при рассмотрении и оценке заявок на участие в данном конкурсе.
Вывод суда первой инстанции о том, что Главное управление организации торгов Самарской области не исследовало показатель обеспеченности трудовыми ресурсами в заявке ООО "Континент-Агро" и поэтому выставило ему высокие баллы, является неправильным.
Как видно из материалов дела, ООО "Континент-Агро" в составе заявки представило необходимые сведения о трудовых ресурсах в предусмотренной техническим заданием форме.
Пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
В силу части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи документов и информации.
Таким образом, предоставление документов, подтверждающих соответствующую квалификацию трудовых ресурсов, является правом участника конкурса; заказчик и организатор конкурса требовать предоставления таких документов не вправе.
Следовательно, Главное управление организации торгов Самарской области не могло отклонить заявку ООО "Континент-Агро" по указанному основанию.
Вывод суда первой инстанции, со ссылкой на часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, о том, что за предоставление в составе заявки недостоверной информации об обеспеченности трудовыми ресурсами заказчик и организатор торгов имеют право отстранить участника закупки в любой момент до заключения контракта, не соответствует закону.
Указанный вывод суда первой инстанции основан на ошибочном толковании положений части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку данной нормой предусмотрена возможность отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае несоответствия участника закупки единым требованиям (часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе),
информации о наличии/отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе), дополнительным требованиям к участникам закупок (часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) или в случае предоставления им недостоверной информации в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, суд первой инстанции ошибочно применил к спорным правоотношениям положения части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в конкурсной документации не содержалось требования об обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами только за счет штатных работников, в связи с чем, участник закупки в случае победы в конкурсе может использовать для исполнения контракта резерв работников, работающих в аффилированных организациях или подобранных кадровым агентством.
Более того, согласно конкурсной документации величина значимости показателя критериев квалификации трудовых ресурсов и обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами составляет 30% и 40%, при предельном необходимом максимальном количественном значении квалификационных характеристик 4 человека руководящего состава и не менее 4 поваров. Таким образом, данный показатель не повлиял на результат конкурса, поскольку этот результат не изменился, даже если бы ООО "Континент-Агро" в своей заявке указало лишь количество штатных сотрудников.
Следовательно, оспариваемый протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не нарушает права и законные интересы ООО "ПродФутСервис".
Решением Самарского УФАС России заявка ООО "Континент-Агро" признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации, а жалоба ООО "Продфутсервис" на действия конкурсной комиссии при проведении указанного конкурса - необоснованной. Это решение Самарского УФАС России в судебном порядке не оспаривалось.
Материалами дела подтверждается, что контракт заключенный ООО "Континент-Агро" с ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.В.Постникова" по результатам указанного конкурса, в настоящее время исполняется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3, 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает по делу новый судебный акт об отказе ООО "ПродФутСервис" в удовлетворении его заявления.
В части прекращения производства по делу решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, на основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ с заявителя по делу в пользу ОООО "Континент-Агро" следует взыскать 1.500 рублей - возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года по делу N А55-30712/2014 в части удовлетворения требований о признании недействительным Протокола от 19 декабря 2014 года N 0142200001314014592 "Рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием", в том числе, содержащееся в нем решение о признании победителем конкурса с ограниченным участием на предмет организации готового диетического питания пациентов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" в 2015 году Общества с ограниченной ответственностью "Континент-Агро" отменить. Принять новый судебный акт, в удовлетворении указанной части заявленных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
2. Взыскать с ООО "Продфутсервис" в пользу ООО "Континент- Агро" 1500 рублей - возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30712/2014
Истец: ООО "Продфутсервис"
Ответчик: Главное управление торгов Самарской области
Третье лицо: ГБУ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н. В. Постникова", ГБУЗ "Самарская областная клиническая офтальмологическая больница имени Т. И. Ерошевского, ГБУЗ "Самарская психиатрическая больница", ГБУЗ "Самарский областной детский санаторий "Юность", ГБУЗ Самарской области "Самарская городская детская больница N 2, ГБУЗ Самарской области "Самарская городская детская клиническая больница N 1 имени Н. Н. Ивановой",, ООО "АВК", ООО "Континент-Агро", Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области