г. Москва |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А41-7415/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2015, принятое судьей Кузьминой О.А., по делу N А41-7415/15 по заявлению Индивидуального предпринимателя Ермолова Владимира Вадимовича к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным бездействия и обязании представить земельный участок, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
от заявителя - Батов В.А. по доверенности от 18.11.2014;
от заинтересованного лица - Шмонин А.В. по доверенности от 25.12.2014 N 38;
от третьих лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ермолов Владимир Вадимович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрации) с требованиями:
- признать незаконным бездействие Администрации городского округа Балашиха, выразившееся в не направлении Индивидуальному предпринимателю Ермолову В.В. договора купли-продажи земельного участка общей площадью 4 920 кв.м, с кадастровым номером 50:15:0011003:43, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства производственно-складской базы, расположенном по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Гагарина, ул. Проектная, владение 3, с предложением о заключении соответствующего договора;
- обязать Администрацию городского округа Балашиха в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку договора купли-продажи земельного участка общей площадью 4 920 кв.м, с кадастровым номером 50:15:0011003:43, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства производственно-складской базы, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Гагарина, ул. Проектная, владение 3, содержащего все необходимые и существенные условия подобного договора, в том числе цену продажи - 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, подписанного уполномоченным лицом и направить его Индивидуальному предпринимателю Ермолову В.В. с предложением о заключении соответствующего договора.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года по делу N А41-7415/15 требования Индивидуального предпринимателя Ермолова В.В. удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации городского округа Балашиха Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что Индивидуальный предприниматель Ермолов Владимир Вадимович является собственником следующих объектов недвижимого имущества: контрольно-пропускной пункт - помещение охраны общей площадью 9,2 кв.м, находящийся по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Гагарина, ул. Проектная, владение 3, стр. 1; производственное здание N 2 общей площадью 239,7 кв.м, находящееся по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Гагарина, ул. Проектная, владение 3, стр. 2; производственное здание N 1 общей площадью 590,2 кв.м, находящееся по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Гагарина, ул. Проектная, владение 3, стр. 3.
Право собственности заявителя на указанные объекты подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав от 21.11.2014 и свидетельствами о государственной регистрации права от 16.11.2011.
Согласно кадастровым паспортам от 14.11.2011 указанные объекты находятся на земельном участке площадью 4 920 кв.м с кадастровым номером 50:15:0011003:43, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для строительства производственно-складской базы", расположенном по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Гагарина, ул. Проектная, владение 3.
Между Администрацией городского округа Балашиха Московской области (арендодатель) и Индивидуальным предпринимателем Ермоловым В.В. (арендатор) 01.07.2010 заключен договор аренды N 954 земельного участка с кадастровым номером 50:15:011003:43, под строительство производственно-складской базы.
Предприниматель 09.12.2014 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:15:011003:43, приложив к заявлению выписку из Единого государственного реестра прав, постановление администрации об определении категории участка и его вида разрешенного использования, о предоставлении его в аренду; договор аренды земельного участка, кадастровый паспорт, сообщение о зданиях, строениях и сооружениях, находящихся на земельном участке.
В связи с тем, что ответа от администрации не последовало, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На момент обращения предпринимателя в администрацию отношения регулировались ранее действовавшей (от 21.07.2014) редакцией Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1.1 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36 ЗК РФ).
Частями 6, 8 и 36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Заявитель обратился в Администрацию городского округа Балашиха Московской области за приобретением земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в декабре 2014 года.
Подача заявления о предоставлении земельного участка порождает обязанность органа рассмотреть вопрос и принять по нему законное решение.
Исходя из смысла действующего законодательства, администрация, которой подана заявка, обязана была рассмотреть заявление предпринимателя и дать по нему мотивированный ответ с удовлетворением заявления или с отказом.
Заинтересованным лицом в подтверждение отсутствия бездействия представлено письмо от 16.12.2014 Ермолову В.В., в котором у предпринимателя запрашиваются дополнительные документы. Однако данное письмо является промежуточным ответом, не свидетельствующем о рассмотрении вопроса по существу. При этом сведений о направлении данного письма заявителю не имеется.
Учитывая, что по истечении установленного законодательством срока со дня получения органом местного самоуправления заявления предпринимателя ответ направлен не был, формальные требования закона о рассмотрении заявки и даче письменного ответа администрацией не были соблюдены, в силу чего также усматривается нарушение прав заявителя, выразившееся в не рассмотрении заявки заявителя, соответственно, не принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении земельного участка.
Таким образом, бездействие Администрации городского округа Балашиха Московской области по не рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения нарушений, допущенных незаконным бездействием заинтересованного лица, заявитель просит обязать Администрацию городского округа Балашиха Московской области подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011003:43 по цене, равной 15 процентам его кадастровой стоимости.
Поскольку заявление было подано предпринимателем до вступления в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, к требованию об обязании устранить допущенные нарушения подлежат применению ранее действовавшие (ред. от 21.07.2014) положения кодекса.
Вместе с тем, вопросы предоставления земельных участков собственникам находящихся на них объектов недвижимости регулируются статьями 39.1, 39.3, 39.20 ЗК РФ, которыми также установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Сведений о том, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте (статьи 27, 28 Земельного кодекса Российской Федерации), в материалах дела не имеется.
Также не имеется сведений о несоответствии площадей земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества. Земельный участок с кадастровым номером 50:15:0011003:43 образован для строительства производственно-складской базы и имеет площадь 4 920 кв.м. На настоящий момент на участке находятся построенные объекты - контрольно-пропускной пункт площадью 9,2 кв.м, производственное здание площадью 239,7 кв.м и производственное здание площадью 590,2 кв.м. Участок используется по целевому назначению в определенных при его формировании границах и площади.
Согласно пояснениям заявителя, а также справке об идентификации объектов с приложенной схемой, объекты недвижимости не сконцентрированы в одном месте участка, а расположены по всему земельному участку, и его площадь необходима для эксплуатации находящихся на нем объектов.
Адрес земельного участка - Московская область, г. Балашиха, мкр. Гагарина, ул. Проектная, владение 3, соответствует месту расположения указанных объектов недвижимости.
Право собственности предпринимателя на расположенные на участке объекты недвижимости подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав и свидетельствами о государственной регистрации права собственности. Доказательств, свидетельствующих о нахождении на испрашиваемом участке иных объектов недвижимости, не имеется.
С учетом изложенного требование заявителя об обязании Администрации городского округа Балашиха Московской области подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011003:43 также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" с 01.07.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, установлена в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2015 по делу N А41-7415/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7415/2015
Истец: ИП Ермолов Владимир Вадимович
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, Правительство МО, Администрация городского округа Балашиха Московской области