г. Пермь |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А60-47006/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л. Ф., Семенова В. В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С. В.,
лица, участвующие в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мерком"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 апреля 2015 года
по делу N А60-47006/2014,
вынесенное судьей Подгорновой Г. Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мерком" (ОГРН 1146681001543, ИНН 6681005455)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области,
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом городского округа "Город Лесной", общество с ограниченной ответственностью "ВАФ" (ОГРН 1026601767114, ИНН 6630001124), муниципальное унитарное производственно-творческое предприятие по телевидению и радиовещанию "Трансинформ" городского округа "Город Лесной" (ОГРН 1026601766520, ИНН 6630000346),
о признании незаконными действий органа кадастрового учета,
установил:
Закрытое акционерное общество "Мерком" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области заявлением о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:50, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, город Лесной, улица Чапаева, дом N 1, и обязании филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области внести в государственный кадастр недвижимости запись о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:50. Кроме того, заявитель просил признать незаконной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:76, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, город Лесной, улица Чапаева, дом N 3, и обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области внести в государственный кадастр недвижимости запись о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:76. Заявитель также просил обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области принять соответствующие документы и провести кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:0003 с выдачей всех правовых документов.
Определением суда от 22.01.2013 в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца ЗАО "Мерком" на общество с ограниченной ответственностью "Мерком" (ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 07.04.20155 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Заявитель с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. Заявитель считает незаконными формирование и образование земельных участков с кадастровыми номерами 66:54:0101021:50 и 66:54:0101021:76 из земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:0003, принадлежащего заявителю на праве собственности. Согласование границ земельных участков с кадастровыми номерами 66:54:0101021:50 и 66:54:0101021:76 не производилось. Суд данные вопросы не исследовал. Суд необоснованно принял во внимание содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о наличии прав третьих лиц в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:54:0101021:50 и 66:54:0101021:76. Между тем, права третьих лиц на указанные земельные участки не зарегистрированы.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области в отзыве просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ответчик указал, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:54:0101021:50 и 66:54:0101021:76 являются ранее учтенными. Орган кадастрового учета не уполномочен распоряжаться земельными участками, снимает с учета земельный участок только в случае, если земельный участок является преобразуемым снятие с учета ранее учтенных участков действующим законодательством не предусмотрено. Права на указанные земельные участки заявитель не оспаривает. Кроме того, на момент принятия судом решения органом кадастрового учета вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2006 по делу N А60-39371/2005 удовлетворены требования ЗАО "Мерком", признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области в лице территориального отдела N 3 по г. Лесному, выразившиеся в выдаче заявителю документов о межевании (экспликации) на земельные участки, занятые объектами недвижимости, в противоречии со свидетельством о праве собственности на землю, а также в отказе предоставить кадастровые планы земельных участков с кадастровыми номерами 66:54:0101021:0003, 66:5460101016:0034, 66:54:0101009:0012. На Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области в лице территориального отдела N 3 возложена обязанность выдать ЗАО "Мерком" кадастровые планы на земельные участки, занимаемые зданием бани N 1 по адресу: г. Лесной, ул. Чапаева, 5, зданием прачечной N 2 по адресу: г. Лесной, ул. Чапаева, 3, зданием прачечной N 1 по адресу: г. Лесной, ул. Чапаева, 1, зданием гостиницы по адресу: г. Лесной, Коммунистический проспект, 19, зданием бани N 3 по адресу: г. Лесной, ул. Ленина, 62, зданием прачечной N 3 по адресу: г. Лесной, ул. Кирова, 24.
Согласно кадастровому паспорту от 04.09.2014 земельный участок площадью 5 976 кв.м. с кадастровым номером 66:54:0101021:0003 поставлен на кадастровый учет 18.06.2005.
01.12.2006 зарегистрировано право собственности ЗАО "Мерком" на земельный участок площадью 5 976 кв.м. с кадастровым номером 66:54:0101021:0003, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Лесной, ул. Чапаева, 3, что подтверждается свидетельством.
05.03.2014 ЗАО "Мерком" обратилось в орган кадастрового учета с заявлением N 66-0-1-134/3001/2014-506 об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:0003 в связи с уточнением его площади до 6 097 кв.м. и границ по результатам межевания, предоставив межевой план.
По результатам рассмотрения заявления органом кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 05.08.2014 N 66/14-160295.
В качестве основания для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:3 указано, что в нарушение ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" представленный межевой план не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", а именно, в представленном решении Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-39371/2005 отсутствуют сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:54:0101021:50 не существует, входит в общую площадь земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:3.
Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка, не были устранены заявителем в течение трех месяцев, 06.11.2014 органом кадастрового учета было принято решение N 66/14-225734 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, общество "Мерком" указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:54:0101021:50, 66:54:0101021:76 органом кадастрового учета поставлены на кадастровый учет незаконно, заявитель не давал согласия на образование земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:0003. Заявитель, полагает, что постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 66:54:0101021:50, 66:54:0101021:76 является препятствием к постановке участка с кадастровым номером 66:54:0101021:0003 на кадастровый учет.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2. ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу п. 2.1.2. Порядка ведения реестра земель, утвержденного Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
Действующими в период осуществления оспариваемых действий Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденными Росземкадастром 10.04.2001, было предусмотрено, что для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся в комитете документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках: поземельные книги; журналы учета кадастровых номеров; списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей. При составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра: во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах); во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков.
Положения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", вступившего в силу с 01.03.2008, согласно ч. 1 ст. 47 указанного Закона применяются к отношениям, возникшим после вступления в силу указанного Закона. Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Как видно из материалов дела, в том числе, из отзыва ФГБУ "ФКП Росреестра", земельные участки с кадастровыми номерами 66:54:0101021:50, 66:54:0101021:76 являются ранее учтенными земельными участками, сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с инвентаризационной описью ранее учтенных участков, что соответствует установленному порядку.
Согласно заключению кадастрового инженера, содержащемуся в представленном с заявлением о проведении кадастрового учета межевом плане земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:3, земельные участки с кадастровыми номерами 66:54:0101021:76, 66:54:0101021:116, не соответствуют фактическому местоположению границ, так как по факту (на местности) данные земельные участки отсутствуют, а земельный участок с кадастровым номером 66:54:0101021:50, входит в общую площадь земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:3 и находится в собственности у ЗАО "Мерком".
Согласно представленным в материалы дела кадастровым выпискам от 23.09.2014 о земельных участках с кадастровыми номерами 66:54:0101021:50, 66:54:0101021:76 данные земельные участки не являются образованными из земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:3. Как указано выше, из кадастрового паспорта от 04.09.2014 следует, что земельный участок площадью 5 976 кв.м. с кадастровым номером 66:54:0101021:0003 поставлен на кадастровый учет только 18.06.2005.
Учитывая изложенное, оснований для признания незаконными действий органа кадастрового учета по постановке на государственный кадастровый учет ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами 66:54:0101021:50 и 66:54:0101021:76 не имеется.
В силу ч. 4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер; если по истечении пяти лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 ст. 24 указанного Закона случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Поскольку спорные земельные участки являются ранее учтенными, оснований для снятия их с кадастрового учета в порядке ч. 4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не имеется.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Решения органа кадастрового учета о приостановлении кадастрового учета и об отказе в его осуществлении, в данном деле не оспариваются, поэтому, оснований для оценки законности указанных решений при рассмотрении настоящего спора не имеется.
Отсутствие сведений о государственной регистрации прав третьих лиц на земельные участки с кадастровыми номерами 66:54:0101021:50 и 66:54:0101021:76 не влечет отмену решения суда, учитывая изложенные выше основания отказа в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2015 года по делу N А60-47006/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А.Голубцова |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47006/2014
Истец: ЗАО "Мерком"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Лесной", МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ "ТРАНСИНФОРМ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЛЕСНОЙ", ООО "ВАФ", Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Свердловской области