город Москва |
|
25 июня 2015 г. |
дело N А40-9299/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альфа Бест" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2015
по делу N А40-9299/15, принятое судьей Корогодовым И.В.
по заявлению ООО "Альфа Бест" (119571, Москва, проспект Вернадского, дом 125, корпус 1, под. 7)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (115054, Москва, улица Бахрушина, дом 20)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Зметный Б.Л. по доверенности от 20.05.2015;
от заинтересованного лица - Нагорная М.Ю. по доверенности от 30.12.2014;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2015 в удовлетворении заявления ООО "Альфа Бест" о признании недействительным решения Департамента городского имущества г. Москвы, оформленного письмом от 29.12.2014 N 33-5-25209/14-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании направить для согласования и подписания договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Садовнический проезд, дом 6 (альтернативный адрес: Москва, улица Пятницкая, дом 25), отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и Департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением Росреестра по г. Москве выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности ООО "Альфа Бест" на здание по адресу: Москва, Садовнический пр., дом 6 (запись в ЕГРП от 18.08.2014 N 77-77-15/014/2014/836).
29.08.2014 ООО "Альфа Бест" в целях оформления с г. Москва отношений аренды земельного участка, на котором расположено спорное здание и в соответствии с существующим Административным регламентом обратилось в Департамент имущества г. Москвы через службу "одного окна" с заявлением о предоставлении государственной услуги "О предоставлении земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках"
Письмом от 29.12.2014 Департаментом отказано обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду со ссылкой на 2.10.1.4. Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы", на основании того, что в рамках Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного размещения объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, Департаментом получен акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 23.12.2014 N 9015014/1, в соответствии с которым объект недвижимости, расположенный по адресу: Москва, Садовнический проезд, дом 6 (альтернативный адрес: Москва, ул. Пятницкая, дом 25), обладает призраками самовольного строительства.
ООО "Альфа Бест", посчитав указанный отказ незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что указанный объект имеет признаки самовольной постройки и включен в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции) и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и Департамента, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В течение месяца со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2.10.1.6 Административного регламента основанием для отказа в представлении государственной услуги является включение объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участках, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Удовлетворяя заявление, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента не соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку объекты, расположенные на испрашиваемых земельных участках, не признаны самовольными постройками.
Вступившими в законную силу решением суда по делу N А40-50248/08, в удовлетворении иска Правительства г. Москвы о признании права собственности ООО "Альфа-Бест" на объект общей площадью 659, 8 кв.м. по адресу: Москва, Садовнический проезд, дом 6, отсутствующим, о признании здания самовольной постройкой и его сносе, отказано.
При таких обстоятельствах у Департамента не имелось правовых оснований для отказа обществу в предоставлении государственной услуги (предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках).
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2015 по делу N А40-9299/15 отменить.
Признать недействительным решение Департамента городского имущества г. Москвы от 29.12.2014 N 33-5-25209/14-(0)-1 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Бест" государственной услуги "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельных участках" по заключению договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Садовнический проезд, дом 6 (альтернативный адрес: Москва, улица Пятницкая, дом 25).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9299/2015
Истец: ООО " Альфа Бест", ООО АЛЬФА БЕСТ
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы