г. Киров |
|
26 июня 2015 г. |
Дело N А31-11366/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Жарова Н.Б., действующего на основании доверенности от 29.09.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015 по делу N А31-11366/2014, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЗУБиК"
(ИНН: 4401022446, ОГРН: 1044408614010)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330),
о признании незаконными акта комплексной проверки от 27.08.2014 и требования от 24.09.2014 N 52 и уплате штрафа в сумме 35 788,50 руб.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЗУБиК" (далее - Общество, страхователь) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Костромской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) о признании незаконными акта комплексной проверки использования средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Общества от 27.08.2014 и требования от 24.09.2014 N 52 о восстановлении Обществом в бюджет фонда суммы нецелевого использования средств по показателю "Заработная плата" в размере 357 885 руб. и уплате штрафа в сумме 35 788,50 руб.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015 требования Общества удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе Фонд обращает внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:
1) вывод суда первой инстанции о наличии у медицинских работников среднего профессионального образования по специальности, ранее выданных сертификатов "Сестринское дело" (сроки действия которых в проверяемом периоде истекли), сертификатов "Организация сестринского дела" (у Сорокиной М.В.), "Медицинский массаж" (у Наземовой О. В.) и свидетельств о повышении квалификации является неверным, поскольку медицинские работники в проверяемом периоде выполняли работы по специальности "медицинская сестра".
2) Судом первой инстанции было учтено наличие свидетельств о повышении квалификации, тогда как повышение квалификации является этапом в подготовке специалиста для выполнения работ в соответствии с квалификационными требованиями, поэтому свидетельства о повышении квалификации по смыслу части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не могут служить документом, подтверждающим право на осуществление медицинской деятельности.
3) В силу требований Приказа Минздрава России от 03.08.2012 N 66н и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 N 176н для работы по специальности "медицинская сестра", медицинские работники должны пройти профессиональную переподготовку с дальнейшим получением сертификата в обязательном порядке.
4) Суд первой инстанции указал в решении на нарушение иного, но не бюджетного законодательства и на использование средств обязательного медицинского страхования для реализации Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области, однако наличие заработной платы в структуре тарифа само по себе не является безусловным основанием признания любых расходов на заработную плату произведенных по целевому назначению. Так, в пункте 32 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2013 год, утвержденной Постановлением Администрации Костромской области от 28.12.2012 N 598-а, оплата медицинской помощи (медицинских услуг), оказанной застрахованному на территории Костромской области населению медицинскими организациями, производится страховыми медицинскими организациями по тарифам и способам оплаты, принятым в рамках тарифного соглашения на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования Костромской области. При этом Тарифным соглашением на 2013 год от 23.01.2013 и Тарифным соглашением на 2014 год от 27.12.2013 установлено, что при распределении средств на заработную плату работников не учитывается и в структуру тарифа не входит оплата труда специалистов с высшим и средним медицинским образованием, оказывающих медицинскую помощь, не предусмотренную разрешением на медицинскую деятельность (лицензией) и (или) не имеющих действующих сертификатов по соответствующей специальности.
Таким образом, при принятии решения суд первой инстанции неправильно оценил фактические обстоятельства дела, допустил неприменение закона, подлежащего применению (Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ) и применил закон, не подлежащий применению (бюджетное законодательство), поскольку нормы бюджетного законодательства применяются между субъектами бюджетных правоотношений - участниками бюджетного процесса (статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), к которым Общество не относится. Фактически Обществом было допущено нарушение не бюджетного законодательства, а законодательства об обязательном медицинском страховании.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Фонд явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Ответчика.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "ЗУБиК" поддержал свою позицию по отзыву на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом в отношении ООО "ЗУБиК" проведена комплексная проверка использования средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС Костромской области за период с 01.01.2011 по 30.06.2014, по результатам которой, полагая, что 357 885 руб. страхователь использовал не по целевому назначению, составил акт проверки от 27.08.2014, в котором предложил Обществу, в том числе, восстановить нецелевое использование средств территориальной программы ОМС в сумме 357 885 руб., а также уплатить штраф в размере 10% в сумме 35 788,50 руб.
На основании указанного акта Фонд направил Обществу требование от 24.09.2014 N 52.
Общество с актом комплексной проверки от 27.08.2014 и требованием от 24.09.2014 N 52 в соответствующей части не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных законов от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 и от 18.10.2013 N 932, постановлением Администрации Костромской области от 26.12.2013 N 570-а, требования Общества признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя ООО "ЗУБиК", исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 БК РФ, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N326-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки; средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Статьей 3 Закона N 326-ФЗ определено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в соответствии с которой постановлением Администрации Костромской области от 28.12.2012 N 598-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2013 год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в соответствии с которой постановлением Администрации Костромской области от 26.12.2013 N 570-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Указанными региональными программами установлен перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатно.
В Приложении N 3 к территориальной Программе на 2013 год и в Приложении N 6 к территориальной Программе на 2014 год ООО "ЗУБиК" включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации данных программ.
В силу требований подпункта 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Программами, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 и от 18.10.2013 N 932, предусмотрено, что порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ определено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенной проверки Фондом был сделан вывод о нецелевом использовании денежных средств, полученных в рамках указанных выше территориальных программ, в сумме 357 885 руб., израсходованных на оплату труда двух медицинских работников, не имевших действующих сертификатов специалистов, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ, а именно:
- Сорокиной М.В., работающей по ОМС по совмещению на 0,25 ставки медицинской сестры и имеющей сертификат А N 3451759 по специальности "Сестринское дело" со сроком действия до 06.10.2012 и действующий сертификат А N 3504256 по специальности "Организация сестринского дела",
- Наземовой О.В., работающей по ОМС по совмещению на 0,25 ставки медицинской сестры и имещей сертификат А N 3451701 по специальности "Сестринское дело" со сроком действия до 04.07.2012 и действующий сертификат А N 4275975 по специальности "Медицинский массаж".
Выплаченную Обществом названным работникам заработную плату в общей сумме 357 885 руб. в период отсутствия у них действующих сертификатов специалиста Фонд признал нарушением пункта 3.3.1.3 Тарифного соглашения от 23.01.2013 на 2013 год, пункта 3.4.2 Тарифного соглашения от 27.12.2013 на 2014 год и нецелевым использованием средств территориальной программы ОМС.
Между тем апелляционный суд считает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Общество осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензий от 20.02.2009 N ЛО-44-01-000123, от 20.09.20009 N ЛО-44-01-000124, от 17.05.2009 N ЛО-44-01-00132 и от 09.05.2009 N ЛО-44-01-000601.
С 01.02.2009 Общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (реестровый N 440068).
ООО "ЗУБиК" заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию со страховыми медицинскими организациями - ООО "РГС-Медицина", ЗАО "МАКС-М", ЗАО "Медицинская страховая компания Солидарность для жизни", с ЗАО "ВТБ Медицинское страхование", Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области.
Согласно приказу Министерства Здравоохранения и социального развития от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" содержит следующие требования к квалификации медицинской сестры: среднее специальное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.
Кроме того, в соответствии с приказом Минздрава России от 05.06.1998 N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" для занятия должности медицинской сестры в стоматологической медицинской организации специалист должен пройти курс усовершенствования по циклу "Сестринское дело в стоматологии" продолжительностью 144 часа один раз в пять лет.
Наличие у Сорокиной М.В. и Наземовой О.В. среднего профессионального образования по специальности, ранее выданных сертификатов "Сестринское дело" (сроки действия которых в проверяемом периоде истекли), сертификатов "Организация сестринского дела" (у Сорокиной М.В.), "Медицинский массаж" (у Наземовой О.В.) и свидетельств о повышении квалификации, Фондом не оспаривается.
В акте проверки Фонд указал, что заявки на обучение сотрудников направляются руководителем Общества ежегодно, но коммерческие группы организуются по мере их комплектации и количество мест в них ограничено.
Доказательств того, что денежные средства, выделяемые на реализацию Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2013 год на 2014 год, были израсходованы Обществом на иные цели, а также доказательств проведения выплат не по установленным тарифам медицинским работникам, не участвующим в реализации программ обязательного медицинского страхования; доказательств расходования средств обязательного медицинского страхования на непредусмотренные программами статьи расходов, Фондом не представлено.
Фактически медицинские услуги населению названными работниками Общества оказывались, что свидетельствует о том, что затраченные на оплату труда данных лиц средства были израсходованы в соответствии с целевым назначением.
Доказательств использования денежных средств на цели, не связанные с реализацией указанных программ, Фондом в материалы дела не представлено.
При этом из положений названных выше норм права усматривается, что использованием медицинской организацией не по целевому назначению средств ОМС, полученных по договору от страховой медицинской организации в оплату оказанной застрахованным лицам медицинской помощи, должно признаваться их использованием на цели, не предусмотренные территориальной программой ОМС. Таким нецелевым использованием может быть оплата медицинской помощи, оказанной незастрахованным лицам, либо оплата медицинской помощи застрахованным лицам, но не предусмотренной территориальной программой ОМС, либо оплата фактически не оказанной медицинской помощи, что в ходе проверки Фондом установлено не было.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие у медицинских работников действующих сертификатов специалиста указывает на допущенные Обществом нарушения иных требований законодательства, но не бюджетного законодательства и не свидетельствует о нецелевом использовании Обществом средств территориальной программы ОМС.
Поскольку факт нецелевого использования Обществом средств территориальной программы ОМС не был доказан Фондом, судом первой инстанции был сделан правомерный вывод о незаконности акта от 27.08.2014 и требования от 24.09.2014 N 52 в части восстановления 357 885 руб. и уплаты штрафа в размере 35 788,50 руб.
Довод Фонда о том, что выплата спорных денежных средств медицинским работникам, не имеющим действующих сертификатов, свидетельствует о нецелевом их использовании, апелляционный суд отклоняет, поскольку несвоевременное прохождение медицинскими работниками повышения квалификации не может свидетельствовать об отсутствии у них соответствующей квалификации и невозможности выполнения возложенных на них обязанностей.
Не принимается апелляционным судом довод Фонда о неверном выводе суда первой инстанции о наличии у медицинских работников среднего профессионального образования по специальности, ранее выданных сертификатов "Сестринское дело" (сроки действия которых в проверяемом периоде истекли), сертификатов "Организация сестринского дела" (у Сорокиной М.В.), "Медицинский массаж" (у Наземовой О. В.) и свидетельств о повышении квалификации, тогда как медицинские работники в проверяемом периоде выполняли работы по специальности "медицинская сестра", поскольку наличие действующего сертификата (или сертификата с истекшим сроком действия) не опровергает наличие у медицинских работников среднего профессионального образования по соответствующей специальности.
Несостоятелен также довод Фонда о том, что его позиция по рассматриваемому спору подтверждается постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу N A31-8803/2014, поскольку производство по апелляционной жалобе в рамках рассмотрения указанного дела было прекращено в связи с отказом Фонда от рассмотрения поданной им апелляционной жалобы, то есть по существу спора не рассматривалось.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015 по делу N А31-11366/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11366/2014
Истец: ООО "ЗУБиК"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области