город Омск |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А70-115/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5006/2015) Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2015 по делу N А70-115/2015 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Норд-Лайн" к Департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, оформленного в виде уведомления об отказе в предоставлении государственной поддержки от 11.12.2014 N 2280/14,
при участии в деле в качестве третьего лица Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области - Рагулина Елена Александровна по доверенности N 1216/15 от 30.04.2015 сроком действия до 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от общества с ограниченной ответственностью "Норд-Лайн" - Шевченко Евгений Петрович по доверенности N 003 от 24.12.2014 сроком действия до 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Лоточкин Дмитрий Юрьевич по доверенности N 005 от 24.12.2014 сроком действия до 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1 - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд-Лайн" (далее - заявитель, ООО "Норд-Лайн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, оформленного в виде уведомления об отказе в предоставлении государственной поддержки от 11.12.2014 N 2280/14.
Определением суда от 22.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1 (далее - Фонд социального страхования).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2015 по делу N А70-115/2015 заявленные ООО "Норд-Лайн" требования удовлетворены, признано недействительным решение об отказе в предоставлении государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, оформленного в виде уведомления об отказе в предоставлении государственной поддержки от 11.12.2014 N 2280/14.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что фактически на момент обращения ООО "Норд-Лайн" с заявлением о предоставлении государственной поддержки в форме субсидии у Общества отсутствовала задолженность перед Фондом социального страхования по страховым взносам, а Департамент, располагая противоречивыми сведения, исходя из данных заявителя и информации межведомственного ответа Фонда социального страхования относительно наличия (отсутствия) спорной задолженности, не лишен был возможности установить действительные обязательства Общества по уплате страховых взносов.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Департаментом было принято законное и обоснованное решение об отказе Обществу в предоставлении государственной поддержки в форме субсидии, которое соответствует законодательству об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также Порядку отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии и порядке предоставления субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), утвержденному Постановлением правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п.
В связи с тем, что Обществом в составе заявления о предоставлении государственной поддержки в форме субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования была представлена справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам от 07.10.2014 N 03-08/03/19453, не соответствующая подпункту 11 пункта 1.6 указанного выше Порядка, и Фондом социального страхования в ответ на запрос Департамента была предоставлена информация о наличии у Общества задолженности по страховым взносам, Департамент правомерно отказал Обществу в предоставлении государственной поддержки в форме субсидии. Департаментом при принятии решения были соблюдены все процедуры, предусмотренные указанным выше Порядком.
ООО "Норд-Лайн" и Фондом социального страхования представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу с доказательствами их направления в адрес лиц, участвующих в деле, в которых заявитель и третье лицо не согласились с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзывы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Представленные Департаментом дополнения к апелляционной жалобе, письменные пояснения и представленные Обществом дополнения к отзыву на апелляционную жалобу приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Фонд социального страхования, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции посчитал возможным удовлетворить.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы с учетом дополнений к апелляционной жалобе и письменных пояснений.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве с учетом дополнений к отзыву, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, письменные пояснения к делу, отзывы на апелляционную жалобу, дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
11.11.2014 ООО "Норд-Лайн" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении государственной поддержки в форме субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования (т.1 л.д. 32-33).
В составе заявления Обществом была представлена справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам от 07.10.2014 N 03-08/03/19453 об отсутствии у Общества задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам и наличии переплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний в размере 182 руб. 40 коп. (т.1 л.д. 68).
Департамент, при рассмотрении заявления и руководствуясь Постановлением правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п "О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии и порядке предоставления субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта", пришел к выводу о том, что представленная Обществом справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам от 07.10.2014 N 03-08/03/19453, необходимость предоставления которой предусмотрена на дату не ранее 30 дней до дня подачи заявки, не соответствует данному требованию, установленному в подпункте 11 пункта 1.6 Порядка, т.е. с момента выдачи справки прошло более 30 дней.
24.11.2014 Департамент по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) направил в Фонд социального страхования запрос о предоставлении информации о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам Общества на текущую дату.
25.11.2014 на межведомственный запрос из Фонда социального страхования поступил ответ о наличии у ООО "Норд-Лайн" задолженности перед территориальным органом Фонда социального страхования РФ.
01.12.2014 Департаментом было подготовлено заключение об отказе ООО "Норд-Лайн" в предоставлении государственной поддержки.
10.12.2014 Департаментом подписан приказ N 181 "О результатах рассмотрения заявочных документов", согласно которому Департаментом принято решение об отказе Обществу в предоставлении государственной поддержки.
11.12.2012 в адрес Общества направлено мотивированное Уведомление N 2280/14 об отказе в предоставлении государственной поддержки с указанием оснований отказа, в частности несоответствием Общества пункту 1.7 Порядка отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п, ввиду наличия задолженности Общества перед Фондом социального страхования.
ООО "Норд-Лайн" повторно обратилось в Фонд социального страхования, и ему была выдана справка от 12.12.2014 N 03-08/03-24884, согласно которой задолженность Общества перед Фондом отсутствует, имеется переплата в размере 108 751 руб. 40 коп.
Полагая, что отказ в предоставлении государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, оформленный в виде уведомления от 11.12.2014 N 2280/14, является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
25.03.2015 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования Общества подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие отказа в предоставлении государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, оформленного в виде уведомления об отказе в предоставлении государственной поддержки от 11.12.2014 N 2280/14, закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемый отказ повлек нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных
бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ и реализации мероприятий целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 N99-п утвержден Порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии" (далее - Порядок).
В силу пункта 1.4 Порядка отбор субъектов предпринимательства для предоставления государственной поддержки в видах, указанных в пункте 1.3 указанного Порядка, производится Департаментом с учетом рекомендаций Комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки на условиях и в сроки, установленные в Порядке.
Одним из видов государственной поддержки для субъектов предпринимательства является субсидирование субъектов предпринимательства на развитие лизинга оборудования (подпункт 2 пункта 1.3 Порядка).
Пунктом 1.6 Порядка отбора СМСП определен перечень документов, необходимый для получения государственной поддержки субъектом предпринимательства.
Так, в число перечня соответствующих документов входит справка территориального органа Фонда социального страхования РФ, содержащая информацию об отсутствии задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, на дату не ранее 30 дней до дня подачи заявки (подпункт 11 пункта 1.6 Порядка).
Как следует из материалов дела к заявлению Общества среди прочих документов была приложена справка территориального органа Фонда социального страхования РФ, содержащая информацию об отсутствии задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам на 07.10.2014.
Как указывает Департамент, в ходе рассмотрения заявки было установлено, что с момента выдачи справки территориального органа Фонда социального страхования РФ от 07.10.2014 прошло более 30 дней, что не соответствует подпункту 11 пункта 1.6 Порядка.
Согласно абзацу 21 пункта 1.6 Порядка справка территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, может направляться по желанию субъекта предпринимательства. В случае несоответствия указанного документа требованиям, предусмотренным, в том числе подпункту 11 настоящего пункта, или при отсутствии указанных документов, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня окончания приема документов на очередную комиссию затребует их в рамках Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по системе межведомственного электронного взаимодействия в соответствующих органах.
Руководствуясь указанной нормой, Департамент по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) направил в Фонд социального страхования запрос о предоставлении информации о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам Общества на текущую дату.
В ответ на запрос Фонд социального страхования информировал Департамент о наличии у ООО "Норд-Лайн" задолженности перед территориальным органом Фонда социального страхования, что явилось послужило основанием для вывода Департамента о несоответствии заявителя пункту 1.7 Порядка в связи с наличием у Общества задолженности перед Фондом социального страхования по страховым взносам, и мотивом для отказа в предоставлении Обществу государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, о чем заявитель был информирован уведомлением от 11.12.2014 N 2280/14.
Указанные выше действия Департамента формально соответствуют требованиям Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и выше процитированным пунктам Порядка, однако вывод Департамента о наличии у Общества задолженности перед Фондом социального страхования по страховым взносам, положенный в основу оспариваемого отказа, не соответствует действительности.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, 25.12.2014 между Обществом и Фондом социального страхования была проведена сверка расчетов, на основании которой был составлен Акт совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 25.12.2014 N 03-08/03-25820 за период с 01.01.2014 по 30.09.2014 по состоянию на 05.12.2014 (л.д.98-100).
Результаты совместной сверки подтверждают отсутствие у заявителя спорной задолженности по страховым взносам, а также свидетельствуют о том, задолженность Фонда социального страхования перед Обществом составляет 108 751 руб. 40 коп., что не противоречит сведениям, указанным в ранее предоставленной в Департамент справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам от 07.10.2014 N 03-08/03/19453.
По смыслу части 1 статьи 64, части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан оценить достоверность каждого доказательства и не вправе основывать свои выводы на недостоверных доказательствах.
Учитывая изложенное и принимая во внимании, что основания отказа в предоставлении Обществу государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, не соответствуют действительности, пункту 1.7 Порядка, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, правовых основания для отказа в удовлетворении требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Приведенные Департаментом в апелляционной жалобе доводы не опровергают изложенного выше вывода апелляционного суда, в связи с чем подлежат отклонению как необоснованные.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределению не подлежат, поскольку Департамент в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2015 по делу N А70-115/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-115/2015
Истец: ООО "Норд-Лайн"
Ответчик: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
Третье лицо: ГУ - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1