г. Москва |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А40-214648/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Челябинской области и Правительства Тюменской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2015 по делу N А40-214648/14, судьи Нариманидзе Н.А.
по заявлению Правительства Челябинской области, Правительства Тюменской области
к Министерству энергетики РФ
третьи лица ФСТ России, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ОАО "Фортум", Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской обл.
о признании недействительным в части приказа от 18.09.2014 N 624
при участии:
от заявителей: |
1)Кучиц Т.В. по доверенности от 29.04.2015, Дрыга А.А. по доверенности от 29.04.2015 2) Карташков Е.А. по доверенности от 19.11.2014,Фаева Д.Ю. по доверенности от 02.02.2015, Лебедев А.М. по доверенности от 25.02.2015; |
от ответчика: |
Попов Г.Э. по доверенности от 19.01.2015, Бобылев П.М. по доверенности от 19.01.2015, Савкин А.В. по доверенности от 17.06.2014, Семейкин А.Ю. по доверенности от 27.04.2015; |
от третьих лиц |
1) Баринов Е.В. по доверенности от 29.09.2014 2) Баскина К.Ю. по доверенности N 24 от 31.07.2014, 3) Еременко В.Г. по доверенности N 2158 от 03.02.2015, Усталов С.А. по доверенности N 2159 от 03.02.2015, Боброва Ю.С. по доверенности N 2156 от 03.02.2015, Рыков Я.А. по доверенности от 26.01.2015, Голубев Д.В. по доверенности N 2157 от 02.02.2015; 4) Миклина Ю.Б. по доверенности от 08.06.2015, Симоненко А.В. по доверенности от 04.02.2015, Дрыга А.А. по доверенности от 05.02.2015 |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2015 отказано в удовлетворении требований правительств Челябинской и Тюменской областей (далее - заявители) о признании недействительным приказа Министерства энергетики Российской Федерации (далее - ответчик, Министерство) от 18.09.2014 N 624 "Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2015 год" в части установления нормативов удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии для филиала ОАО "Фортум" Тобольская ТЭЦ, г. Тобольск Тюменская область; филиала ОАО "Фортум" Тюменская ТЭЦ-1, г. Тюмень; филиала ОАО "Фортум" Тюменская ТЭЦ-2, г. Тюмень; а также для филиала ОАО "Фортум", Челябинская ГРЭС (N п/п 97); филиала ОАО "Фортум" Челябинская ТЭЦ-1 ( N п/п 98); филиала ОАО "Фортум" Челябинская ТЭЦ-2 (N п/п 99); филиала ОАО "Фортум" Челябинская ТЭЦ-3 (N п/п 100); филиала ОАО "Фортум" Аргаяшская ТЭЦ, пос. Новогорный, г. Озерск Челябинской области (N п/п 101).
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого приказа требованиям действующего законодательства, наличия соответствующих полномочий ответчика, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов заявителей, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, заявители обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылаются на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство поддержало решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласилось, считает жалобы необоснованными, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Фортум" поддержало решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласилось, считает жалобы необоснованными, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В судебном заседании представитель Правительства Челябинской области поддержал доводы апелляционных жалоб, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Правительства Тюменской области поддержал доводы апелляционных жалоб, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области поддержал доводы апелляционных жалоб, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, считает жалобы необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Представитель ФСТ России оставил рассмотрение апелляционных жалоб на усмотрение суда.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ оставил рассмотрение апелляционных жалоб на усмотрение суда.
Представитель ОАО "Фортум" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, считает жалобы необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителей, ответчика, третьих лиц, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 18 сентября 2014 Министерством издан приказ N 624 "Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2015 год" (далее - приказ).
Оспариваемым приказом утверждены в том числе нормативы удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии для следующих энергетических объектов ОАО "Фортум" в Тюменской области (далее - энергетические объекты ОАО "Фортум"): филиала ОАО "Фортум" Тобольская ТЭЦ, г. Тобольск Тюменская область; филиала ОАО "Фортум" Тюменская ТЭЦ-1, г. Тюмень; филиала ОАО "Фортум" Тюменская ТЭЦ-2, г. Тюмень и нормативы удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии для следующих энергетических объектов ОАО "Фортум" в Челябинской области: филиала ОАО "Фортум", Челябинская ГРЭС (N п/п 97); филиала ОАО "Фортум" Челябинская ТЭЦ-1 ( N п/п 98); филиала ОАО "Фортум" Челябинская ТЭЦ-2 (N п/п 99); филиала ОАО "Фортум" Челябинская ТЭЦ-3 (N п/п 100); филиала ОАО "Фортум" Аргаяшская ТЭЦ, пос. Новогорный, г. Озерск Челябинской области (N п/п 101).
Не согласившись с оспариваемым приказом в этой части, правительства Тюменской и Челябинской областей обратились в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Следовательно, для признания недействительными ненормативных актов необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие обжалуемых актов закону и наличие нарушения прав заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 N 1075 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку при утверждении тарифов на тепловую энергию включают расходы на топливо.
Согласно пункта 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 N 1075 орган регулирования не вправе применять или учитывать для целей тарифного регулирования значения нормативов удельного расхода условного топлива, отличающиеся от утвержденных нормативов в соответствии с используемым регулируемой организацией методом распределения расхода топлива.
В силу пункта 6 Правил планируемые и фактические нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 N 400, Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование, в том числе в сфере теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Согласно пункта 4.5.2. Положения Министерство энергетики Российской Федерации утверждает нормативы удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В соответствии с пунктом 4.2.14.8. Положения Министерство энергетики Российской Федерации самостоятельно разрабатывает и утверждает Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Такой порядок определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии утвержден Приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 N 323 (в редакции Приказа Минэнерго России от 10 августа 2012 N 377).
Согласно требованиям указанного порядка ОАО "Фортум" письмами от 30 июля 2014 N ЮЕ-00-096/9190, ЮЕ-00-096/9197, ЮЕ-00-096/9196 направило в Минэнерго России соответствующее заявление и перечень необходимых обосновывающих документов, которые прошли экспертизу у независимого эксперта ООО "Нефтегазэнерго" и получили положительное заключение.
На основании заявлений ОАО "Фортум", представленных обосновывающих материалов, экспертных заключений, по итогам рассмотрения вопроса по утверждению нормативов удельного расхода топлива на 2015 год по ТЭЦ ОАО "Фортум" на Комиссии Министерства по утверждению нормативов удельного расхода топлива и нормативов технологических потерь тепловой энергии, образованной приказом Минэнерго России от 28 июля 2011 N 306, приказом от 18 сентября 2014 N 624, утвердило для электростанций ОАО "Фортум" нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2015 год.
В соответствии с подпунктами 5 и 6 пункта 1 статьи 3 Закона "О теплоснабжении" в качестве общих принципов организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения предусматривают, в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей и обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Закона "О теплоснабжении" предусматривается, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Доводы заявителей о том, что нормативы удельного расхода топлива, утвержденные Приказом являются экономически необоснованными, суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельными.
В основе физического метода, который использован ОАО "Фортум" и учтен Минэнерго России при установлении Нормативов лежит распределение затрат пропорционально количеству топлива (в данном случае единицей измерения выступают кг.) израсходованного на каждый вид производимой энергии, так, например, единицей измерения удельного расхода тепла на производство электроэнергии рассчитывается в ккал/кВт-ч.
Ссылаясь на завышение Нормативов, заявители представили собственные расчеты.
Согласно расчету Правительства Тюменской области, сведения о котором приводятся в апелляционной жалобе, в случае использования оспариваемых нормативов применительно к фактическим объемам потребления газа в 2014 году, увеличение объема потребленного топлива по сравнению с фактическим расходом составило бы 66 885 686 куб.м или 1,7 %.
Правительство Тюменской области в своих расчетах применяет Нормативы, которые рассчитаны на прогнозный баланс электроэнергии и мощности электростанций ОАО "Фортум" на 2015 год к фактическим показателям выработки электрической и тепловой энергии в 2014 году. Применение Нормативов, утвержденных применительно к балансу 2015 года методически неправильно, в связи с тем, что значения удельного расхода существенным образом изменяются в зависимости от объемов выработки электрической и тепловой энергии, и их соотношения.
Как указало Министерство, корректно сравнивать удельные расходы топлива только применительно к балансу, на который они рассчитаны, остальные подходы будут давать неверные результаты.
Заявление о неконкурентноспособности централизованных систем теплоснабжения, а именно ТЭЦ, несостоятельно, поскольку Минэнерго России проанализировав ценовые последствия перехода ТЭЦ ОАО "Фортум" на физический метод и сравнило полученные тарифы с тарифами, утвержденными для котельных, расположенных на территории Челябинской области.
Как установлено, ГК "ЕТО Челябинской области" своими решениями утвердил тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными на 2015 год. Информация о решениях по тарифам размещена на сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (преемник ГК "ЕТО Челябинской области" с 2015 года). По итогам анализа опубликованных данных, по которым однозначно можно идентифицировать, что данные тарифы установлены для теплоэнергии, отпускаемой с коллекторов источников, и даже с учетом полного перехода на физический метод ТЭЦ ОАО "Фортум", тариф на теплоэнергию остается ниже, чем тарифы котельных.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Закона "О теплоснабжении" регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Порядок установления тарифов регламентирован Законом "О теплоснабжении", а также Основами ценообразования и иными законодательными актами в сфере теплоснабжения.
Одной из составляющих расходов, учитываемых при установлении тарифа для теплоснабжающей организации, является удельный расход топлива на производство одной Гкал тепловой энергии.
Согласно пункта 36 Основ ценообразования нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения для источников тепловой энергии.
Таким образом, приказ Минэнерго России об утверждении одного из обязательных компонентов тарифа, изданный Министерством энергетики Российской Федерации в пределах своих полномочий в соответствии с обязательными требованиями действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 14 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400, субъекты Российской Федерации должны выплачивать компенсации организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Такие выплаты возникают в случае, если тарифы, утвержденные для ресурсоснабжающих организаций, приводят к росту вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.
Пунктов 2 Правил распределения удельного расхода топлива предусмотрено, что в целях сглаживания тарифных последствий, возникающих из-за изменения метода распределения расхода топлива без изменения суммарного расхода условного топлива орган регулирования устанавливает понижающие коэффициенты на каждый год переходного периода (не более 3 лет).
Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, содержат положения о том, что органы регулирования при принятии решения о применении переходного периода должны руководствоваться Правилами распределения удельного расхода топлива. Порядок принятия органами регулирования решений о применении понижающих коэффициентов и продолжительности переходного периода утвержден в п.п. 7, 8 Правил распределения удельного расхода топлива.
В п. 8 Правил распределения удельного расхода топлива предусмотрено, что органы регулирования: рассматривают уведомление регулируемых организаций - в отношении 2015 года (расчетный период регулирования) ОАО "Фортум" направило соответствующие уведомления в Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области, в ГК "Единый тарифный орган Челябинской области"; принимают решение о продолжительности переходного периода и значениях понижающих коэффициентов (порядок расчета установлен Методическими указаниями); на основании тарифных последствий, указанных в уведомлении, принимают соответствующие решения.
Порядок определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденный приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 N 323, предусматривает для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии одновременный расчет нормативов удельного расхода топлива на электрическую/и тепловую энергию. Раздельный расчет нормативов удельных расходов топлива на тепловую и электрическую энергию не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3.2. Регламента регистрации регулируемых договоров купли-продажи электроэнергии и мощности, утвержденного на Наблюдательном Совете НП "Совет Рынка" 10 декабря 2010 регулируемые договоры заключаются в соответствии с принятыми ФСТ России решениями о прогнозных объемах продажи (покупки) электрической энергии и или мощности по регулируемым тарифам.
Регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую по регулируемым договорам устанавливает Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов - ФСТ России (пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В силу пункта 21 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 N 1178, ФСТ России утверждает тарифы на электрическую энергию и мощность, поставляемую производителями электрической энергии гарантирующим поставщикам по регулируемым договорам с учетом нормативов удельного расхода топлива, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2.5 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 400, Министерство энергетики Российской Федерации, вопреки доводам жалоб, наделено правом утверждать нормативы удельного расхода топлива.
Апеллянты ссылаются на то, что приказ принят с нарушением порядка, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а именно на момент принятия приказа Минэнерго России не приняло необходимые для утверждения Нормативов: Правила определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии и нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утверждаемые Минэнерго России (далее - Правила определения нормативов потерь); и Методические указания по распределению удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - Методические указания).
Отклоняя данный довод, коллегия исходит из того, что постановлением Правительства РФ N 1075 утверждены Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - Правила распределения).
В п.п. 3, 4 Правил распределения предусмотрено, что расчет планируемых и фактических нормативов удельного расхода условного топлива регулируемой организации осуществляется с использованием метода распределения расхода топлива, установленного Методическими указаниями.
Планируемые и фактические Нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (п. 6 Правил распределения).
Минэнерго России принимает Правила определения нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии (далее - Правила определения нормативов) и Методические указания в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Правила и методика определения нормативов определены приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 323 (далее - Приказ N 323, в редакции Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 N 377).
Приказ N 323 содержит описание следующих методик расчета нормативов удельных расходов (далее также - НУР) топлива по ТЭС и котельным (Раздел III Приказа N 323): Расчет НУР на основе нормативно-технической документации по топливоиспользованию (п.п. 20 - 24 Приказа N 323); Расчет НУР на основе отчетных данных базового периода (п. 25 Приказа N 323); Метод распределения затрат топлива энергетическими котлоагрегатами между электрической и тепловой энергией с использованием показателей раздельного производства (п.п. 26 - 28 Приказа N 323);Физический метод распределения затрат топлива энергетическими котлоагрегатами между электрической и тепловой энергией (п.п. 29 - 30 Приказа N 323) (далее - физический метод).
Согласно указанному проекту для расчета нормативных удельных расходов условного топлива применяется тепловой метод разделения затрат топлива между двумя видами производимой энергии - электрической и тепловой (п. 3 указанного проекта), который отличается от физического метода.
Приказ N 323 не отменен, действует, зарегистрирован в Минюсте России (16.03.2009 за N 13512), следовательно, подлежит применению.
Отклоняется довод апеллянтов, что Министерство реализовало услугу по утверждению для ОАО "Фортум" Нормативов в отсутствие утвержденного Административного регламента на реализацию данной функции.
Министерство является правопреемником Минпромэнерго.
Административный регламент Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по исполнению государственной функции по утверждению нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных (далее - Административный регламент) утвержден Приказом Минпромэнерго России от 01.11.2007 N 472 "Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по исполнению государственной функции по утверждению нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных" (зарегистрирован в Минюсте России 28.11.2007 N10563). Административный регламент устанавливает процедуру исполнения государственной функции Минэнерго в части утверждения нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных, сроки и последовательность действий (административных процедур).
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 - Пункт 8. Преобразовать Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации с соответствующим распределением функций между этими министерствами; 11. Упразднить: Федеральное агентство по энергетике, передав его функции Министерству энергетики Российской Федерации; 17. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с настоящим Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам.
Правительство Тюменской области ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценку доводам о нарушении оспариваемым приказом положений ст.ст. 28, 31, 33 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Апеллянты отмечают, что установленный тариф превышает установленные предельные размеры платы за коммунальные услуги граждан, правительства областей обязаны субсидировать (оплатить) данную разницу (ст. 157, 157.1 Жилищного кодекса РФ, п. 38 Правил предоставлений коммунальных услуг, п. 14 Постановления Правительства от 30.04.2014 N 400, постановление Губернатора Тюменской области от 30.04.2014 N 56, постановление Правительства Тюменской области от 27.06.2014 N 335-н)".
Отклоняя данный довод, коллегия отмечает, что поскольку приказ не имеет отношения к процедуре согласования / утверждения бюджетов Тюменской и Челябинской областей, то, нарушения в сфере бюджетных правоотношений, которые могут возникнуть в будущем, в связи возможным понесением дополнительных бюджетных расходов при исполнении оспариваемого приказа, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, если приказ соответствует закону и принят ответчиком в пределах предоставленных полномочий.
Все граждане и юридические лица должны оплачивать энергоресурсы, в т.ч. тепловую энергию, при этом оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что регулированию подлежат в т.ч. тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Порядок установления тарифов регламентирован Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 N 1075 и иными нормативными актами в сфере теплоснабжения.
Так, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку при утверждении тарифов на тепловую энергию должны включать расходы регулируемой организации на топливо, которые определяются в т.ч. исходя из значения удельного расхода топлива на производство одной Гкал тепловой энергии.
При этом орган регулирования не вправе применять или учитывать для целей тарифного регулирования значения нормативов удельного расхода условного топлива, отличающиеся от утвержденных нормативов в соответствии с используемым регулируемой организацией методом распределения расхода топлива.
Основанием для отказа в утверждении нормативов удельных расходов топлива являются: недостоверность представленных данных; недостаточность обоснований при предложении об установлении нормативов, превышающих уровень предыдущих лет; несоответствие представленных расчетов и документов, обосновывающих нормативы, требованиям Порядка определения нормативов.
Поскольку оснований для отказа в утверждении нормативов удельных расходов топлива Минэнерго России не выявлено, указанные нормативы для электростанций ОАО "Фортум" утверждены оспариваемым ненормативным правовым актом.
В соответствии с главой 2 Закона о теплоснабжении установлены полномочия Правительства Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесена разработка государственной политики в сфере теплоснабжения.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 2 статьи 4 Закона о теплоснабжении к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, отнесены:
- установление порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
- утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, а также нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 N 853 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти в сфере теплоснабжения" Министерство энергетики Российской Федерации определено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Указанным постановлением, а также в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 2 статьи 4 Закона о теплоснабжении, в положение о "Министерстве энергетики Российской Федерации" внесены изменения, наделяющие Минэнерго России полномочиями на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимать следующие нормативные правовые акты:
4.2.14.8. порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Указанным постановлением определено, что Министерство энергетики Российской Федерации утверждает:
4.5.2. нормативы удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, описывающей методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения установлено, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Довод правительства Челябинской области, что в результате объединения текущего дела с делом N А40-216073/14-93-1541 по заявлению правительства Челябинской области об оспаривании приказа, оно лишено возможности участия в предварительном судебном заседании, отклоняется.
В судебном заседании по объединенному делу N А40-214648/14-148-1350, которое состоялось 17 марта 2015 года, решение суда не выносилось. Следующее судебное заседание по делу состоялось 9 апреля 2015 года. Как в ходе заседания 17 марта 2015 года, так и 9 апреля 2015 года, представители правительства Челябинской области принимали участие в заседании и в полном объеме пользовались предоставленными АПК РФ правами.
Таким образом, приказ Минэнерго России от 18 сентября 2014 N 624, в обжалуемой части, принят в пределах установленных Минэнерго России полномочий в соответствии с установленным порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии и не нарушает права и законные интересы правительств Тюменской и Челябинской областей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.04.2015 по делу N А40-214648/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-214648/2014
Истец: Правительство Тюменской области, Правительство Челябинской области
Ответчик: Министерство энергетики РФ
Третье лицо: ГК ЕДИНЫЙ ТАРИФНЫЙ ОРГАН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ОАО "Фортум", федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по тарифам РФ, Филиал ОАО Фортум
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10349/15
07.09.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10349/15
25.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22072/15
16.04.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-214648/14