г. Самара |
|
26 июня 2015 г. |
Дело N А55-673/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Кузнецова В.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Тольяттинская энергосбытовая компания" - Серебряков А.А., доверенность от 28.11.2014 г., N 101д,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - Васильева О.В., доверенность от 12.01.2015 г., N 5,
от третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: учредителя ООО "ИНАВТОТЕХ" Васильева Николая Викторовича - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества Тольяттинская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2015 года по делу N А55-673/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Тольяттинская энергосбытовая компания" (ОГРН 1086320011898, ИНН 6321211371), г. Тольятти,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, (ОГРН 1046301200252, ИНН 6320000667), г. Тольятти,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
учредитель ООО "ИНАВТОТЕХ" Васильев Николай Викторович, г. Тольятти,
о признании недействительной записи о прекращении деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тольяттинская энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области о признании недействительной внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 12.12.2014 года за государственным регистрационным номером 2146320367994 о прекращении деятельности ООО "ИнАвтоТех" в связи с его ликвидацией, обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи от 12.12.2014 года за государственным регистрационным номером 2146320367994, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в размере 3 000 руб.
Решением суда 1 инстанции от 14 мая 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Открытое акционерное общество "Тольяттинская энергосбытовая компания" просит решение суда 1 инстанции от 14.05.2015 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
При этом в апелляционной жалобе указывает, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
ОАО "Тольяттинская энергосбытовая компания" уведомило налоговый орган о наличии долга и нахождении спора в арбитражном суде, а также о нарушениях в процедуре ликвидации со стороны ликвидатора. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, зная о причинах, препятствующих принятию решения о ликвидации ООО "ИнАвтоТех", имея достоверную информацию, достаточную для отказа в регистрации ликвидации, незаконно приняла решение об исключении должника из ЕГРЮЛ, нарушив требования п.п. "а" п.1 ст.23 Закона о регистрации.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения.
Третье лицо Васильев Н.В. в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что решение суда 1 инстанции является законным и обоснованным, основания для изменения или отмены решения суда отсутствуют.
В судебном заседании представители Общества и Инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - учредитель ООО "ИнАвтоТех" Васильев Николай Викторович в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии с п.3 ст.156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 25.07.2000 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области г. было зарегистрировано общества с ограниченной ответственностью "ИнАвтоТех" в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1036301023648 (л.д. 8-15 т.1).
05.08.2014 г. единственным участником ООО "ИнАвтоТех" Васильевым Н.В. было принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, председателем ликвидационной комиссии назначена Долматова Татьяна Георгиевна (л.д. 102 т. 1).
08.08.2014 г. ООО "ИнАвтоТех" представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 с уведомлением о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, сведения о руководителе ликвидационной комиссии, решение единственного участника ООО "ИнАвтоТех" (л.д. 96-102 т.1).
20.08.2014 г. в журнале "Вестник Государственной Регистрации" N 33 (493) опубликовано сообщение о ликвидации ООО "ИнАвтоТех", в соответствии с которым требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: 445047, Самарская обл., г. Тольятти, ул. 40 лет Победы, д.22. (л.д. 95 т.1).
21.11.2014 г. ликвидатором Общества в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15001 (л.д. 91-94 т.1).
11.12.2014 г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 с ликвидационным балансом (л.д.73-88 т.1).
12.12.2014 г. налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись за номером 2146320367994 о регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "ИнАвтоТех" в связи с его ликвидацией (л.д.8-15 т.1).
ОАО "Тольяттинская энергосбытовая компания", полагая, что ликвидация Общества осуществлена в целях уклонения от исполнения обязательств перед ней, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд 1 инстанции исходил из того, что в соответствии с п.4 и 4.1 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В полномочия регистрирующего органа, исходя из заявительного характера регистрационных действий, не входит проверка достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах. По мнению суда 1 инстанции, соблюдение регистрирующим органом установленного законом запрета на проверку достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах, не может влечь для него признание судом его действий и решений по государственной регистрации незаконными в случае последующего установления недостоверности документов. Иной подход будет являться явно незаконным и несправедливым. В связи с тем, что для регистрации были представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, проверка содержания которых не входит в полномочия регистрирующего органа, основания для отказа в государственной регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона у регистрирующего органа отсутствовали.
Между тем данные выводы суда 1 инстанции являются ошибочными.
Порядок добровольной ликвидации юридического лица установлен ст.61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 ГК РФ).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, установлен ст. 21 Закона о регистрации и включает в себя подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
В соответствии с подп. "а" п.1 ст.21 Закона о регистрации в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 14449/12, от 13.05.2014 N 127/14, от 15.07.2014 N 4407/14.
Как следует из материалов дела, 12.09.2014 г. ОАО "ТЭК" направило в адрес ООО "ИнАвтоТех" письмо о наличии задолженности по состоянию на 11.09.2014 г. по договору электроснабжения N 425 от 29.11.2011 г. за недоучтенную электроэнергию в размере 627 133,70 руб. (л.д. 17 т.1).
17.09.2014 г. ликвидатору ООО "ИнАвтотех" было направлено требование об уплате задолженности по договору (л.д.18 т.1).
29.09.2014 г. Т.Г. Долматова направила в адрес ОАО "ТЭК" ответ на требование об уплате задолженности по договору, в котором указала, что факт некорректной работы прибора учета установлен ООО "ИнАвтотех" при снятии показаний 30.04.2014 г. Безучтенное потребление электроэнергии ООО "ИнАвтоТех" возникло в период с 01.04.2014 г. по 30.04.2014 г. В связи с тем, что определить точную дату начала безучтенного потребления электроэнергии в вышеуказанный период не представляется возможным, ООО "ИнАвтоТех" считает необходимым произвести расчет неучтенной электроэнергии ООО "ИнАвтоТех" с 00 час.00 мин. 01.04.2014 г. по 13 час.30 мин. 06.05.2014 г.. С учетом этого председатель ликвидационной комиссии указала, что заявленное требование об уплате задолженности по договору за N 4476 от 17.09.2014 г. удовлетворению не подлежит (л.д. 22 т.1).
Аналогичный ответ был дан кредитору письмом генерального директора ООО "ИнАвтоТех" от 10.09.2014 г. N 05 на письмо от 29.08.2014 г. N 4046 (л.д.21 т.1).
Таким образом, на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса ООО "ИнАвтоТех" его ликвидационной комиссии было известно о неисполненных перед ЗАО "ТЭК" обязательствах.
При этом в нарушение требований п.1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия письменно не уведомила кредитора ЗАО "ТЭК" о ликвидации общества и не произвела расчета с ним.
В свою очередь ЗАО "ТЭК" в соответствии с положениями п.4 ст.64 Гражданского кодекса РФ 07.11.2014 г., т.е. до утверждения промежуточного ликвидационного баланса должника (21.11.2014 г.), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к ООО "ИнАвтоТех" о взыскании задолженности за безучетное потребление электрической энергии в размере 627 133,7 руб. (л.д.19, 23- 26 т.1).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2014 г. исковое заявление ОАО "ТЭК" было принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 05.12.2014 г.(л.д. 32-33 т.1).
19.11.2014 г. ОАО "ТЭК" направило в адрес Инспекции письмо, которым уведомило о наличии задолженности ликвидируемого ООО "ИнАвтоТех" и наличии спора о ее взыскании в арбитражном суде, а также о нарушениях процедуры ликвидации должника (л.д. 27-28 т.1).
Несмотря на это, в нарушение положений п.2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия в промежуточном ликвидационном балансе не отразила указанное требование ОАО "ТЭК", а также результаты его рассмотрения.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации документы на ликвидацию были поданы Обществом в регистрирующий орган без учета задолженности перед компанией.
Из установленных фактических обстоятельств дела следует, что действия ликвидационной комиссии Общества не соответствуют требованиям добросовестного и разумного осуществления прав, поскольку представленные в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации.
Установленная недостоверность представленных ликвидационной комиссией в регистрирующий орган документов является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу положений пп. "а" п.1 ст.23 Закона о государственной регистрации.
Следовательно, установленный Законом порядок ликвидации юридического лица в настоящем случае соблюден не был, и у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности Общества.
При названных обстоятельствах обжалуемое решение суда 1 инстанции следует отменить, заявление ОАО "Тольяттинская энергосбытовая компания" удовлетворить, признать недействительной запись, внесенную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области в Единый государственный реестр юридических лиц 12.12.2014 г. за государственным регистрационным номером 2146320367994 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "ИнАвтоТех" в связи с его ликвидацией.
Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области следует обязать внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи от 12.12.2014 г. за государственным регистрационным номером 2146320367994.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области в пользу открытого акционерного общества "Тольяттинская энергосбытовая компания" следует взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб., а также возвратить открытому акционерному обществу "Тольяттинская энергосбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18 мая 2015 г. N 880.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2015 года по делу N А55-673/2015 отменить, заявление открытого акционерного общества "Тольяттинская энергосбытовая компания" удовлетворить.
Признать недействительной запись, внесенную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области в Единый государственный реестр юридических лиц 12.12.2014 г. за государственным регистрационным номером 2146320367994 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "ИнАвтоТех" в связи с его ликвидацией.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи от 12.12.2014 г. за государственным регистрационным номером 2146320367994.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (ОГРН 1046301200252, ИНН 6320000667) в пользу открытого акционерного общества "Тольяттинская энергосбытовая компания" (ОГРН 1086320011898, ИНН 6321211371) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тольяттинская энергосбытовая компания" (ОГРН 1086320011898, ИНН 6321211371) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 18 мая 2015 года N 880 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-673/2015
Истец: ОАО "Тольяттинская энергосбытовая компания"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N2 по Самарской области
Третье лицо: учредитель ООО "ИНАВТОТЕХ" Васильев Николай Викторович