г. Воронеж |
|
26 июня 2015 г. |
Дело N А64-1748/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Колянчиковой Л.А., |
судей |
Сурненкова А.А., |
|
Мокроусовой Л.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширяевой О.В.,
при участии:
от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Староюрьевская центральная районная больница": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.04.2015 по делу N А64-1748/2015 (судья Захаров А.В.), по иску Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Староюрьевская центральная районная больница" к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" о взыскании 381 264,63 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Староюрьевская центральная районная больница", Тамбовская область (далее по тексту ТОГБУЗ "Староюрьевская центральная районная больница") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области", г. Тамбов, (далее по тексту ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области") с требованием о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг в размере 381264,63 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.04.2014 года по делу N А64-1748/2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что в 2014 году ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" лимиты бюджетных средств на осуществление закупок услуг, связанных с медицинским обеспечением призыва граждан на военную службу, проведение каких - либо диагностических исследований соответствующим распорядителем бюджета не доводились, в связи с чем, обязанности по оплате оказанных услуг не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 24.06.2015 года ФГУ "Военный комиссариат Тамбовской области" и ТОГБУЗ "Староюрьевская ЦРБ" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Через электронный сервис "Мой Арбитр" от ТОГБУЗ "Староюрьевская ЦРБ" поступил отзыв на апелляционную жалобу и заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Учитывая наличие в материалах дела доказательств о времени и месте судебного разбирательства указанного лица, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч.1 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Судом установлено, что между ТОГБУЗ "Староюрьевская центральная районная больница" (далее - ЦРБ), Тамбовская область, и Военным комиссариатом Тамбовской области (далее - Военный комиссариат) был заключен договор N 75 от 19.04.2013 (далее - договор N 75 от 19.04.2013), согласно п. 1 которого предметом договора является проведение гражданам при первоначальной постановке на воинский учет, призыве, призыве на военные сборы прибывающим в запасе, по направлению военного комиссариата, лабораторных, инструментальных и других видов исследований, указанных в п. 2.11. договора.
Срок выполнения договора с 19.04.2013 по 31.12.2013.
Лабораторные, инструментальные и другие виды исследований считаются выполненными в полном объеме после того, как граждане, которым они проводились, получат на руки, надлежаще оформленные результаты, установленной формы.
Согласно п. 2.1.1 договора N 75 от 19.04.2013 ЦРБ обязалась на время действия договора провести всем гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу весной и осенью 2013 года, проживающим на территории района в установленные сроки, по ранее согласованным с военным комиссариатом графикам, а гражданам при призыве на военные сборы по мере обращения, по направлениям военного комиссариата, необходимые лабораторные, инструментальные и другие виды исследований (п. 2.1.1 договора N 75 от 19.04.2013).
Пунктом 3.1 договора N 75 от 19.04.2013 стороны устанавливали, что оплата стоимости лабораторных, инструментальных и других видов исследований производится по экономически обоснованным тарифам. Увеличение тарифов может быть произведено при изменении законодательных актов, влияющих на ценообразующие показатели. Сумма договора составляет 114130,33 руб.
По окончании календарного месяца ЦРБ предъявляет военному комиссариату счета, счета-фактуры на оплату в 2 экземплярах, с приложением акта выполненных работ, подлинников направлений и списка лиц, которым выполнены исследования (приложение N 1 к договору) (п. 3.3 договора N 75 от 19.04.2013).
Пунктами 2.2.2, 3.4 договора N 75 от 19.04.2013 Военный комиссариат обязался компенсировать ЦРБ стоимость проведенных исследований, произвести оплату в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проводились исследования, произвести оплату предъявленных счетов, при условии поступления финансирования на указанные цели.
Истцом исполнил свои обязательства по договору, оказал услуги на общую сумму 381264,63 руб., что актами N 2 от 20.04.2013 на сумму 31840,63 руб., N 4 от 20.04.2013 на сумму 40908,96 руб., N 5 от 20.04.2013 на сумму 4529,10 руб., N 13 от 03.10.2013 на сумму 43000,65 руб., N 14 от 03.10.2013 на сумму 6237 руб., N 11. от 14.07.2014 на сумму 48792,98 руб., N 12 от 14.07.2014 на сумму 67124,92 руб., N 13 от 14.07.2014 на сумму 33991,65 руб., N 14 от 14.07.2014 на сумму 9906,75 руб., N 15 от 14.05.2014 на сумму 4441,50 руб., N 16 от 08.10.2014 на сумму 39037,95 руб., N 17 от 08.10.2014 на сумму 21205,80 руб., N 18 от 08.10.2014 на сумму 20340 руб., N 19 от 08.10.2014 на сумму 9906,75 руб.
Для оплаты ответчику были выставлены счета на общую сумму 381264,63 руб.: N 2 от 20.04.2013 на сумму 31840,63 руб., N 4 от 20.04.2013 на сумму 40908,96 руб., N 5 от 20.04.2013 на сумму 4529,10 руб., N 13 от 03.10.2013 на сумму 43000,65 руб., N 14 от 03.10.2013 на сумму 6237 руб., N 11. от 14.07.2014 на сумму 48792,98 руб., N 12 от 14.07.2014 на сумму 67124,92 руб., N 13 от 14.07.2014 на сумму 33991,65 руб., N 14 от 14.07.2014 на сумму 9906,75 руб., N 15 от 14.05.2014 на сумму 4441,50 руб., N 16 от 08.10.2014 на сумму 39037,95 руб., N 17 от 08.10.2014 на сумму 21205,80 руб., N 18 от 08.10.2014 на сумму 20340 руб., N 19 от 08.10.2014 на сумму 9906,75 руб.
Претензиями N 534 от 12.05.2013, N 1715 от 19.12.2013, N 248 от 08.04.20143, N 834 от 15.10.2014N 205 от 27.02.2015 истец просил ответчика погасить образовавшуюся задолженность.
Ответчик в ответах на претензии N ФО-570 от 19.09.2013, N ФО/233/502 от 18.04.2014, N ФО/759/1478 от 27.10.2014 кредиторскую задолженность подтвердил, неисполнение обязательств объяснил отсутствием финансирования, обязывался погасить задолженность после поступления лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Ответчик факт оказания услуг не оспаривает, возражений по расчету не заявил, пояснил, что согласно разъяснениям Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям, погашение расходов по КБК 02039990049244226(0629) Министерства обороны РФ возможно только по решению суда при предъявлении исполнительного листа.
Поскольку ответчиком в добровольном порядке не погашена возникшая задолженность, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика задолженности по оплате оказанных услуг в размере 381264,63 руб.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
По ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Договор N 75 от 19.04.2013 прекратил свое действие с 01.01.2014, в связи с чем, обязательства сторон в период с 19.04.2013 по 31.12.2013 возникают из договора, а с 01.01.2014 - из фактического оказания услуг, поскольку после окончания срока действия договора истец по обращениям ответчика фактически продолжал оказывать ответчику услуги
В силу п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п.1 ст.781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Сроки и порядок оплаты стороны предусмотрели в разделе 3 договора.
С учетом положений ст. 59 Конституции Российской Федерации и соответствующих норм Закона о воинской обязанности и военной службе, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, суд полагает, что оказываемые Учреждением в рамках заключенного с Комиссариатом договора N 75 от 19.04.2013 услуги определенно обладают особой спецификой и направлены на защиту охраняемых законом публичных интересов в сфере обеспечения обороноспособности Российской Федерации и боеготовности ее Вооруженных Сил.
В рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Постановление N 1441), п. 1 которого предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подп. "д" п. 2 Постановления N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в частности, медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Пунктом 2 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (п. 3 Правил N 704).
Согласно пункту 4 Правил N 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 указанных Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Статьей 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Истец в период действия договора с 19.04.2013 по 31.12.2013 и во внедоговорной период с 01.01.2014 по 08.10.2014 оказал услуги на общую сумму 381264,63 руб., ответчик данные услуги принял без возражений и замечаний, что подтверждено актами N 2 от 20.04.2013 на сумму 31840,63 руб., N 4 от 20.04.2013 на сумму 40908,96 руб., N 5 от 20.04.2013 на сумму 4529,10 руб., N 13 от 03.10.2013 на сумму 43000,65 руб., N 14 от 03.10.2013 на сумму 6237 руб., N 11. от 14.07.2014 на сумму 48792,98 руб., N 12 от 14.07.2014 на сумму 67124,92 руб., N 13 от 14.07.2014 на сумму 33991,65 руб., N 14 от 14.07.2014 на сумму 9906,75 руб., N 15 от 14.05.2014 на сумму 4441,50 руб., N 16 от 08.10.2014 на сумму 39037,95 руб., N 17 от 08.10.2014 на сумму 21205,80 руб., N 18 от 08.10.2014 на сумму 20340 руб., N 19 от 08.10.2014 на сумму 9906,75 руб., подписанных сторонами и скрепленных их печатями.
Для оплаты ответчику были выставлены счета на общую сумму 381264,63 руб.: N 2 от 20.04.2013 на сумму 31840,63 руб., N 4 от 20.04.2013 на сумму 40908,96 руб., N 5 от 20.04.2013 на сумму 4529,10 руб., N 13 от 03.10.2013 на сумму 43000,65 руб., N 14 от 03.10.2013 на сумму 6237 руб., N 11. от 14.07.2014 на сумму 48792,98 руб., N 12 от 14.07.2014 на сумму 67124,92 руб., N 13 от 14.07.2014 на сумму 33991,65 руб., N 14 от 14.07.2014 на сумму 9906,75 руб., N 15 от 14.05.2014 на сумму 4441,50 руб., N 16 от 08.10.2014 на сумму 39037,95 руб., N 17 от 08.10.2014 на сумму 21205,80 руб., N 18 от 08.10.2014 на сумму 20340 руб., N 19 от 08.10.2014 на сумму 9906,75 руб.
Ответчиком данные счета не оплачены, доказательств оплаты оказанных услуг ответчиком полностью или частично не представлено.
Ответчик в судебном заседании 21.04.2015 подтвердил факт оказания услуг, объемы и качество оказанных услуг не оспаривает, возражений по расчету суммы задолженности не заявлено.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, исковые требования заявлены обоснованно, материалами дела доказаны, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в 2014 году ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" лимиты бюджетных средств на осуществление закупок услуг, связанных с медицинским обеспечением призыва граждан на военную службу, проведение каких - либо диагностических исследований соответствующим распорядителем бюджета не доводились, судебная коллегия не принимает, так как это не освобождает ответчика от оплаты оказанных истцом услуг.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не влияют на выводы суда по настоящему делу об удовлетворении исковых требований.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В этой связи, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм материально права и процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. в доход федерального бюджета не взыскиваются, поскольку заявитель апелляционной жалобы в силу статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.04.2015 по делу N А64-1748/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1748/2015
Истец: ТОГБУ здравохранения "Староюрьевская районная больница"
Ответчик: Военный комиссариат Тамбовской области, ФКУ Военный комиссариат Тамбовской обл.