г. Владимир |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А43-20792/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.06.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Мальковой Д.Г., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2015
по делу N А43-20792/2014,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "ФормМат" (ОГРН 1025201420386, ИНН 5244002788, Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Гидроторф)
о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, изложенного в письме от 25.06.2014 N АБ-07/8453,
без участия лиц,
и установил:
закрытое акционерное общество "ФормМат" (далее - ЗАО "ФормМат", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), изложенного в письме от 25.06.2014 N АБ-07/8453, об отказе в приватизации земельного участка площадью 1920+30,67 кв.м с кадастровым номером 52:17:0050320:1, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Гидроторф, в районе от ПК25+20 до ПК28+30, а также об обязании Территориального управления в месячный срок со дня принятия решения предоставить Обществу в собственность за плату упомянутый земельный участок по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требованич относительно предмета спора, привлечены администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация Балахнинского района), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Решением от 18.03.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Общества.
Территориальное управление не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 25.01.2008 серии 52-АВ N 339715 Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - подъездной железнодорожный путь (внешний) протяженностью 12 717 п.м, инвентарный номер 15341.
Распоряжением мэра Балахнинского района от 04.03.1992 N 307-р за Бурцевским карьероуправлением формовочных материалов был закреплен в постоянное пользование земельный участок площадью 97 га (пункт 16 Плана приватизации).
По результатам материалов Нижегородской экспедиции аэрогеодезического предприятия по инвентаризации земель, занятых под производственными объектами предприятия, за ОАО "ФормМат" (реорганизован в ЗАО "ФормМат) распоряжением администрации Балахнинского района Нижегородской области от 25.07.1997 N 1046р на землях района были закреплены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 102,79 га с выделением 8 земельных участков и получено свидетельство N 4353 о праве на бессрочное (постоянное) пользование землей площадью 102,79 га.
В связи с допущенной ошибкой при проведении землеустройства в 1997 году, на основании результата вновь проведенной инструментальной съемки земельного участка, занятого подъездными железнодорожными путями, распоряжением администрации Балахнинского района от 24.12.2004 N 1856р в распоряжение главы администрации Балахнинского района от 25.07.1997 N 1046р были внесены изменения по корректировке площади земельного участка.
01.07.2005 земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Гидроторф, в районе ПК25+20 до ПК28+30, площадью 1920 кв.м внесен в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 52:17:0050320:1.
Испрашиваемый Обществом земельный участок с кадастровым номером 52:17:0050320:1 выделен из земельного участка с кадастровым номером 52:17:00 00 00:0021, о чем имеются сведения в кадастровом паспорте земельного участка.
На выделенном земельном участке с кадастровым номером 52:17:0050320:1 расположен принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимости - подъездной железнодорожный путь (внешний) протяженностью 12 717 п.м, инвентарный номер 15341.
27.05.2014 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком и принятии решения о его продаже в собственность по льготной цене 2,5 % от кадастровой стоимости.
Письмом от 25.06.2014 N АБ-07/8453 Территориальное управление отказало Обществу в переоформлении испрашиваемого земельного участка и в его продаже по льготной цене в связи с тем, что земельный участок не относится к федеральной собственности, у Территориального управления отсутствуют полномочия по распоряжению этим земельным участком и заявку на его выкуп необходимо подавать в администрацию Балахнинского района Нижегородской области.
Посчитав данный отказ противоречащим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
На основании пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, предусмотрено осуществление территориальным органом полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Судом обоснованно отклонен довод Территориального управления о том, что у него отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком, а заявку на его выкуп необходимо подавать в администрацию Балахнинского района Нижегородской области.
Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.04.2014 по делу N А43-21214/2014 Обществу было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации Балахнинского района Нижегородской области в приватизации земельного участка с кадастровым номером 52:17:0050320:1 с учетом того факта, что право на земельный участок с кадастровым номером 52:17:000000:0021, при разделе которого образовался спорный земельный участок, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Указанное право до настоящего времени не оспорено и не признано отсутствующим.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора относительно органа, осуществляющего управление и распоряжение спорным земельным участком.
Следовательно, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке площадью 1920 кв.м с кадастровым номером 52:17:0050320:1, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Гидроторф, в районе от ПК25+20 до ПК28+30, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме.
Площадь испрашиваемого земельного участка, занятого подъездными железнодорожными путями Общества, подтверждена распоряжением главы администрации Балахнинского района Нижегородской области от 24.12.2004 N 1856р "О корректировке площади земельного участка".
Ссылка Территориального управления на пункт 3 указанного распоряжения, в соответствии с которым пункты 1.1а, 1.1б распоряжения главы администрации Балахнинского района от 25.07.1997 N 1046р "О закреплении земельных участков за Обществом в постоянное (бессрочное) и временное пользование на землях г. Балахны и района" в части подъездных железнодорожных путей признаны утратившими силу, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное распоряжение никем не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке, право постоянного (бессрочного) пользования не прекращено, а распоряжение главы администрации Балахнинского района Нижегородской области от 24.12.2004 N 1856р поименовано "О корректировке площади земельного участка" и уточняет только площадь земельного участка, занятого железнодорожными подъездными путями Общества.
В этой связи довод Территориального управления об отсутствии доказанности заявителем права постоянно (бессрочного) пользования спорным земельным участком признается несостоятельным.
Для подтверждения отчуждения объектов недвижимости из государственной собственности Обществом также был представлен План приватизации государственного предприятия "Бурцевское карьероуправление формовочных материалов", утвержденный решением Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области от 16.10.1992 N 863.
Поскольку объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, были отчуждены из государственной собственности в процессе приватизации, Общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Ссылка Территориального управления на то, что испрашиваемый земельный участок в реестре федерального имущества не числится, право Российской Федерации на него не зарегистрировано, также признается несостоятельной.
На основании пунктов 1, 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При этом при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Статья 11.8 ЗК РФ устанавливает, что у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает, соответственно, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки. В этом случае принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
Из толкования перечисленных норм земельного законодательства следует, что в случае раздела земельного участка на несколько самостоятельных земельных участков, вещные права, которыми обладали лица в отношении разделяемого земельного участка, сохраняются за этими лицами в отношении вновь образованных земельных участков.
Таким образом, права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования заявителя в отношении разделенного земельного участка с кадастровым номером 52:17:00 00 00:0021, в полном объеме перешли к вновь образованным земельным участкам.
Поскольку право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельный участок с кадастровым номером 52:17:00 00 00:0021, из которого образован испрашиваемый земельный участок, именно Территориальное управление как собственник данного участка имеет право распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 52:17:0050320:1, в том числе и зарегистрировать на него право собственности в порядке, установленном действующим законодательством.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что права Общества на земельный участок с кадастровым номером 52:17:0050320:1 подлежали оформлению по правилам Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Кодекса, соответственно, у Территориального управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельного участка и ненаправления заявителю проекта договора купли-продажи.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Территориальным управлением не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Территориальное управление возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Суд апелляционной инстанции считает, что со стороны Территориального управления имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, выраженное в отказе Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, непринятии соответствующего решения, неподготовке и ненаправлении проекта договора купли-продажи земельного участка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Территориального управления не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В противоречие статье 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Территориальным управлением не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Территориального управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2015 по делу N А43-20792/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-20792/2014
Истец: ЗАО "ФОРММАТ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области, г. Балахна, Нижегородская область, Управление Федеральной службы государственой регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственой регистрации, кадстра и карторграфии по Нижегородской области"