г. Москва |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А40-4770/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
судей: |
Бекетовой И.В. |
|
Каменецкого Д.В. |
при ведении протокола секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АНОВПОА "Международный университет в Москве" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2015 по делу N А40-4770/2015 судьи Кузнецовой С.А. (106-54),
по заявлению АНОВПОА "Международный университет в Москве" (ОГРН 1037739650090; 125040, г.Москва, Ленинградский проспект, д. 17)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Кузяев К.В. по дов. от 12.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2015 АНОВПОА "Международный университет в Москве" (далее - Университет) отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) от 23.12.2014 N 0703-409/2014/2.
Университет не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает, что решение суда противоречит нормам процессуального и материального права, нарушает права и законные интересы заявителя.
Указывает на наличие безусловных оснований для отмены решения суда, поскольку Университет не был надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания.
Ссылается на допущенные Департаментом при оформлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления нарушения ст.26.2, ч.2 28.2 КоАП РФ, поскольку административное правонарушение не было подтверждено надлежащими доказательствами.
По мнению заявителя, в действиях Университета отсутствует событие административного правонарушения.
Просит отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу.
Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованным лицом не представлен.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 15.08.2014 N 0701-409/2014 в присутствии представителя Университета сотрудниками Департамента была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства АНОВПОА "Международный университет в Москве" по адресу: г.Москва, Ленинградский проспект, д. 17.
По результатам проверки Департаментом составлен Акт проверки от 02.10.2014 N 0703-409/2014, которым было установлено, в ходе хозяйственной деятельности Университетом не соблюдены экологические требования при сборе, накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно:
- должностные лица Университета, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами (ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления");
- не оформлен в установленном порядке паспорт на отходы "ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак" (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления");
- не разработан проект нормативов образования отходов, лимит на размещение отходов не согласован (ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления");
- не разработан порядок производственного контроля в области обращения с отходами (ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Проверкой установлено, что что в процессе осуществления хозяйственной деятельности Университета образовываются отходы 1 класса опасности, а именно: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак и т.п., твердые бытовые отходы.
Факт образования отходов производства и потребления в результате деятельности Университета подтверждается представленными в ходе проверки документами: договором от 01.09.2010 N 16-10, заключенным с ООО "Виолан", по организации сбора, вывоза и переработки в ООО "НПП "Экотром" ртутьсодержащих отходов; договором от 01.06.2013 N ТС-1/066, заключенным с ООО "Транссервис", на выполнение работ по вывозу контейнеров с твердыми бытовыми отходами; соответствующими актами выполненных работ.
07.11.2014 должностным лицом Департамента с участием представителя Университета по доверенности был составлен протокол об административном правонарушении N 0703-409/2014/2, согласно которому АНОВПОА "Международный университет в Москве" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными вещами.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 23.12.2014 N 0703-409/2014/2, вынесенным в присутствие представителя Университета, АНОВПОА "Международный университет в Москве" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных Университетом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Университета к административной ответственности административным органом соблюдены.
При этом, правомерно указал на то, что ст.8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, а накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст.11 Закона об отходах).
В силу ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Согласно п.1 ст.15 Закона об отходах лица, которые допущены к обращению с отходами I - V класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - V класса опасности.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.14 Закона об отходах юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
На основании п.4 Правил паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Согласно абз.3 ст.11 Закона об отходах юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отход
ов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст.26 Закона об отходах юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Частью 1 ст.67 Закона об охране окружающей среды установлено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что факт несоблюдения АНОВПОА "Международный университет в Москве" экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными вещами подтвержден материалами административного дела и заявителем документально не опровергнут.
Таким образом, суд правильно посчитал, что в действиях заявителя доказано событие вмененного административного правонарушения.
Оценивая вину Университета, суд обоснованно отметил, что АНОВПОА "Международный университет в Москве" имело возможность для соблюдения экологических требований при осуществлении деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, однако им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению согласно ст.2.1 КоАП РФ.
Проверив порядок и сроки давности привлечения заявителя к административной ответственности, судом установлено, что положения ст.ст.4.5, 25.1, 25.4, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Обстоятельства, на которые указывает заявитель, не свидетельствуют о нарушении процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
Оценивая доводы заявителя о том, что Университет не был надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания, следует отметить, что в материалах дела имеется телефонограмма об извещении заявителя о дате, времени и месте судебного заседания (т.1 л.д.12).
Кроме того, определение Арбитражного суда г.Москвы о принятии заявления к производству было опубликовано в картотеке арбитражных дел в сети Интернет 27.01.2015.
Таким образом, довод жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, является несостоятельным.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу определения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2015 по делу N А40-4770/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4770/2015
Истец: АНО ВПО академия "Международный университет в Москве", АНОВПОА "Международный университет в Москве"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы