г. Пермь |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А60-1821/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Назаровой В. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноваловой К. П.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиционная компания "ЛС-Авто", Васев С. А. по доверенности N 24 от 15.06.2015, паспорту;
от ответчика, третьих лиц представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Магистраль",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 апреля 2015 года
по делу N А60-1821/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей И. А. Проскуряковой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиционная компания "ЛС-Авто" (ОГРН 1126658020334, ИНН 6658412205)
к обществу с ограниченной ответственностью "Магистраль" (ОГРН 1111690004800, ИНН 1655207537)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Завод Николь-пак", Угаров Дмитрий Владимирович
о взыскании ущерба,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиционная компания "ЛС-Авто" (далее - ООО ТЭК "ЛС-Авто", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Магистраль" (далее - ООО "Магистраль", ответчик) о взыскании 41385 руб. 90 коп. ущерба в размере стоимости поврежденного груза (л.д. 13-16).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2015 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 1-3). Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Завод Николь-пак", Угаров Дмитрий Владимирович (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 апреля 2015 года (судья И. А. Проскурякова) исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскан ущерб в сумме 41385 руб. 90 коп, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 2000 руб. 00 коп. (л.д. 64-69).
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на рассмотрение настоящего спора с нарушением правил подсудности, установленных ч. 3 ст. 38 АПК РФ
Ответчик представителя в судебное заседание 24.06.2015 не направил.
Представитель истца в судебном заседании 24.06.2015 доводы апеллянта отклонил как необоснованные, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц отзывы не направили, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках подписанной между сторонами заявки от 20.01.2014 N 1196 общество "Магистраль" обязалось оказать заказчику - обществу "Транспортно-экспедиционная компания "ЛС-Авто" услуги по перевозке груза по маршруту г. Учалы, Республика Башкортостан - г Подольск Московской области. Грузоотправителем является ООО "Завод Николь-пак". Перевозка осуществлялась водителем общества "Магистраль" Угаровым Дмитрием Владимировичем.
Груз принят представителем перевозчика по транспортной накладной от 23.01.2014 г. N К-0000006278 и акту приемки товара без номера и без даты.
По прибытии груза на склад грузополучателя - ОАО "Архбум" установлено частичное повреждение груза - 2-х рулонов картона для плоских слоев NP Liner Standart 140 (2100) LS общим весом 2059 килограмм.
Грузоотправитель ООО "Завод Николь-пак" обратился к обществу "Транспортно-экспедиционная компания "ЛС-Авто" с претензией о возмещении стоимости поврежденного груза в сумме 41385 руб. 90 коп. Данная претензия обществом "Транспортно-экспедиционная компания "ЛС-Авто" удовлетворена.
В свою очередь, общество "Транспортно-экспедиционная компания "ЛС-Авто" направило в адрес перевозчика ООО "Магистраль" требование о возмещении стоимости поврежденного груза в вышеуказанной сумме. Однако данное требование истца ответчиком оставлено без удовлетворения (информационное письмо от 13.03.2014).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что спорный груз принят водителем ответчика к перевозке без каких-либо замечаний по качеству и без видимых повреждений, повреждение груза имело место в процессе его перевозки, размер ущерба (стоимость поврежденного груза) в сумме 41 385 руб. 90 коп. подтвержден материалами дела, учитывая положения ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Пересмотрев материалы дела в порядке ст. 266 - 268 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 803 названного Кодекса).
В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать совокупность следующих обстоятельств: факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 7 указанного Закона экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части; 3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности; 4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
При этом согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности (транспортную накладную от 23.01.2014 N К-0000006278, акт приемки товара, акт входного контроля по приему поврежденного сырья без номера и без даты, подписанный водителем Угаровым Д. В.), суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что груз принят к перевозке без каких-либо замечаний по качеству и без видимых повреждений и что повреждение груза имело место в процессе его перевозки.
Применительно к настоящему случаю, экспедитор должен нести ответственность за повреждение груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Действительную стоимость груза суд определил из цены, указанной в имеющейся в материалах дела товарной накладной от 23.01.2014 N К-0000006278.
Представленными в материалы дела актами повторного осмотра сырья за N N 009, 010 установлена сумма, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза в связи с его повреждениями в процессе перевозки. Согласно названным актам стоимость поврежденного груза составила 41385 руб. 90 коп.
При таких обстоятельствах, суд правильно установил, что вышеназванная денежная сумма является реальным ущербом для истца, причиненным в результате утраты оплаченного им груза (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации) и удовлетворил заявленные требования.
В соответствии со ст. 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных АПК РФ. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Это означает, что стороны в арбитражных судах обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (часть 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, стороны согласно ст. 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства предусмотрены главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии искового заявления, заявления к производству суд выносит определение, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливает для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком или другим заинтересованным лицом в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса срок, который не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде.
Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок, который установлен арбитражным судом в определении о принятии искового заявления, заявления или в определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня вынесения соответствующего определения.
Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок, который установлен арбитражным судом и не может составлять менее чем тридцать дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.
Определение суда от 12.02.2015 о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлено ответчику по его почтовым адресам, в том числе и по адресу государственной регистрации, получено им 24.02.2015 (л.д. 5, 8), однако, отзыв на исковое заявление ответчиком не представлен, как не представлены и документы в обоснование своих возражений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело по представленным доказательствам и удовлетворил заявленные истцом требования, с учетом положений ч. 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что настоящий спор рассмотрен судом с нарушением правил подсудности подлежит отклонению.
Апеллянт ссылается на положения части 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
Перечень данных условий является исчерпывающим.
Между тем, апелляционный суд приходит к выводу, что отношения между сторонами возникли не из договора перевозки груза, а их взаимоотношения являются отношениями по организации перевозки груза.
Согласно статье 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя.
На основании названных норм договором перевозки является договор, по которому стороны осуществляют разовую перевозку груза в установленный пункт назначения, по условленному маршруту, в согласованные сроки и по определенной цене. Указанный договор оформляется путем составления товарно-транспортной накладной.
Между тем договором организации перевозок является договор, в котором стороны определяют общие условия перевозки грузов, на основании которых предполагается заключение отдельных договоров перевозки путем направления заявок и оформления товарно-транспортных накладных.
В соответствии со статьей 798 ГК РФ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Кроме того, из заявки N 1196 от 20.01.2014 следует, что перевозка осуществляется на условиях ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". Данное поручение подтверждает заключение договора транспортной экспедиции (л.д. 25).
Таким образом, содержащиеся в деле доказательства свидетельствуют о заключении сторонами договора организации перевозки груза, который исходя из его условий, является договором транспортной экспедиции (статья 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
По смыслу статей 785 и 798 ГК РФ, а также пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", договор организации перевозок и договор перевозки являются различными видами договоров с различным предметом и различными существенными условиями.
Таким образом, довод ответчика об исключительной подсудности спора, установленной частью 3 статьи 38 АПК РФ, отклоняется как несостоятельный.
Согласно ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Статья 36 АПК РФ устанавливает правила подсудности по выбору истца и перечисляет случаи, когда истец по своему усмотрению может выбрать тот арбитражный суд, в который он намерен обратиться за защитой своего права.
Подсудность, установленная ст. 35 и 36 настоящего Кодекса, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству (ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В спорной заявке N 1196 от 20.01.2014 стороны указали, что любые споры, которые не могут быть урегулированы путем переговоров между сторонами, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Свердловской области.
Таким образом, исковое заявление по настоящему делу принято и рассмотрено в соответствии с установленными правилами подсудности.
Нарушений судом норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, а также несоблюдения норм материального права судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, у апелляционного суда в соответствии со ст. 270 АПК РФ отсутствуют основания для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 апреля 2015 года по делу N А60-1821/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Ю.Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1821/2015
Истец: ООО "ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "ЛС-АВТО"
Ответчик: ООО "Магистраль"
Третье лицо: ООО "ЗАВОД НИКОЛЬ-ПАК", Угаров Дмитрий Владимирович