г. Пермь |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А50-23670/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.,
судей Лихачевой А. Н., Масальской Н. Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноваловой К. П.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "ФриЛайн Экспедишн", Кабанов А. В.. паспорт, доверенность от 24.02.2015; Соларев Д. В., паспорт, протокол от 10.09.2013;
от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "АПЕКС Эко", Михайлов В. И., паспорт, доверенность от 01.01.2015;
от третьих лиц представители не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "АПЕКС Эко",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 апреля 2015 года
по делу N А50-23670/2014, принятое судьей Белокрыловой О. В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "ФриЛайн Экспедишн" (ОГРН 1065905053609, ИНН 5905245824)
к обществу с ограниченной ответственностью "АПЕКС Эко" (ОГРН 1115902010399, ИНН 5902179570)
третьи лица: Каменев Сергей Александрович, общество с ограниченной ответственностью "САНФРУТ-Трейд"
о взыскании убытков, причиненных повреждением груза при перевозке,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АПЕКС Эко" (ОГРН 1115902010399, ИНН 5902179570)
к обществу с ограниченной ответственностью "ФриЛайн Экспедишн" (ОГРН 1065905053609, ИНН 5905245824)
третьи лица: Каменев Сергей Александрович, общество с ограниченной ответственностью "САНФРУТ-Трейд"
о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФриЛайн Экспедишн" (далее - ООО "ФриЛайн Экспедишн", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АПЕКС Эко" (далее - ООО "АПЕКС Эко", ответчик) о взыскании убытков, причиненных повреждением груза при перевозке в общей сумме 79 398 руб. 18 коп. (л.д. 5-7).
Определением суда Пермского края от 21.11.2014 исковое заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 1-4). Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Каменев Сергей Александрович, общество с ограниченной ответственностью "САНФРУТ-Трейд" (далее - третьи лица).
29.12.2014 ответчик представил встречное исковое заявление о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "ФриЛайн Экспедишн" провозной платы по договору - заявке от 21.05.2014 в сумме 25 000 руб. (л.д. 88).
Определением от 15.01.2015 суд определил рассмотреть дело по общим правилам искового производства и принял к производству встречное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "АПЕКС Эко" (л.д. 99-101).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.04.2015 (резолютивная часть от 10.04.2015, судья О. В. Белокрылова) требования по первоначальному иску удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 79 398 руб. 18 коп. в возмещение убытков, а также 3 176 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. Встречные исковые требования удовлетворены частично. С ООО "ФриЛайн Экспедишн" в пользу ООО "АПЕКС Эко" взыскано 22 115 руб. 38 коп. провозной платы, а также 1 769 руб. 23 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Судом произведен зачет взысканной суммы по встречному иску 22 115 руб. 38 коп. в счет взысканной по первоначальному иску суммы 79 398 руб. 18 коп., а также зачтены расходы по уплате государственной пошлины по встречному иску в сумме 1 769 руб. 23 коп. в счет расходов по уплате государственной пошлины по первоначальному иску в сумме 3 176 руб. С ООО "АПЕКС Эко" в пользу ООО "ФриЛайн Экспедишн" взыскано 57 282 рубля 80 коп. в возмещение убытков, а также 1 406 рублей 77 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины (л.д. 131-138).
Ответчик, оспаривая решение суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части взыскания с него убытков в сумме 60000 руб., принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении указанных требований.
Апеллянт полагает, что суд необоснованно отклонил его доводы об отсутствии вины в повреждении груза, никак не мотивировав свой отказ. Считает, что поскольку повреждена только часть груза, грузополучатель (ООО "Лента") не имел права отказаться от приемки всего количества груза, и именно он своими действиями способствовал возникновению убытков истца.
В заседании суда апелляционной инстанции 24.06.2015 представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить, решение суда - отменить.
Истец в письменном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Представитель истца в судебном заседании довод отзыва поддержал.
Третьими лицами отзывы на апелляционную жалобу ответчика не представлены.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью "ФриЛайн Экспедишн" (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "АПЕКС Эко" (исполнитель) был заключен договор - заявка от 21.05.2014 (л.д.21), в соответствии с условиями которого исполнитель принял на себя обязательства по перевозке груза (соки на паллетах) по маршруту Пермь - Новоселки (Московская область), транспортным средством Мерседес Е 474 НВ/159, п/п АР 1684/59, водитель Каменев Сергей Александрович.
Факт оказания услуг по перевозке груза подтверждается транспортной накладной N 00000026135 от 21.05.2014 (л.д.22-23), товарно-транспортной накладной 00000026135 от 21.05.2014.
Однако, как указал истец, грузополучатель (ООО "Лента) от приемки груза отказался по причине повреждения груза (заваливание) при перевозке, о чем в транспортной накладной N 00000026135 от 21.05.2014, товарно-транспортной накладной 00000026135 от 21.05.2014 сделана отметка об отказе в приемке груза.
В связи с отказом от приемки груза грузополучателем, водитель Каменев С.А. доставил груз обратно в г. Пермь. Стоимость обратной доставки груза составила 60 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 314 от 27.05.2014 (л.д.37).
29.05.2014 составлен акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей N 26135 от 29.05.2014 (л.д.27 - 30).
Как пояснил истец, согласно акту N 40 от 04.06.2014 (л.д.36) при транспортировке товара была повреждена часть продукции на сумму 19 398 руб. 18 коп. (720 шт. Мультифруктового нектара и 360 шт. Апельсинового нектара, всего 1080 шт.).
Поскольку сумма ущерба, составляющего стоимость поврежденного груза, и стоимость доставки груза обратно Обществом с ограниченной ответственностью "АПЕКС Эко" не была возмещена, Общество с ограниченной ответственностью "ФриЛайн Экспедишн" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании 79 398 руб. 18 коп. (19 398 руб. 18 коп. + 60 000 руб.) в возмещение причиненного ущерба.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности на основании положений ст.ст. 784, 785, 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, договора-заявки, доказанности факта передачи груза ответчику для перевозки, отсутствия доказательств его доставки грузополучателю, доказанности размера ущерба.
Ответчик, в свою очередь, указав на то, что спорный груз доставлен грузополучателю, обратился с встречным иском о взыскании стоимости перевозки.
Суд первой инстанции удовлетворил встречные исковые требования частично в сумме 22 115 руб. 38 коп., поскольку часть груза была повреждена при перевозке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как необоснованные, не основанные на материалах дела и нормах права.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно п.2 ст.785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований к ответчику.
При этом согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства: договор - заявку от 21.05.2014, транспортную накладную N 00000026135 от 21.05.2014, товарно-транспортную накладную 00000026135 от 21.05.2014, акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей N 26135 от 29.05.2014, акт N 40 от 04.06.2014, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные фактические обстоятельства дела в совокупности свидетельствуют о принятии ООО "АПЕКС Эко" спорного груза к перевозке, что сторонами не оспаривается.
В п. 4 заявки-договора от 21.05.2014 стороны согласовали, что перевозчик несет полную ответственность за сохранность груза.
В силу части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) груза или багажа в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости (п. 2 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку в результате перевозки часть груза была повреждена, что самим ответчиком не оспаривается, истец правомерно обратился за возмещением ущерба.
В силу п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Убытки - это вызываемые неправомерными действиями отрицательные последствия в имущественной сфере потерпевшего, нарушение его имущественного интереса.
Исходя из указанных норм, основанием договорной ответственности является нарушение субъективных гражданских прав, вызванное неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
По общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности являются: факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства (противоправность), наличие убытков (вреда), причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками, вина.
Поскольку судом первой инстанции установлен факт принятия ответчиком спорного груза к перевозке, доказательств доставки груза грузополучателю в полном объеме в материалы дела не представлено, ответчиком сам факт недоставки груза не оспаривается, доказательств того, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, также не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности вины ответчика и причинно-следственной связи между виновными действиями ответчика и наступившими последствиями.
Ссылка ответчика на то, что повреждение груза произошло в связи с ненадлежащим креплением груза в транспортном средстве грузоотправителем, является необоснованной.
Предметом доказывания по требованию о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору, являются нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, причинная связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.
Исходя из смысла указанных правовых норм, вина перевозчика презюмируется и для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него потребовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры по обеспечению сохранности груза, а утрата признана вследствие непредотвратимых обстоятельств.
Договорные обязательства по перевозке груза сложились между истцом и ответчиком, что подтверждается заключенным между ними договором-заявкой, из которых следует, что именно ответчик принял на себя обязанности по перевозке груза и выдаче его уполномоченному лицу, а в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из содержания названной нормы следует, что предпринимательская деятельность сопряжена с риском.
Действующая судебная арбитражная практика по данной категории дел исходит из того, что профессиональный перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от нее лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 по делу N 14316/11, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 по делу N 3585/10).
Основанием освобождения перевозчика от ответственности за утрату, повреждение груза в силу п.1 ст.796 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть лишь объективные (а не субъективные) критерии.
Упаковка груза грузоотправителем и не уведомление перевозчика о каких-либо свойствах груза, наличие которых требует принятия особых мер предосторожности при его перевозке, не относится к обстоятельствам, которые перевозчик не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело, поскольку не является объективно (а не субъективно) непредотвратимым. Оно относится к обычным рискам предпринимательской деятельности, которые являются разумно предвидимыми и снижаются, в частности, за счет страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о необходимости взыскания с ответчика стоимости поврежденного груза в заявленной сумме.
Суд первой инстанции правильно установил, что стоимость поврежденного груза составила 19 398 руб. 18 коп., что подтверждается актом N 40 от 04.06.2014, расчетом суммы ущерба по браку продукции, составленным 20.06.2014 ООО "САНФРУТ-Трейд" и представленным истцом в ходе судебного заседания 10.04.2015
Правомерно взыскана судом с ответчика и стоимость доставки груза обратно (из г. Москвы в г. Пермь), поскольку данные расходы на перевозку находятся в прямой причинно-следственной связи с действиями ответчика.
В соответствии с ч.3 ст.796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
Учитывая, что истцом оплачено 60 000 руб. (платежное поручение N 314 от 27.05.2014 - л.д.37, счет - фактура N113 от 27.05.2014), требование истца по первоначальному иску о возмещении ущерба в указанном размере правомерно удовлетворены в полном объеме.
Ссылка апеллянта на наличие вины со стороны грузополучателя (ООО "Лента") в возникновении убытков у истца, поскольку указанное лицо не приняло весь доставленный груз, в том числе, и неповрежденный, также является несостоятельной и подлежащей отклонению ввиду вышеизложенного.
Вывод ответчика о том, что арбитражный суд, взыскав частично стоимость перевозки груза в направлении Новоселки (Московская область) - г. Пермь, косвенно признал, что ООО "АПЕКС Эко" не может нести какой-либо ответственности, связанной с грузом, доставленным без повреждений, является ошибочным, поскольку по встречному иску судом удовлетворены требования ООО "АПЕКС Эко" о взыскании с ООО "ФриЛайнЭкспедишн" провозной платы за перевозку груза по маршруту г. Пермь - Московская область с. Новоселки.
Выводы, к которым пришел суд первой инстанции, подробно изложены в мотивировочной части обжалуемого решения со ссылкой на конкретные имеющиеся в материалах дела доказательства и нормы права.
Вопреки утверждению заявителя апелляционной жалобы, оценка имеющейся доказательственной базы произведена судом в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства.
Суд первой инстанции с учетом характера требований истца и возражений ответчика против заявленного иска верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (ч. 2 ст. 65 АПК РФ) и надлежаще оценил их (ст. 71 АПК РФ).
Таким образом, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2015 года по делу N А50-23670/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю.Назарова |
Судьи |
А.Н.Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23670/2014
Истец: ООО "ФРИЛАЙН ЭКСПЕДИШН"
Ответчик: ООО "АПЕКС ЭКО"
Третье лицо: Каменев Сергей Александрович, ООО "САНФРУТ-ТРЕЙД"