г. Москва |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А40-7369/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО"Юггазсервис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2015 по делу N А40-7369/2015 судьи Сизовой О.В.(84-58),
по заявлению ОАО "Юггазсервис" (ОГРН 1022302378900, 353907, Краснодарский край, г.Новороссийск, ул. Сипягина, д. 14)
к Федеральной службе по тарифам
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Новиков С.Ю. по дов. от 16.01.2015; |
от ответчика: |
Кукушкин И.П. по дов. от 01.06.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Юггазсервис" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Федеральной службе по тарифам (ответчик, ФСТ России) о признании незаконным решения об отказе в пересмотре тарифов на услуги транспортировки газа на период регулирования 2015-2017 годы, исх. от 09.12.2014 N 9-1067 и об обязании ФСТ России пересмотреть установленные для заявителя приказом от 13.02.2014 N 19-э/7 тарифы на услуги по транспортировке газа по газовым сетям, включив в состав экономически обоснованные и понесенные затраты по погашению основного долга по целевому займу на капитальный ремонт аварийного участка газопровода в результате реализации мер по ликвидации последствий аварии на газопроводе по адресу г. Новороссийск, ул. Портовая (от ул. Портовая, 16 до ул. Сухумийское шоссе, 3) в размере 29661017 руб. без учета НДС, а так же сумму процентов по погашению данного целевого займа на протяжении рассматриваемых периодов регулирования 2015-2017 годы в размере 7397666 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд исходил из принятия ФСТ России оспариваемого решения в установленном законом порядке и соответствия решения действующему законодательству.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Юггазсервис" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ответчиком нарушена процедура принятия решения, отсутствуют основания для отказа в рассмотрении предложения об изменении тарифа.
В отзыве на апелляционную жалобу ФСТ России поддерживает решение суда, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда полностью, удовлетворить требований общества в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в отзыве, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, не усматривает оснований к отмене судебного акта, основываясь на следующем.
Как установлено судом на основании материалов дела, ОАО "Юггазсервис" является газораспределительной организацией, осуществляющей транспортировку газа по газораспределительным сетям города Новороссийск. Общество внесено в реестр естественных монополий приказом ФСТ России от 29.08.05 N 398-э за номером 23.2.51. Основным видом деятельности общества является транспортировка природного газа.
Деятельность общества по транспортировке природного газа подлежит государственному регулированию согласно Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Приказом ФСТ России от 13.02.2014 N 19-э/7 (Т 1, л.д. 9-11) для ОАО"Юггазсервис" утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на период с 2014 по 2016 годы.
В соответствии с информационным письмом ФСТ России от 16.06.2014 N 9-533 газораспределительным организациям, региональным компаниям по реализации газа о плановым пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 2015-2017 годы и пересмотре размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа на 2015 год ОАО "Юггазсервис" исх. от 23.07.2014 N 2369 (Т 1, л.д. 29-33) направлены в ФСТ России заявление, а также обосновывающие материалы для принятия решения о пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 2015-2017 годы.
При этом, принимая во внимание, что все расчеты и подготовка документов в ФСТ России ведется с использованием средств автоматизации системы ЕИАС, ОАО"Юггазсервис" также представлена в ФСТ России электронная версия расчета тарифов на 2015-2017 годы.
В дальнейшем ОАО "Юггазсервис" обратилось в ФСТ России с исх. от 12.09.2014 N 3050, вх. от 22.09.2014 N 9-1519 (Т 1, л.д. 34-37, 38-41) с просьбой известить о дате, времени и месте проведения Правления ФСТ России и направить проект решения Правления ФСТ России.
В ответ на обращение от 12.09.2014 обществом получено письмо ФСТ России исх. от 30.09.2014 N 9-863 (Т 1, л.д. 42), в котором ФСТ России проинформировало заявителя, что в адрес ФСТ России не поступало обращений от ОАО "Юггазсервис" о необходимости пересмотра в 2014 году действующего размера тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
После повторного обращения в ФСТ России с исх. от 10.11.2014 N 3806 (Т 1, л.д. 43-45) в адрес ОАО "Юггазсервис" поступило исх. от 09.12.2014 N 9-1067 (Т 1, л.д. 46-47), в котором ФСТ России сообщило об отказе в пересмотре тарифов на услуги транспортировки газа на 2015-2017 годы, установленных для ОАО "Юггазсервис" приказом ФСТ России от 13.02.2014 N 19-э/7.
Полагая решение ФСТ России об отказе в пересмотре тарифов от 09.12.2014 незаконным, ОАО "Юггазсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал соблюденным.
Полномочия ФСТ России на принятие оспариваемого решения установлены п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332), пп. "г" п. 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021) (Основные положения).
Вопросы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям регулируются Основными положениями.
Пунктом 16 Основных положений установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов.
В соответствии с п. 17 Основных положений организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением материалов, указанных в п. 24 настоящих Основных положений.
Организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, одновременно с представлением заявления направляет заверенную копию указанных документов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) заключение об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении установления (изменения) цен (тарифов) в месячный срок со дня получения заявления.
В соответствии с п. 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно п. 25 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (утв. приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7, зарегистрирован в Минюсте России 27.01.2010 N 16076) пересмотр тарифов может проводиться по инициативе субъекта регулирования (газораспределительной организации) или ФСТ России.
В силу п. 26 Методических указаний тарифы утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет. Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой. Календарная разбивка определяется в соответствии со сроками пересмотра регулируемых оптовых цен на газ, определяемым в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период.
При осуществлении пересмотра тарифов, установленных на срок не менее 3 и не более 5 лет, в течение срока их действия тарифы устанавливаются начиная со срока пересмотра на срок не менее 3 и не более 5 лет.
При этом тарифы пересматриваются в течение периода в связи с обращением субъекта регулирования или по инициативе ФСТ России в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности (получение незапланированной прибыли) для субъекта регулирования, или иных обоснованных причин.
Как усматривается из материалов дела и подтверждается самим обществом, причиной обращения заявителя за пересмотром действующего размера тарифов на услуги по транспортировке газа явилась необходимость включения в расчет тарифов средств на погашение долга организации по целевому займу для выполнения работ по капитальному ремонту аварийного участка газопровода по адресу г. Новороссийск, ул. Портовая (в связи с произошедшей 05.02.2014 аварией на подземном распределительном газопроводе среднего давления).
Согласно данным организации сумма затрат составила 29,6 млн. руб. (без НДС).
Руководствуясь п. 17 Основных положений, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов Краснодарского края исх. от 27.11.2014 N 57-12126/14-09.1 (Т 5, л.д. 48) представила в ФСТ России свою позицию по вопросу включения в состав экономически обоснованных затрат, понесенных заявителем затрат на капитальный ремонт в результате реализации мер по ликвидации последствий аварии на газопроводе и обоснованности пересмотра тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Юггазсервис" на 2015-2017 годы.
При этом РЭК ДЦТ Краснодарского края уведомил ФСТ России о том, что при осуществлении проверки документов о выполненных ОАО "Юггазсервис" в 2012 году мероприятиях, предусмотренных Программой газификации на 2010-2012 годы, было установлено завышение стоимости работ на сумму - 31,1 млн. руб., а также факт нецелевого расходования в 2010 году средств, полученных от применения специальных надбавок, в размере 1,6 млн. руб.
В этой связи РЭК ДЦТ Краснодарского края было принято решение об отказе ОАО"Юггазсервис" в утверждении на 2013 год специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программы газификации.
В дополнение РЭК ДЦТ Краснодарского края сообщила ФСТ России, что ОАО"Юггазсервис" было поручено завершить в 2013 году выполнение Программы газификации на 2013 год за счёт выявленного завышения стоимости выполненных работ в сумме - 32,7 млн. руб., в размере, достаточном для выполнения в полном объёме мероприятий указанной Программы. При этом ОАО "Юггазсервис" в отчёте о выполнении Программы газификации в 2013 году не подтвердило завершение выполнения указанной Программы газификации.
В связи с чем, РЭК ДЦТ Краснодарского края в целях недопущения нецелевого использования средств, полученных от применения специальной надбавки, направила в ФСТ России предложение о необходимости учета полученной предприятием чистой прибыли при формировании тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Юггазсервис" на 2015-2017 годы.
Руководствуясь вышеизложенными фактами, ФСТ России приняло во внимание факт отсутствия на 2014 год утвержденной программы газификации, финансируемой за счет специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа ОАО"Юггазсервис", а также наличие неизрасходованных средств, полученных ОАО"Юггазсервис" от применения специальной надбавки за 2010-2012 годы в размере 32,7 млн. руб.
Рассмотрев обращение заявителя от 10.11.2014 N 3806, ФСТ России проанализировала расчетные и обосновывающие материалы, представленные ОАО"Юггазсервис" исх. от 23.07.2014 N 2369, для пересмотра тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в 2015-2017 годах в связи с возможной убыточностью регулируемого вида деятельности данной организации, обусловленной необходимостью выполнения работ по капитальному ремонту аварийного участка газопровода.
По результатам анализа представленных ОАО "Юггазсервис" расчетных и обосновывающих материалов, фактических показателей деятельности предприятия, а также на основании информации, предоставленной РЭК ДЦТ Краснодарского края, ФСТ России сделан вывод о целесообразности учесть при пересмотре тарифов на 2015-2017 годы нерационально израсходованные средства, полученные ОАО "Юггазсервис" от применения специальной надбавки за 2010-2012 годы, в размере 32,7 млн. руб. в качестве источника финансирования на погашение долга по целевому займу для выполнения работ по капитальному ремонту аварийного участка газопровода.
В указанной связи ФСТ России письмом от 09.12.2014 отказало ОАО"Юггазсервис" в пересмотре уровня тарифов введенных в действие с 01.07.2014 и указало экономически обоснованным сохранение данного уровня тарифов до 01.07.2015.
Суд первой инстанции, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ названные обстоятельства и иные материалы дела, основываясь на нормах Основных положений и Методических указаний, пришел к обоснованному выводу, что решение ФСТ России принято в соответствии с действующим законодательством и обеспечивает соблюдение основополагающего принципа - экономической обоснованности регулируемых цен (тарифов).
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении ответчиком процедуры принятия решения. Заявитель полагает, что решение об отказе в пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа принимается в том же порядке, что и вопрос определения (установления) цен (тарифов).
Данный довод рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда, отмечает следующее.
В соответствии с п. 5.9 Регламента Федеральной службы по тарифам (утв. приказом ФСТ России от 21.02.2006 N 37, зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2006 N 7770) для принятия решений по вопросам определения (установления) цен (тарифов), а также осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в ФСТ России образовано правление ФСТ России. Порядок принятия решений правлением ФСТ России определяется Руководителем ФСТ России.
Согласно п. 5.10 Регламента Федеральной службы по тарифам принятие решений по вопросам, не указанным в пункте 5.9 настоящего Регламента, а также процедура подготовки решений по вопросам, отнесенным к компетенции ФСТ России, включающая перечни необходимой информации, представляемой для рассмотрения вышеуказанных вопросов, определяются Руководителем ФСТ России в соответствии с Разделом 6 настоящего Регламента.
В силу п. 6.1 Регламента Федеральной службы по тарифам решения ФСТ России по вопросам, не требующим решения правления, оформляются в виде приказа ФСТ России или, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в виде иных актов.
Из совокупного толкования приведенных норм следует, что решение об отказе в пересмотре тарифов принимается в порядке, не требующем решения правления, оформления приказом ФСТ России и последующей регистрации Министерством юстиции Российской Федерации
Кроме того, суд учитывает, что Основные положения и Методические указания не содержат указания на то, что в случае нарушения процедуры рассмотрения вопроса об отказе в изменении тарифов принятое решение является недействительным.
Довод апелляционной жалобы, что п. 26 Основных положений установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении предложения об изменении тарифа не может быть принят судом, поскольку основан на неверном толковании права. Заявителю не было отказано в рассмотрении вопроса. При этом перечень оснований для принятия решения об отказе в Основных положениях не приводится.
Ссылка общества на убытки, возникшие от деятельности по транспортировке газа по установленным заявителю тарифам, правового значения для рассматриваемого спора не имеет.
При этом в силу ст. 1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ценовое регулирование, как один из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, направлено на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Кроме того, согласно п. 11 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям при проведении расчета тарифов учитывается обоснованный незапланированный убыток прошлых лет, полученный субъектом регулирования (ГРО) от регулируемого вида деятельности. При этом в целях обеспечения среднесрочной сбалансированности динамики изменения тарифов возможно покрытие незапланированного убытка прошлых лет в течение нескольких лет.
Данная норма указывает на возможность, но не обязательность покрытия убытка.
Доводы заявителя относительно недоказанности нецелевого использования средств не являются относимыми к настоящему судебному разбирательству, исходя из его предмета. При этом суд учитывает, что решение РЭК ДЦТ Краснодарского края об отказе ОАО "Юггазсервис" в утверждении на 2013 год специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программы газификации не признано незаконным в установленном порядке. Доказательства обратного в деле отсутствуют и обществом не представлены.
Суд учитывает, что общество, заявляя указанный довод, не приводит доказательств полного завершения выполнения Программы газификации в 2013 году. При данных обстоятельствах, с учетом принятого ФСТ России решения убытки у общества не возникли.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2015 по делу N А40-7369/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7369/2015
Истец: ОАО "Юггазсервис"
Ответчик: Федеральная служба по тарифам