г. Москва |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А40-175133/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. О. Окуловой,
судей Р. Г. Нагаева, Е. А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. А. Ямщиковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2015, принятое судьей И.О. Петровым по делу N А40-175133/14
по заявлению ООО "Компания Полярное Сияние" (ОГРН 1028301647593)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (ОГРН 1047702057765)
о признании частично недействительным ненормативного акта.
при участии в судебном заседании:
от МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - Ревякин А. В. по дов. от 10.11.2014 N43; Басиров А. А. по дов. от 27.01.2015;
от ООО "Компания Полярное Сияние" - Бочкарева В. А. по дов. от 23.01.2015; Никонова Л. С. по дов. от 15.12.2014
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Полярное Сияние" (далее - заявитель, общество налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 29.05.2014 N 52-16-15/2643 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления суммы налога в размере 16 751 432 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п.п. 1, 3 резолютивной части).
Решением от 20.02.2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Стороны представили письменные объяснения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.266,ст.268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, письменных объяснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации Общества по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2011 года.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки N 52-16-15/3159 от 8 апреля 2014 года, возражений налогоплательщика и иных материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 29 мая 2014 года N 52-16-15/2643 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Пунктом 1 резолютивной части данного решения Заявителю доначислен налог на добычу полезных ископаемых за февраль 2011 года в сумме 16 751 432 руб., пунктом 2 - отказано в привлечении Заявителя к налоговой ответственности, пунктом 3 - предписано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления налога явился вывод инспекции о неправомерном использовании налогоплательщиком предусмотренной абзацем 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) ставки 0 руб. в отношении количества нефти, добытой на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение, поскольку степень выработанности данного участка недр превышала 0,05. Инспекцией указано, что степень выработанности необходимо определять по участку, границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии на право пользования недрами, а не по участку, границы которого указаны в горноотводном акте, также являющимся приложением к лицензии. Кроме того, в оспариваемом решении указано, что в случае, если на 1 января 2008 года запасы участка недр на государственном балансе не числились, налоговая ставка по основаниям, предусмотренным названной нормой, в отношении нефти, добытой на этом участке недр, не применяется.
Налогоплательщик обжаловал указанное решение Инспекции в вышестоящем налоговом органе. Решением Федеральной налоговой службы от 22 июля 2014 года N СА-4-9/14034@ решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Налогоплательщика была оставлена без удовлетворения,
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке в вышеуказанной части.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе и письменных объяснениях, Инспекция приводит доводы о том, что выводы суда являются необоснованными, противоречат нормам НК РФ; позиция суда о том, что лицензионный участок НРМ 11062 НР, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии, не может быть признан участком недр, предоставленным для добычи нефти, и степень его выработанности не может иметь значение для применения положений гл. 26 НК РФ является необоснованной.
По мнению налогового органа, суд неправильно применил п.5. ст. 342 ГК РФ, суд первой инстанции проигнорировал положения НК РФ, содержащие в себе порядок расчета степени выработанности. Так, суд пришел к необоснованному выводу о неправильности расчета инспекцией степени выработанности.
Инспекция полагает, что в данном случае отсутствуют основания для применения налогоплательщиком льготы.
Данные доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению по следующим основаниям.
В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что Заявителю выдана лицензия на право пользования недрами НРМ 11062 HP на геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений, зарегистрированная 20 декабря 2001 года за N 1088/НРМ 11062 HP.
Границы участка, предоставленного в пользование и полностью находящегося в Ненецком автономном округе, указаны в приложении N 2 к данной лицензии. Этот участок имеет статус геологического отвода и не имеет ограничения по глубине. Кроме того, неотъемлемой частью лицензии являются три горноотводных акта, определяющих уточненные границы горных отводов, на которых Заявитель в 2011 году имел право добычи нефти.
В границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 524 от 2 июня 2006 года, предоставлено право добычи нефти на участке недр, включающем Ошкотынское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 742 от 25 ноября 2009 года, предоставлено право добычи нефти на участке недр, включающем Центральнохорейверское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года, предоставлено право добычи нефти на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по ставке 0 руб. при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 12 лет или равен 12 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам начиная с 1 января 2009 года.
По данным государственного баланса запасов полезных ископаемых запасы участка недр, включающего Западно-Сихорейского месторождение, по состоянию на 1 января 2009 года не разрабатывались, данные запасы были выявлены, прошли государственную экспертизу и поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в 2009 году.
В отношении нефти, добытой на участке недр, границы которого определены в горноотводном акте N 789 от 17 декабря 2010 года Заявитель в налоговых периодах с января по декабрь 2011 года применял ставку налога на добычу полезных ископаемых 0 руб. на основании абзаца 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса. При этом Заявитель исходил из того, что, поскольку запасы данного участка недр до 2009 года не разрабатывались, степень его выработанности на 1 января 2009 года составляла 0,00.
Геологический отвод, границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 HP, не может быть признан участком недр, степень выработанности которого подлежит определению при применении положений 26 Кодекса, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Режим использования недр, порядок осуществления государственного управления и регулирования в области использования недр, особенности возникновения, осуществления и прекращения прав на пользование участками недр регулируется Законом от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
В силу положений статей 7 и 11 этого Закона лицензия на право пользования недрами является государственным разрешением на пользование участком недр, в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью, в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий; участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отводов в зависимости от видов пользования недрами.
Согласно ст. 7 Закона "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Участку недр, предоставленному в пользование для геологического изучения недр, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придается статус геологического отвода. Законом "О недрах" также предусмотрено, что предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (статья 29), а разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами (статья 23.2).
Согласно пунктам 3, 4, 5 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России 7 февраля 1998 года за N 56 и Госгортехнадзором России 31 декабря 1997 года за N 58, зарегистрированной в Минюсте России 13 марта 1998 года за N 1485, горным отводом называется геометризованный блок недр. В соответствии с настоящей Инструкцией горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.
Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в силу прямого указания приведенных положений нормативных правовых актов участком недр, предоставленным в пользование для добычи полезных ископаемых, признается горный отвод, границы которого определяются горноотводным актом, в то время как геологический отвод предоставляется в пользование только для геологического изучения недр.
Ссылка инспекции на нормы, содержащиеся в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, позиции налогоплательщика не опровергает, поскольку эти нормы не устанавливают иного правового регулирования, отличного от предусмотренного Законом "О недрах".
В соответствии с соглашением об условиях пользования недрами, приведенным в приложении N 1 к этой лицензии и являющемся ее неотъемлемой частью, в случае обнаружения других месторождений нефти и газа в границах указанного района ООО "Компания Полярное Сияние" имеет исключительное право на разработку этих месторождений (пункт 1). В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 20 декабря 2001 года к соглашению, являющемуся приложением N 1 К лицензии НРМ 11062 HP, недра на указанном участке предоставляются в виде горного и геологического отводов, уточненные границы горных отводов будут определены горноотводными актами, выданными Управлением Печорского округа Госгортехнадзора России (пункт 1.1)
При проведении геологического изучения участка недр, предоставленного в пользование по названной лицензии, в пределах геологического отвода Заявителем было открыто Западно-Сихорейское месторождение. Горноотводный акт N 789, определяющий уточненные границы горного отвода - конкретного участка недр, предоставленного для добычи углеводородного сырья на Западно-Сихирейском месторождении, выдан Печорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 17 декабря 2010 года. Согласно этому горноотводному акту пользователь недр имеет право производить разработку месторождения в соответствии с утвержденными технологическими проектными документами, планами развития горных работ, правилами технической эксплуатации и условиями лицензии. Площадь проекции горного отвода составляет 251 га, ограничение по глубине 3150 м. Для данного участка недр приказом Минэнерго России от 27 апреля 2011 года N 152 были утверждены нормативы технологических потерь углеводородного сырья при добыче в 2011 году.
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что из сопоставления приведенных выше норм права и фактических обстоятельств следует, что вывод Инспекции о том, что под участком недр в данном случае следует понимать участок в виде геологического отвода, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 HP, не основан на законе, поскольку указанный участок не является геометризированным блоком недр - горным отводом, так как он не имеет ограничения по глубине и предоставлен для геологического изучения (поиска и оценки месторождений).
Довод Инспекции о том, что участок недр, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 HP, имеет статус геологического отвода на период геологического изучения недр и горного отвода на период добычи углеводородного сырья является неправомрным, поскольку из приведенных выше положений нормативно-правовых актов и условий лицензии на право пользования недрами, следует, что статус горного отвода имеют только отдельные участки недр с выявленными и прошедшими государственную экспертизу запасами нефти, право на добычу нефти на которых предоставлено в пределах границ, указанных в горноотводных актах.
Утверждение Налогового органа о том, что положения статьи 7 Закона "О недрах", устанавливающие, что для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется в виде горного отвода, применяются только к лицензиям на право добычи полезных ископаемых и не могут быть применены к совмещенной лицензии (на право геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых), рассматриваемой в настоящем деле, является несостоятельным.
Так, в соответствии со статьей 6 Закона "О недрах" недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. В силу статьи 11 этого Закона допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. На основании приведенных норм совмещенная лицензия НРМ 11062 HP предоставляет право как на геологическое изучение недр в пределах геологического отвода, так и право на добычу полезных ископаемых с открываемых в пределах этого отвода месторождений.
Пунктом 3.4. Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, предусмотрено, что участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр. Участок недр в виде горного отвода также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.
Пунктами 3, 5 названной выше Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, предусмотрено, что добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ.
Кроме того, законом предусмотрен ряд иных прав и обязанностей, которые возникают у недропользователя только с момента получения в пользование участка недр в виде горного отвода.
В соответствии со статьей 7 Закона "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. В соответствии со статьей 22 Закона "О недрах" пользователь недр в границах предоставленного ему горного отвода имеет право ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых, проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр. В силу статьи 43 Закона "О недрах" в границах горного отвода пользователь недр освобождается от уплаты регулярных платежей за пользование недрами.
Таким образом, реализация права на добычу нефти как по лицензии на право разведки и добычи полезного ископаемого, так и по совмещенной лицензии, включая лицензию НРМ 11062 HP, допускается только на участке недр в виде горного отвода.
Ссылка Инспекции на то, что добыча нефти при отсутствии горноотводного акта является возможной, и данный случай имел место в рамках проведения работ по лицензии НРМ 11062 HP, не свидетельствует об ошибочном применении судом норм права.
Инспекция, делая вывод об отсутствии у Заявителя права на применение ставки 0 руб. в отношении нефти, добытой на участке недр в границах горного отвода, включающего Западно-Сихорейское месторождение, определила степень выработанности другого участка недр, включающего Ошкотынское месторождение, границы которого указаны в отдельном горноотводном акте. Однако определение степени выработанности одного участка недр по данным о выработанности другого участка законом не предусмотрено.
Ссылка Инспекции на то, что положениями статьи 6 Закона "О недрах" и пункта 6.9. Положения о порядке лицензирования пользования недрами прямо предусмотрена добыча полезных ископаемых как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения на участке недр, предоставленном в пользование по совмещенной лицензии, не свидетельствует о том, что добыча полезных ископаемых разрешена на участке недр, имеющем статус геологического отвода, и не подтверждает вывода Инспекции о необходимости определять степень выработанности участка недр, являющегося геологическим, а не горным отводом.
Довод Инспекции о том, что расчет степени выработанности участка недр для целей налогообложения следует производить по всему участку недр в целом, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам или месторождениям, не опровергает позиции Заявителя.
Согласно статье 7 Закона "О недрах", после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Следовательно, в лицензии НРМ 11062 HP, включая все предусмотренные законом ее неотъемлемые составные части, указаны как границы геологического отвода, в пределах которого Заявителем осуществляется геологическое изучение недр, так и границы трех разных горных отводов - конкретных участков недр, в пределах которых Заявителем осуществляется добыча полезных ископаемых.
Следует согласиться с доводом Заявителя о том, что определение им степени выработанности конкретного участка недр в виде горного отвода, границы которого определены горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года для добычи нефти на Западно-Сихорейском месторождении, соответствует положениям статей 336, 342 НК РФ и ст. 7 Закона "О недрах". При этом степень выработанности участка недр в границах, определенных в данном горноотводном акте, была определена Заявителем именно по всему этому участку недр в целом. Показатели степени выработанности отдельных объектов разработки в пределах участка недр Заявителем не использовались.
С учетом приведенных положений нормативных правовых актов, устанавливающих, что горноотводный акт является неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами, определение степени выработанности запасов конкретного участка недр в границах горного отвода не противоречит разъяснениям ФНС России, содержащимся в письме от 22 мая 2013 года N ЕД-4-3/9182@, согласно которым определение степени выработанности запасов конкретного участка недр для целей главы 26 Кодекса необходимо производить по всему участку недр в целом, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам или месторождениям соответствующего участка.
Ссылка Инспекции на разъяснения, содержащиеся в письме Федерального агентства по недропользованию от 17 декабря 2014 года N ОК-03-28/14410 и в письме Минфина России от 29 декабря 2014 года N 03-06-05-01/68309, не может быть принята во внимание. В названном письме Федерального агентства по недропользованию указано, что геологический и горные отводы не образуют самостоятельных участков недр и являются единым участком недр в рамках лицензии. В указанном письме Минфина России указано, что в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых под участком недр следует понимать участок недр, границами которого являются границы горного или геологического отвода (включая все горные отводы), в зависимости от целевого назначения и видов работ, на которые выдана лицензия на пользование данным участком недр.
Однако содержащиеся в приведенных разъяснениях выводы о том, что горные отводы не являются самостоятельными участками недр, не основаны на положениях статьи 7 Закона "О недрах", в силу которых участки недр в зависимости от цели использования могут быть предоставлены в пользование в одном из двух видов: геологического отвода или горного отвода. Участком недр, предоставленным для добычи полезных ископаемых, является горный отвод. Следовательно, правовых оснований считать единым участком недр три разных горных отвода, не имеется.
Статьей 7 Закона "О недрах" также предусмотрено, что предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Из содержания предоставленной Заявителю лицензии на право пользования недрами НРМ 11062 HP на геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений, усматривается, что при предоставлении указанной лицензии участку недр был присвоен статус геологического отвода, указаны его пространственные границы без ограничения по глубине. При этом, границы горного отвода при предоставлении указанной лицензии не устанавливались. Пунктом 1.1. дополнительного соглашения N 1 от 20 декабря 2001 года к соглашению, являющемуся приложением N 1 к лицензии НРМ 11062 HP предусматривалось установление границ горных отводов в горноотводных актах, выданных органами Госгортехнадзора России.
Таким образом, границы каждого из трех горных отводов были определены только в соответствующем горноотводном акте.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в лицензии НРМ 11062 HP, включая все предусмотренные законом ее неотъемлемые составные части, указаны как границы геологического отвода, в пределах которого заявителем осуществляется геологическое изучение недр, так и границы трех разных горных отводов - конкретных участков недр, в пределах которых заявителю предоставлено право добычи полезных ископаемых. Следовательно, правовых оснований считать единым участком недр три разных горных отвода, не имеется.
Суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что при применении положений главы 26 НК РФ следует определять степень выработанности конкретного участка недр, предоставленного для добычи полезных ископаемых в виде горного отвода, соответствует закону.
Кроме того, содержащийся в указанных разъяснениях органов исполнительной власти вывод о том, что участок недр является единым в рамках лицензии, противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации и законодательству о недрах. Так, абзацем 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено исчисление налога по ставке 0 руб. при добыче нефти на участках недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года. Аналогичным образом нормы, характеризующие соотношение понятий "лицензия" и "участок недр", сформулированы в подпунктах 8, 10, 11, 14-16 пункта 1 статьи 342 Кодекса.
Статьей 11 Закона "О недрах" предусмотрено, что предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
В соответствии со статьей 12 Закона "О недрах" в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Согласно статье 13.1 Закона "О недрах" не допускаются выдача лицензии, заключение договора (соглашения) по результатам конкурса или аукциона на право пользования участками недр либо в случае, если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляются выдача лицензии, заключение договора (соглашения)...
В силу статьи 17.1. Закона "О недрах" лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.
Статьей 40 Закона "О недрах" предусмотрено, что разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии... устанавливаются в лицензии на пользование недрами...
В соответствии с пунктом 6.10. Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, лицензия на право добычи полезных ископаемых... выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу...
Таким образом, приведенными положениями законодательства прямо предусмотрено, что лицензия может удостоверять право на пользование как одним, так и несколькими участками недр.
Судом первой инстанции при вынесении судебного акта была учтена судебная практика, в частности судебные акты по делу N А70-5204/2013.
Суд также обосновано указал на то, что представленные Инспекцией судебные акты по делу N А57 - 20008/12 не опровергают позиции Заявителя.
Ссылка Инспекции на положения Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 11 сентября 1996 года N 35, зарегистрированным в Минюсте России 9 октября 1996 года за N 1175, также не опровергает позиции Заявителя. Согласно пункту 1.3. этой Инструкции разработка месторождений нефти или газа до получения документов, удостоверяющих границы горного отвода, за исключением случаев предоставления лицензий на несколько видов пользования недрами (совмещенных лицензий), или за пределами этих границ, запрещается... При предоставлении лицензий на пользование недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых, работы по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод осуществляются на условиях лицензии в соответствии с согласованными в установленном порядке проектными документами. В соответствии с пунктом 1.1. дополнительного соглашения N 1 от 20 декабря 2001 года к соглашению, являющемуся приложением N 1 к указанной лицензии, уточненные границы горных отводов должны быть определены горноотводными актами, выданными Управлением Печорского округа Госгортехнадзора России. То есть выданная Заявителю лицензия на право пользования недрами обуславливает реализацию права на добычу нефти на вновь открытых месторождениях получением горноотводных актов на конкретные участки недр.
Ссылка Инспекции на пункт 12 данной Инструкции не подтверждает ее вывода о том, что участком недр следует считать геологический отвод, а не горный отвод, поскольку данная Инструкция устанавливает порядок оформления горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, то есть участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых. В пункте 12 указанной Инструкции предусмотрено установление уточненных границ горного отвода только на ту часть предоставленного в пользование для добычи полезных ископаемых участка недр - горного отвода, запасы которого прошли государственную экспертизу. В то же время пунктом 4 этой Инструкции предусмотрено, что в предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых.
Таким образом, положения данной Инструкции не определяют понятие "участок недр" иным образом, чем это предусмотрено статьей 7 Закона "О недрах" и не позволяют отождествить понятия "участок недр" и "лицензионный участок".
Ссылка Инспекции на подпункт 1 пункта 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом МПР России от 29 сентября 2009 года N 315, согласно которому в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются... условия пользования недрами, которые включают вид пользования недрами; указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), позиции налогоплательщика не опровергает, поскольку в силу положений статьи 7 Закона "О недрах" участок недр в зависимости от вида пользования недрами может быть предоставлен в одном из двух статусов - горного отвода или геологического отвода. При этом по лицензии на разные виды пользования недрами предоставляются участки недр, имеющие соответствующий статус - геологический отвод для геологического изучения недр (поиска и оценки месторождений) и горный отвод - для добычи полезных ископаемых. Каждый из таких участков имеет свои границы, документы, устанавливающие границы горного отвода (горных отводов) являются неотъемлемой частью лицензии с даты выдачи соответствующего акта. Предоставление лицензии на право пользования участком недр, не имеющим статуса геологического отвода или горного отвода, законом "О недрах" не предусмотрено. Это подтверждается приложением 4 к указанному административному регламенту, согласно которому на бланке лицензии по установленной форме обязательно указывается статус участка недр - геологический или горный отвод.
Довод Инспекции о том, что Федеральное агентство по недропользованию, предоставляя в пользование спорный участок недр в соответствии с лицензионными соглашениями, исходило из того, что предоставляемые горные и геологические отводы входят в состав участка недр, а не выделяются из него, опровергается материалами дела. Из материалов дела усматривается, что лицензия НРМ 11062 HP выдана Заявителю не Федеральным агентством по недропользованию, а Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Администрацией Ненецкого автономного округа. Она зарегистрирована 20 декабря 2001 года. В соглашении об условиях пользования недрами по этой лицензии названные государственные органы предусмотрели обязанность Заявителя проводить работы по геологическому изучению недр в пределах геологического отвода, а также право на добычу полезных ископаемых в случае обнаружения их запасов с оформлением горного отвода органом государственного горного надзора.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка Инспекции на Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 года N 429, поскольку указанное Положение было введено в действие только в мае 2012 года. При этом пунктом 6 названного Положения предусмотрено, что изменение границ участков недр осуществляется по решению тех же органов, которые устанавливали их границы.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Закона "О недрах" условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Довод Инспекции о том, что толкование закона, осуществленное Заявителем, влечет возникновение правовой неопределенности, не основан на законе. Согласно абзацу второму подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам начиная с 1 января 2009 года. Поэтому у Заявителя имеются основания для применения ставки налога 0 руб. при добыче нефти на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение, в течение семилетнего срока, исчисляемого с 1 января 2009 года, то есть до 31 декабря 2015 года.
Довод Инспекции о том, что в случае, если на 1 января 2008 года запасы на государственном балансе не числятся, налоговая ставка 0 руб. по основаниям, предусмотренным абзацем 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса, не применяется, не может быть принят во внимание
Как следует из протокола N 18/389-пр от 29 июня 2009 года Федерального агентства по недропользованию, экспертной комиссией Федерального государственного учреждения "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" (ФГУ "ГКЗ") подготовлено экспертное заключение ЭЗ N 134-09 от 23 июня 2009 года по запасам Западно-Сихорейского месторождения ООО "Компания Полярное Сияние" при этом на рассмотрение экспертной комиссии представлены материалы оперативного подсчета запасов нефти и растворенного газа Западно-Сихорейского месторождения, согласно которым в 2008 году была пробурена скважина N 70, при опробовании в открытом стволе получен незначительный приток нефти, в 2009 году скважина опробована в эксплуатационной колонне, в результате чего получен промышленный приток нефти; промыслово-геофизические исследования и отбор глубинных проб нефти проведены в процессе пробной эксплуатации скважины.
На основании перечисленных документов в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2009 год отражены извлекаемые запасы Западно-Сихорейского месторождения.
Из изложенного следует, что запасы конкретного участка недр, включающего За-падно-Сихорейское месторождение, выявленные скважиной N 70 в 2008 году, были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в 2009 году, по состоянию на 1 января 2009 года не разрабатывались. Сумма накопленной добычи на этом участке недр была равна 0, соответственно, степень выработанности данного участка недр на 1 января 2009 года, определяемая в соответствии с пунктом 4 статьи 342 НК РФ как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче, на начальные извлекаемые запасы нефти, составляла 0,00, что в силу абзаца 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ является основанием для применения ставки 0 руб. при добыче нефти на данном участке недр в течение установленного в законе семилетнего срока, исчисляемого с 1 января 2009 года.
Таким образом, отсутствие в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2009 года сведений о начальных извлекаемых запасах и накопленной добыче данного участка недр подтверждает нулевую степень его выработанности, что соответствует установленному законом условию (менее 0,05) и не свидетельствует о неправомерном применении Заявителем ставки 0 руб. в отношении количества нефти, добытой на данном участке недр.
Ссылка Инспекции на то, что в силу пункта 1.1. статьи 342 Кодекса степень выработанности следует определять по состоянию на 1 января 2008 года, ошибочна, поскольку эта статья была дополнена данным пунктом Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2012 года.
Суд первой инстанции в данном случае обоснованно сослался на то, что законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо ограничений на применение ставки 0 руб. в отношении добытой на вновь сформированных участках недр нефти, запасы которых поставлены на государственный баланс после 1 января 2009 года. Применение указанной ставки при добыче нефти на таких участках недр имеет под собой экономическое основание и соответствует воле законодателя, предусмотревшего пониженную ставку налога в целях стимулирования добычи нефти на новых участках недр, расположенных в отдаленных регионах.
Довод Инспекции о том, что указанное экономическое основание применения положений подпункта 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ истолковано судом неверно, не основан на законе. Так, абзацем 1 данного подпункта предусмотрено исчисление налога по ставке 0 руб. при условии, что участок недр расположен полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа или полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономного округа, накопленная добыча нефти на участке недр не превышает 15 млн. тонн, срок разработки участка недр, исчисляемый с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами, не превышает 7 лет для лицензии на право разведки и добычи полезных ископаемых или 12 лет для лицензии на право одновременно геологического изучения и добычи полезных ископаемых.
Абзац 2 указанного подпункта устанавливает специальные условия использования ставки 0 руб. в отношении нефти, добытой на тех участках недр, степень выработанности которых на 1 января 2009 года была меньше или равна 0,05 для таких участков недр установленный законом срок разработки участка недр исчисляется не с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами, а с более поздней даты - с 1 января 2009 года, что позволяет использовать нулевую ставку в течение более продолжительного срока.
Таким образом, как первый, так и второй абзац этого подпункта предусматривают пониженную ставку налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на территории Ненецкого автономного округа, по-разному определяя лишь день начала течения срока разработки участка недр: с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами или с 1 января 2009 года.
Кроме того, Заявитель имел право исчислять указанный налог в январе 2011 года по ставке 0 руб. вне зависимости от того, считать ли участком недр горный отвод, границы которого определены горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года, или геологический отвод, границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 HP, или же суммировать показатели начальных извлекаемых запасов и добытой нефти по трем конкретным участкам недр - горным отводам, предоставленным для добычи по указанной лицензии.
Как следует из обстоятельств дела и правильно установлено судом первой инстанции, лицензия на пользование недрами НРМ 11062 HP зарегистрирована 20 декабря 2001 года.
В соответствии с пунктом 27 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами..., утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 года N 315, зарегистрированным в Минюсте России 25 декабря 2009 года за N 15837, государственная регистрация лицензии на пользование недрами заключается в присвоении уникального регистрационного номера, в проставлении штампа и подписи государственного регистратора, во внесении записи о регистрации в единый государственный реестр лицензий. Следовательно, установленный указанной нормой для совмещенной лицензии 12-летний срок разработки запасов участка недр, исчисляемый с даты государственной регистрации лицензии, истек только в декабре 2013 года.
Таким образом, все предусмотренные абзацем 1 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса условия для исчисления налога по ставке 0 руб. при добыче нефти по лицензии НРМ 11062 в феврале 2011 года Заявителем были соблюдены, и налог был исчислен правильно.
Судом апелляционной инстанции учитывается также и то, что правомерность применения Заявителем налоговой ставки 0 руб. при добыче нефти на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение, установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2014 года по делу N А40-138266/2014, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций. При рассмотрении названного дела судом оценивался вопрос о законности аналогичного решения Инспекции, вынесенного по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Заявителя по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2011 года.
Оценив доводы сторон и представленные по делу доказательства с учетом положений ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2015 по делу N А40- 175133/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.О. Окулова |
Судьи |
Р.Г. Нагаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175133/2014
Истец: ООО "Компания Полярное Сияние"
Ответчик: Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N1, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1