г. Ессентуки |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А63-8310/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О.,
при участии представителя заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края: Ткаченко Е.В. по доверенности от 23.04.2015; в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Барановой Галины Владимировны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.04.2015 по делу N А63-8310/2014,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Баранова Галина Владимировна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным протокола N 1 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе участников ВЦП "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае 2012-2014 от 01.07.2014 в части отказа Барановой Г.В. в участии в конкурсном отборе (стр.16 Протокола).
Предприниматель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял заявленные требования, в последнем уточнении просил признать предпринимателя участником ВЦП "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае 2012- 2014 годы" и обязать Министерство сельского хозяйства СК включить ее в состав участников ВЦП "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае 2012-2014 годы" с размером гранта в 510 тысяч рублей и 100 тысяч рублей единовременной помощи, а также 55 тысяч рублей личных средств, оформив участие в конкурсе документально, согласно Приказу Министерства сельского хозяйства СК N 195 от 08.05.2014 и "порядка проведения конкурса", суд принял уточнение заявленных требований.
Решением от 07.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован правомерным отказом заявки предпринимателя, отраженным в протоколе N 1 от 01 июля 2014 года, как не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, сославшись на незаконное отклонение заявки. По мнению заявителя, суд первой инстанции не установил фактические обстоятельства дела, что явилось вынесением незаконного решения, поскольку не исследована конкурсная документация.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства Ставропольского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство сельского хозяйства Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемых в рамках ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012- 2014 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 апреля 2012 года N 117 (далее соответственно - министерство, грант, Программа).
Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 05 июня 2012 года N 186-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на создание развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" (далее - Порядок).
Приказом министерства от 08 мая 2014 года N 195 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора участников ведомственной целевой программ "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-14 годы" и положение о конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора.
Предприниматель подал заявку на участие в конкурсном отборе 11 июня 2014 года.
При подаче заявки секретарем конкурсной комиссии Ткаченко Е.В. составлены опись документов, входящих в состав заявки, в 2 экземплярах и уведомление о приеме документов (далее - заявитель).
Заседание конкурсной комиссии по рассмотрению заявок в соответствии с пунктом 11 Положения о конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 апреля 2012 N 117, проводилось 12 рабочих дней (то есть с 16 июня по 1 июля 2014 года) (далее - Положение о конкурсной комиссии).
В соответствии с пунктом 11 Положения о конкурсной комиссии для принятия решения о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в конкурсном отборе конкурсная комиссия рассматривает документы, представленные заявителями, и проводит очное собеседование с заявителями.
На первом заседании конкурсной комиссии принято решение рассмотреть поданные заявки до 27 июня 2014 года, а 30 июня и 1 июля текущего года провести очное собеседование с заявителями.
Предприниматель приглашена на очное собеседование 01.07.2014, на которое прибыл её представитель по доверенности N 180 от 27.06.2014.
Как установлено судом первой инстанции, во время очного собеседования из 17 членов конкурсной комиссии присутствовало 11. В соответствии с пунктом 9 Положения о конкурсной комиссии заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более 50 процентов от общего числа членов конкурсной комиссии (11 членов конкурсной комиссии - это более 50 процентов).
Результат рассмотрения заявок отражен в протоколе N 1 "Рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 апреля 2012 года N 117" от 1 июля 2014 года (далее - протокол N 1).
Решение конкурсная комиссия принимала по результатам рассмотрения документов, представленных заявителями и проведения очного собеседования с заявителями в совокупности.
В соответствии с протоколом N 1 от 01.07.2014 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы", утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 апреля 2012 года N 117, предпринимателю отказано в участии в конкурсном отборе в соответствии с абзацами 2, 3, 4 пункта 45 Порядка проведения конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 апреля 2012 г. N 117, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 08 мая 2014 г. N 195.
Основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсном отборе представители ответчика указали несоответствие заявителя условиям, установленным разделом 3 настоящего Порядка:
- условие, что заявитель обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов начинающего фермера - не подтверждено документально.
Как правильно установлено судом первой инстанции, предпринимателем не предоставлена выписка с банковского счета российской кредитной организации о наличии на данном счете средств, принадлежащих заявителю, в размере не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, заверенная российской кредитной организацией, или положительное решение российской кредитной организации о предоставлении участнику конкурсного отбора кредита (займа) в размере не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов.
Ссылка предпринимателя на представленное письмо Некоммерческой организации "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае" как на доказательство предоставлении участнику конкурсного отбора кредита (займа) в размере не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества не может быть принята во внимание, поскольку данное письмо не является положительным решением российской кредитной организации о предоставлении участнику конкурсного отбора кредита (займа). Некоммерческая организация "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае" не является кредитной организацией, так как осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и в письме не указано о решении Некоммерческой организации "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае" в предоставлении предпринимателю микрозайма. Данным письмом сообщается о рассмотрении документов на представление микрозайма в случае их предоставления.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (Федеральный закон от 02 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях").
Выписка из похозяйственней книги, выданная органом местного самоуправления поселения или городского округа муниципального образования Ставропольского края, не подтверждает ведение заявителем личного подсобного хозяйства за последние 3 года.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" утверждена форма и порядок ведения похозяйственней книги.
В похозяйственней книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
На основании этого выписка из похозяйственней книги должна содержать все вышеуказанные сведения.
Как правильно установил суд первой инстанции, в выписке, представленной предпринимателем, нет сведений о содержащихся сельскохозяйственных животных и технических средствах.
Также предприниматель не имеет среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования и не получил дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности.
Предоставленная предпринимателем копия диплома Ставропольского ордена Дружбы народов государственного пединститута о высшем образовании не подтверждает наличие среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования и не подтверждает получение дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности.
Однако, как правильно отметил суд первой инстанции, заявка в данной части соответствует предъявленным к ней требованиям, поскольку в трудовой книжке предпринимателя имеются записи о наличии более 8 лет рабочего стажа в сельском хозяйстве.
При этом заявка, предоставленная предпринимателем, не соответствует утвержденной форме, так как в утвержденной форме заявки отсутствует раздел "Перечень прилагаемых документов", а в заявке, представленной Барановой Г.В., данный перечень прилагаемых документов присутствует.
Кроме этого в утвержденной форме заявки после строк "Место регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства" идет строка "Средняя численность работников за период, прошедший со дня государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, человек". В заявке, представленной Барановой Г.В., после строки "Место регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства" идет строка "Кто зарегистрировал" (которая отсутствует в утвержденной форме заявки).
Вместе с тем выводы комиссии не обоснованы в части указания в заявке описи приложенных документов и указания данных о лицах, зарегистрировавших фермерское хозяйство, поскольку данная информация не приводит к неверным выводам комиссии, а следовательно, не может служить основанием к отказу в приемке заявки.
Также план расходов не соответствует форме приложении 3 к Порядку. Так, столбец 5 таблицы утвержденной формы плана расходов называется "Цена за единицу измерения". В плане расходов, представленном предпринимателем, 5 столбец называется "Цена за единицу". Кроме этого, столбец "Источники финансирования" в утвержденной форме имеет единицу измерения "рублей", а в плане расходов, представленном предпринимателем, "тыс. рублей".
Однако, как правильно отметил суд первой инстанции, выводы комиссии о несоответствии заявки в данной части не обоснованы, поскольку содержание плана расходов отвечает требованиям законодательства, а указание стоимости в тысячах либо в единицах рублей для специалиста не представляет трудности разобраться.
Между тем сведения, содержащиеся в документах, неодинаковые и допускают двусмысленное толкование, так, в заявке предпринимателя указанная сумма реализации проекта (стр. 1 заявки строка "в сумме"), не соответствует сумме, указанной в бизнес-плане (стр. 23 бизнес-плана) и плане расходов (столбец 6 плана расходов). Кроме этого, в заявке указано (стр. 2 заявки), что среднесписочная численность работающих составляет "1 человек", а в справке о среднесписочной численности работников указано "0" человек работающих.
Более того, в бизнес-плане предпринимателя на странице 29 и в справке о среднесписочной численности работников имеются исправления, не скрепленные печатью и заверенные заявителем. Однако в соответствии с Порядком подчистки и исправления в формах и документах, предусмотренных пунктом 8 Порядка, не допускаются, за исключением исправлений, скрепленных печатью и заверенных заявителем.
В бизнес-плане в разделе "7.4. Налоговые платежи (по годам)" представлены таблицы, в которых имеются наименования "яйцо", "мясо", "итого" и в графе "12.2014" стоят цифры. Сведения, содержащиеся в таблицах, допускают двусмысленное толкование, так как в таблицах не было ни наименования статей (отчислений), ни единиц измерения.
Кроме того, в бизнес-плане предпринимателя на (стр. 5) указаны сведения о совместной собственности с мужем по птичнику, 1\4 часть, при этом приложена копия свидетельства 26 AБN 091286 о государственной регистрации права на нежилое здание - коровник, собственником которого является только Баранов П.С., ограничения или обременения права не зарегистрированы.
При этом в пакете представленных предпринимателем документов отсутствует копия договора аренды (субаренды) 1/4 птичника у Баранова П.С.
Таким образом, предпринимателем не представлены сведения о владении производственными помещениям либо представлены недостоверные сведения по наличию у нее производственного помещения, что не позволило комиссии признать заявку соответствующей требованиям конкурсной документации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, верно указал, что материалами дела подтверждено несоответствие заявки предпринимателя требованиям конкурсной документации, в части указанных выше требований, в связи с чем вывод, отраженный в протоколе N 1 от 01.07.2014 рассмотрения заявок, правомерен.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но они не опровергают правильных по существу и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства дела, правильно применено материальное законодательство, нарушений процессуальных норм не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.04.2015 по делу N А63-8310/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Барановой Галины Владимировны (ОГРНИП 313265125400370) в доход федерального бюджета 50 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8310/2014
Истец: Баранова Галина Владимировна
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Ставропольского края
Третье лицо: Ип глава кфх Аджиньязов Арсланбек Алимгереевич, Ип глава кфх Аллагулиев Шамиль Нурмухаметович, Ип глава кфх Алтухов Александр Григорьевич, Ип глава кфх Амирханов Александр Амирханович, Ип глава кфх Бадрудинова Халимат Магомедовна, Ип глава кфх Бакрадинов Файзбек Ахметович, Ип глава кфх Башкатов Василий Михайлович, Ип глава кфх Бекетов Хемра Сафаралиевич, Ип глава кфх Белоусова Елена Николаевна, Ип глава кфх Буков Николай Григорьевич, Ип глава кфх Вербич Лидия Николаевна, Ип глава кфх Волкова Ангелина Георгиевна, Ип глава кфх Гаврилюк Евгений Владимирович, Ип глава кфх Гапизов Мурад Насруллахович, Ип глава кфх Гарибова Татьяна Павловна, Ип глава кфх Гасайниев Магомед Габибуллаевич, Ип глава кфх Гасангусейнов Умахан Махмудович, Ип глава кфх Гасанов Жалалудин Насруллахович, Ип глава кфх Денисов Василий Сергеевич, Ип глава кфх Димитрияди Марика Кирияковна, Ип глава кфх Дъяченко Александр Николаевич, Ип глава кфх Заводнов Егор Юрьевич, Ип глава кфх Каллаева Хадижат Талгатовна, Ип глава кфх Колесникова Валентина Викторовна, Ип глава кфх Кудря Владимир Алексеевич, Ип глава кфх Кузина Валентина Николаевна, Ип глава кфх Кузьмицский Алексей Геннадьевич, Ип глава кфх Курбанова Гульджемине Шабановна, Ип глава кфх Магомедова Айшат Магомедисаевна, Ип глава кфх Оздоев Андрей Борисович, Ип глава кфх Петрова Ольга Георгиевна, Ип глава кфх Понамарев Дмитрий Васильевич, Ип глава кфх Пьянов Владимир Николаевич, Ип глава кфх Рыжков Валерий Николаевич, Ип глава кфх Ферсенко Иван Иванович, Ип глава кфх Фисенко Василий Николаевич, Ип глава кфх Хайрулин Фаиз Хаметдинович, Ип глава кфх Худанайтов Вадим Альбертович, Ип глава кфх Чотчаева Мариям Исмаиловна, Ип глава кфх Эркенов Руслан Магомедович, Крестьянское фермерское хозяйство " Аллагулиев Шамиль Нурмухаметович", Крестьянское фермерское хозяйство " Гасайниев Магомед Габибуллаевич", Крестьянское фермерское хозяйство Аджиньязов Арсланбек Алимгереевич, Крестьянское фермерское хозяйство Алтухов Александр Григорьевич, Крестьянское фермерское хозяйство Бадрудинова Халимат Магомедовна, Крестьянское фермерское хозяйство Бакрадинов Файзбек Ахметович, Крестьянское фермерское хозяйство Башкатов Василий Михайлович, Крестьянское фермерское хозяйство Бекетов Хемра Сафаралиевич, Крестьянское фермерское хозяйство Белоусова Елена Николаевна, Крестьянское фермерское хозяйство Буков Николай Григорьевич, Крестьянское фермерское хозяйство Вербич Лидия Николаевна, Крестьянское фермерское хозяйство Волкова Ангелина Георгиевна, Крестьянское фермерское хозяйство Гапизов Мурад Насруллахович, Крестьянское фермерское хозяйство Гарибова Татьяна Павловна, Крестьянское фермерское хозяйство Гасангусейнов Умахан Махмудович, Крестьянское фермерское хозяйство Гасангусейнов Умахан МахмудовичЭркенов Руслан Магомедович, Крестьянское фермерское хозяйство Гасанов Жалалудин Насруллахович, Крестьянское фермерское хозяйство Денисов Василий Сергеевич, Крестьянское фермерское хозяйство Димитрияди Марика Кирияковна, Крестьянское фермерское хозяйство Дъяченко Александр Николаевич, Крестьянское фермерское хозяйство Заводнов Егор Юрьевич, Крестьянское фермерское хозяйство Каллаева Хадижат Талгатовна, Крестьянское фермерское хозяйство Колесникова Валентина Викторовна, Крестьянское фермерское хозяйство Кудря Владимир Алексеевич, Крестьянское фермерское хозяйство Кузина Валентина Николаевна, Крестьянское фермерское хозяйство Кузьмицский Алексей Геннадьевич, Крестьянское фермерское хозяйство Курбанова Гульджемине Шабановна, Крестьянское фермерское хозяйство Оздоев Андрей Борисович, Крестьянское фермерское хозяйство Петрова Ольга Георгиевна, Крестьянское фермерское хозяйство Понамарев Дмитрий Васильевич, Крестьянское фермерское хозяйство Пьянов Владимир Николаевич, Крестьянское фермерское хозяйство Рыжков Валерий Николаевич, Крестьянское фермерское хозяйство Ферсенко Иван Иванович, Крестьянское фермерское хозяйство Фисенко Василий Николаевич, Крестьянское фермерское хозяйство Хайрулин Фаиз Хаметдинович, Крестьянское фермерское хозяйство Худанайтов Вадим Альбертович, Крестьянское фермерское хозяйство Чотчаева Мариям Исмаиловна, Крестьянское фермерское хозяйствоАмирханов Александр Амирханович, Крестьянское фермерское хозяйствоГаврилюк Евгений Владимирович, Крестьянское фермерское хозяйствоМагомедова Айшат Магомедисаевна