г. Москва |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А40-12465/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.Е. Верстовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А. Захаровой, рассматривая в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" в порядке упрощенного производства на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2015 года по делу N А40-12465/15, принятое судьёй Ю.В. Жбанковой,
по иску ЗАО "Альянс-Транс-Азия" (ОГРН 5087746089052; 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тургенева, д. 30) к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295; 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании 78 443 руб. 95 коп.
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Кузнецова Е.А. (по доверенности от 06.10.2014)
в судебное заседание не явились представители:
от истца: извещено.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Альянс Транс-Азия" (далее - ЗАО "Альянс Транс-Азия", Истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к открытому акционерному обществу "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 78 443 руб. 95 коп. пени.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2015 года по делу N А40-12465/15 принятым в порядке упрощенного производства, исковое требование было удовлетворено в полном объеме.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ в связи с апелляционной жалобой ответчика, в которой он просил оспариваемое решение изменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что при принятии решения суд не учел возражения ответчика о том, что в связи с прохождением груза по отправке ЭН 239732 через станцию Московского узла срок доставки увеличивается на одни сутки.
Порожний вагон N 53103826 был принят к перевозке 08.08.2014 г. Фактически вагон прибыл 23.08.2014 г., доставка вагона осуществлялась 15 суток. Согласно расчету истца просрочка по данной накладной составила 10 суток.
Пунктом 6.3 Правил предусмотрено, что срок увеличивается на все время задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Согласно статье 210 ГК России собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (статья 616 ГК России).
Вагоны, принятые к перевозке, как любое техническое средство в процессе эксплуатации могут оказаться неисправными, и с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов такие вагоны в случае необходимости должны быть отставлены от движения.
Заявитель апелляционной жалобы настаивал на применении положений статьи 333 ГК РФ и уменьшении пени в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательств.
В заседании апелляционной инстанции представитель истца, извещенный о судебном заседании, не участвовал.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просит изменить решение суда первой инстанции.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, апелляционный суд установил следующее.
Истец обратился с иском о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 78 443 руб. 95 коп.
Рассматривая спор, суд руководствовался ст. 33 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой дату приема груза к перевозке и расчетную дату истечения срока доставки груза, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной и выданной грузоотправителю квитанции о приеме груза к перевозке.
Согласно ст. 97 Устава, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавшего груз) уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Транспортные железнодорожные накладные, номера вагонов, расчетный (нормативный срок доставки) и фактический срок доставки, количество дней просрочки и расчет пени по каждому вагону, доставка которого просрочена, указаны в расчетах пени, прилагаемых к претензиям к перевозчику с требованием об уплате пени, к которым также приложены и транспортные железнодорожные накладные.
Согласно п. 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, считается доставленным в срок, если он прибыл на железнодорожную станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, о чем перевозчик уведомляет грузополучателя".
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку суд не дал оценку возражениям ответчика о необоснованности заявленных требований в части.
Пунктом 6.6 Правил предусмотрено, что срок доставки увеличивается на все время задержки вагонов в пути следования, связанной с задержкой вагонов на промежуточных ж/д станциях по причине неприема их ж/д станцией назначения из - за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на ж/д путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Основания и порядок задержки вагонов регулируются п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26, в соответствии с которым задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется в случае невыполнения грузополучателями, владельцами или пользователями ж/д путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы.
Пункт 6.6 Правил, указывает императивно, что по причинам, зависящим от грузополучателей, срок доставки увеличивается на все время задержки.
Суд первой инстанции по отправке ЭР239732 не учел необходимость применения п. 6.6 Правил.
Порожний вагон N 53103826 был принят к перевозке 08.08.2014 г. Фактически вагон прибыл 23.08.2014 г., доставка вагона осуществлялась 15 суток. Согласно расчету истца просрочка по данной накладной составила 10 суток, и размер пени к уменьшению составляет 4163,40 руб.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, не представлено.
Указанные обстоятельства признаются основанием для уменьшения взыскиваемой пени на 4 163 руб. 40 коп.
Довод о несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства отклоняется как необоснованный, поскольку ответчиком не представлено доказательств такой несоразмерности.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2015 года по делу N А40-12465/15 изменить.
Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ЗАО "Альянс-Транс-Азия" пени в сумме 74 280 руб. 55 коп., судебные расходы по оплате госпошлины по иску в сумме - 2971 рубль 22 коп.
В остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Е. Верстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12465/2015
Истец: ЗАО " Альянс-Транс-Азия", ЗАО "Альянс Транс-Азия"
Ответчик: ОАО " РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"