г.Москва |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А40-121062/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей: Лящевского И.С., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бытдаевой В.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.03.2015 по делу N А40-121062/12, принятое судьей Махалкиным М.Ю. (шифр 16-1180)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Электротранспорт" (ОГРН 1021602020505, 423803, г.Набережные Челны, ул.Сергея Титова, д.59)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г.Москва, ул.Ильинка, д.9)
третьи лица: Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Исполнительный комитета муниципального образования город Набережные Челны
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица1: не явился, извещен;
от третьего лица2: не явился, извещен;
от третьего лица3: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Электротранспорт" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы, с учетом уточнения заявленных требований, с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 66 926 436 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2013 оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 исковые требования удовлетворены в части 18 944 164 руб. 83 коп.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.01.2014 решение Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2013 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела истцом заявлено об уменьшении исковых требований до 13 706 645 руб. 79 коп.
Решением от 30.03.2015 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, отказать в удовлетворении исковых требований, так как договорные обязательства Республики Татарстан по компенсации выпадающих доходов истца выполнены в полном объеме, в Республике Татарстан области разработан порядок возмещения затрат транспортных организаций, поэтому у Российской Федерации отсутствуют обязательства по возмещению этих расходов. Считает, что расчет истца является необоснованным.
Представители истца, ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в дел.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела.
Как усматривается из материалов дела, истец является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами на платной основе в городе Набережные Челны.
Выручка предприятия формируется за счет провозной платы, которая определяется на основании тарифов, утверждаемых в установленном порядке (п.2 ст.790 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п.1 ст.426 и п.2 ст.789 Гражданского кодекса РФ, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (п.3 ст.426 Гражданского кодекса РФ). ЕСПБ предоставляет право проезда по публичному договору перевозки, поэтому истец как транспортная организация общего пользования обязан был предоставить льготникам право проезда на своем транспорте на основании ЕСПБ.
В 2010-2011 годах предприятие осуществляло бесплатные перевозки отдельных категорий граждан при предъявлении единого социального проездного билета.
Полагая, что компенсации, полученной истцом, недостаточно для возмещения понесенных им расходов, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истцом представлен расчет убытков.
В расчете истца использованы следующие показатели: количество месячных ЕМСПБ, реализованных федеральным льготникам; удельный вес истца в общем объеме городских перевозок в г.Набережные Челны;; стоимость месячного проездного билета на трамвай.
Посчитав указанный расчет правильным, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Вместе с этим суд не учел следующие обстоятельства.
С 2005 года на основании изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) в федеральных законах не содержится норм, устанавливающих льготу по проезду в транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении гражданам льготных категорий.
Обеспечение указанных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств субъектов Российской Федерации, (за исключением субвенции из федерального бюджета) (п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.2009 N 184-ФЗ.
Также Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено изменение порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, а именно замена указанной меры социальной поддержки в натуральной форме на денежную компенсацию.
При этом предусмотрены положения, в соответствии с которыми органы власти субъектов Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы в целях сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня обеспеченности указанных категорий граждан и недопущения ухудшения положения таких граждан.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена ст.26.3-1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в ст.26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со ст.26.3 данного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п.2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п.1).
Межбюджетные трансферты, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации", предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации до 2010 года, пока в субъектах формировались условия и принимались нормативные акты для выполнения поставленной перед ними Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ задачи перехода к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения льготных категорий граждан на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С января 2010 года, с учетом урегулирования во всех субъектах Российской Федерации вопросов обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта федеральным и региональным льготным категориям граждан, с учетом изменений в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предоставляющих субъектам Российской Федерации по предметам совместного ведения право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки исходя из своих бюджетных возможностей, финансирование мер социальной поддержки на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта из федерального бюджета прекращено. Нормативными актами такие обязательства на Российскую Федерацию не возложены.
В соответствии с п.5 ст.790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В настоящем случае, в субъекте принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 N 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан" с последующими изменениями.
В соответствии с п.1 Порядка единый месячный социальный проездной билет, единый месячный детский социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) вводятся для категорий граждан, меры социальной поддержки которых предусмотрены Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанного Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63-ЗРТ, постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 и от 22.01.2005 N 22.
Этим же нормативным актом определена и Методика расчета размера компенсации из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в связи с оказанием транспортных услуг гражданам но единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, являющаяся приложением к Порядку (введена Постановлением от 13.11.2008 N 806).
В п.3 Порядка перечислены категории граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ.
Пунктом 7 Порядка установлена стоимость реализации отдельным категориям граждан ЕСПБ.
Поскольку указанная стоимость ниже стоимости общегражданского билета, в соответствии с п.10 Порядка предусмотрена компенсация из бюджета Республики Татарстан транспортным организациям расходов, понесенных в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по ЕСПБ, предоставляемая в соответствии с указанной Методикой.
Методика содержит показатели количества 50 поездок в месяц по единому социальному проездному билету при отсутствии персонифицированного учета поездок, предусматривает также долю транспортной организации в объеме выполненной транспортной работы и другие.
Показатели указанной Методики не противоречат максимальным статистическим данным, приведенным в приказе Росстата от 18.08.2011 N 365 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи".
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации (по делу N А28-10362/2013-325/25 и по делу N А53-22581/2013) согласно п.16 Постановления Пленума N 22 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки). Поскольку субъектом были приняты соответствующие нормативные акты, предусматривающие формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, имеющих право на льготы при оплате проезда, в отсутствие у истца доказательств иных убытков по смыслу ст.15 Гражданского кодекса РФ, расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой.
В соответствии с ст.15, ст.1069 Гражданского кодекса РФ недоказанность хотя бы одного из элементов состава убытков, в том числе недоказанность показателей расчета иска, определяющего размер убытков, исключает обоснованность взыскания убытков.
С учетом этих обстоятельств апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта и размера причиненных ему убытков, в связи с чем его требования являются необоснованными.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2015 по делу N А40-121062/12 отменить.
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Электротранспорт" требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121062/2012
Истец: ООО "Электротранспорт"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Исполнительный комитет МО г. Набережные Челны, Министерство транспорта и дороожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, муниципальное казенное учереждение исполнительный комитет муниципального образования город набережные челны республики татарстан, республика Татарстан в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21565/15
30.03.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-121062/12
28.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15967/13
06.09.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24895/13
17.05.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-121062/12