Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
01 июля 2015 г. |
А04-1367/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Гетмановой Т.С., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 27.04.2015
по делу N А04-1367/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Мосиной Е.В.
по иску Администрации Неверского сельсовета
к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 486 000 руб.
третье лицо: Министерство финансов Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Администрация Неверского сельсовета (ОГРН 1032800315096 ИНН 2826002326, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636 ИНН 7710168360, далее - Минфин России) о взыскании убытков в размере 486 000 руб.
Определением суда от 02.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Амурской области.
Решением суда от 27.04.2015 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов" предусмотрены субвенции Амурской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) в сумме 23 796,6 тыс.руб. на 2013 год, 23 964,5 тыс.руб. - в 2014 году.
Также ссылается на вынесение судебного акта судом общей юрисдикции о предоставлении семье Лещевых жилого помещения, согласно которому обязанность по обеспечению жилым помещением лежит на Администрации, а не на Российской Федерации.
Полагает, что поскольку решение суда общей юрисдикции до настоящего времени не исполнено, то у Администрации убытки не возникли.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Неверского сельсовета сообщила, что 19.05.2015 исполнила решение Сковородинского районного суда, перечислив Лещеву Н.Н. денежные средства в сумме 486 000 руб.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, поступившего отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Сковородинского районного суда Амурской области от 18.12.2013 суд обязал Администрацию Неверского сельсовета предоставить Лещеву Николаю Николаевичу, Лещевой Татьяне Викторовне, Лещеву Денису Николаевичу жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 54 кв.м.
Определением Сковородинского районного суда Амурской области от 10.12.2014 изменен способ исполнения решения суда от 18.12.2013. С Администрации Неверского сельсовета в пользу Лещева Н.Н., Лещевой Т.В. и Лещева Д.Н. взысканы денежные средства в сумме 1 782 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30.01.2015, определение Сковородинского районного суда от 10.12.2014 отменено, с Администрации Неверского сельсовета в пользу Лещева Н.Н., Лещевой Т.В. и Лещева Д.Н. взысканы денежные средства в сумме 486 000 руб.
Судебным актом суда общей юрисдикции установлено, что Лещев Д.Н. является ребенком-инвалидом.
Администрация, ссылаясь на то, что обеспечение жилым помещением семьи Лещевых, имеющей ребенка-инвалида, является расходным обязательством Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования за счет средств казны Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции руководствовался положениями Закона о социальной защите инвалидов, в соответствии с вводной частью которого, меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Неверского сельсовета от 29.10.2012 Лещев Н.Н., являющийся инвалидом 2 группы, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Совместно с ним по адресу: с.Невер, ул.Каратаева, 76 зарегистрированы Лещева Т.В. и Лещев Д.Н., являющийся ребенком-инвалидом.
Решением Сковородинского районного суда Амурской области от 18.12.2013 Лещева Т.В. и Лещев Д.Н. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, право требования возмещения от государства расходов (денежных средств), взысканных судом для приобретения жилого помещения семье Лещевых, не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
При этом возражения ответчика о том, что Администрацией заявленные ко взысканию убытки не понесены (решение суда общей юрисдикции не исполнено), апелляционной инстанцией отклоняются исходя из следующего.
Исходя из положений статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, отсутствие со стороны Администрации на дату вынесения оспариваемого решения несения соответствующих расходов, значения не имеет, учитывая вступившие в законную силу судебные акты о взыскании с Администрации Неверского сельсовета денежных средств, которые в данном случае являются для нее убытками.
При этом согласно представленному в адрес апелляционной инстанции платежному поручению от 19.05.2015 N 156, денежные средства в сумме 486 000 руб. перечислены Администрацией Неверского сельсовета на счет Лещева Н.Н.
Довод заявителя жалобы о том, что Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов" предусмотрены субвенции Амурской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о социальной защите инвалидов в сумме 23 796,6 тыс. руб. на 2013 год, 23 964,5 тыс. руб. - в 2014 году, не имеет правового значения, поскольку, ответчиком не представлено доказательств того, что Амурской области в 2013-2014 годах выделялись финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ.
Кроме того, решение суда о взыскании денежных средств с Администрации в пользу Лещева Н.Н. принято и исполнено в 2015 году.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания суммы убытков, которые Администрация Неверского сельсовета понесет, с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации, является правильным.
При изложенном, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 27 апреля 2015 года по делу N А04-1367/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1367/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2016 г. N Ф03-6028/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Неверского сельсовета
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Амурской области
Третье лицо: Министерство финансов Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный сул (А04-1367/2015, 1 том)
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6028/16
15.09.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4643/16
24.06.2016 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1367/15
09.12.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3651/15
01.07.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2941/15
27.04.2015 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1367/15