город Москва |
|
1 июля 2015 г. |
дело N А40-33320/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.07.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Ростелеком" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2015
по делу N А40-33320/15, принятое судьей Аксеновой Е.А.
по заявлению ОАО "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767 ИНН 7707049388,191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15)
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (109240, Москва, улица Верхняя Радищевская, дом 11, строение 1)
третьи лица: 1. Министерство обороны Российской Федерации (119160, Москва, улица Знаменка, 19), 2. УФК по Оренбургской области (460014, Оренбург, улица Левашова, дом 20), 3. ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" (460000, Оренбург, улица Кобозева, дом 30), 4. ФБУ "Войсковая часть 68545" (462781, Оренбургская область, Ясный, пос. Комаровский)
о признании незаконными действий;
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Черных С.С. по доверенности от 12.01.2015; |
от третьих лиц: 1. Соколова С.Ю. по доверенности от 28.04.2015; остальные - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Ростелеком" о признании незаконными действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившиеся в возврате без исполнения исполнительного листа серии АС N 006951319 по делу N А47-2006/2014 по иску ОАО "Ростелеком" к ФБУ "Войсковая часть 68545" о взыскании задолженности по договору аренды в размере 28.705, 78 руб. (письмо от 31.12.2014 N95-09-13/16-657-УВЛ-14-9588) и обязании Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, как орган, в котором открыт лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств, принять к исполнению исполнительный лист серии АС N 006951319 по делу N А47-2006/2014, отказано.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство обороны Российской Федерации, УФК по Оренбургской области, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области", ФБУ "Войсковая часть 68545".
ОАО "Ростелеком" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители ОАО "Ростелеком", УФК по Оренбургской области, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области", ФБУ "Войсковая часть 68545" в судебное заседание не явились, извещены.
Представители Межрегионального операционного управления Федерального казначейства и Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 30.09.2014 Арбитражным судом Оренбургской области удовлетворены исковые требования ОАО "Ростелеком" о взыскании с ФБУ "Войсковая часть 68545" задолженности по договору аренды в размере 28.705, 78 руб.
Выдан исполнительный лист серии АС N 006951319.
21.1.2014 исполнительный лист направлен в Управление федерального казначейства по Оренбургской области.
28.11.2014 исполнительный лист возвращен на основании п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
05.12.2014 исполнительный лист направлен в ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области".
19.12.2014 письмом N 06-04-16/1693 исполнительный лист направлен в Межрегиональное операционное УФК казначейства, в котором открыт лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств.
31.12.2014 исполнительный лист возвращен с указанием на отсутствие лицевых счетов ФБУ "Войсковая часть 68545" (письмо N 95-09-13/16-657-УВЛ-14-9588).
Полагая, что действия Межрегионального операционного УФК казначейства, выразившиеся в возврате исполнительного документа без исполнения, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ОАО "Ростелеком", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь ст. ст. 198, 200, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий Межрегионального операционного УФК казначейства, в связи, с чем заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании ст. 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям Российской Федерации относится, в том числе установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных Кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 242.3 названного Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
В соответствии с п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2008 N 12803), в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника, орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись), исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом.
Из письма Управления от 31.12.2014 следует, что исполнительный лист возвращен в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника и разъяснен порядок установления субсидиарной ответственности (том 1 л.д. 122-123).
В соответствии с п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Согласно п. 2 письма Федерального казначейства от 23.07.2013 N 42-7.4-05/9.2-438 предоставление документов в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
В рассматриваемом случае, исполнение требований указанного исполнительного листа казначейством невозможно в силу действия объективных и уважительных причин, поскольку лицевые счета получателей бюджетных средств войсковой части не обслуживаются казначейством, равно как и в иных органах Федерального казначейства.
Иных должников, равно как и указания на субсидиарную ответственность в исполнительном документе серии АС N 006951319 по данному делу не имеется.
В соответствии с пп. "б" п. 90 ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнен новым абзацем 4, который содержит такое основание для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, как отсутствие в соответствующем органе Федерального казначейства лицевого счета должника.
В соответствии со ст. 29 данный Закон вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, то есть с 08.05.2013 органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежит возврату организации-взыскателю со ссылкой на отсутствие в данном органе Федерального казначейства лицевого счета должника.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2015 по делу N А40-33320/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33320/2015
Истец: ОАО "Ростелеком", ОАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ "РОСТЕЛЕКОМ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОПЕРАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РФ в лице Министерства Обороны РФ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 68545, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Оренбургской области"