г. Саратов |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А12-45552/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Царь продукт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 марта 2015 года
по делу N А12-45552/2014 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Царь продукт" (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, 181, ОГРН 1023402975133, ИНН 3443052476)
к администрации Краснооктябрьского района Волгограда (400105, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, 119, ИНН 1033400170286, ОГРН 3442026353)
третье лицо: муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" (400040, г. Волгоград, ул. им. Поддубного, 8, ИНН 3442045532, ОГРН 1023402636883),
о признании недействительным постановления
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Царь продукт", администрации Краснооктябрьского района Волгограда, муниципального бюджетного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" (почтовые уведомления N 96978, N 96609, сведения с сайта Почта России о вручении почтового уведомления N 410030 83 96608 6, 25.05.2015 приобщены к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Царь продукт" (далее - ООО Царь продукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Краснооктябрьского района Волгограда о признании недействительным постановления от 03.09.2014 N 1065-П "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона "Царь продукт", расположенного по ул. 39- я Гвардейская, напротив многоквартирного дома N 29".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 марта 2015 года по делу N А12-45552/2014 в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Царь продукт" о признании недействительным постановления Администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 03.09.2014 N 1065-П "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона "Царь продукт", расположенного по ул. 39- я Гвардейская, напротив многоквартирного дома N 29" отказано.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.12.2014 по делу N А12-45552/2014 отменены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Царь продукт" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Царь продукт", администрации Краснооктябрьского района Волгограда, муниципального бюджетного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 16.07.2014 комиссией в составе представителей комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда установлено, что земельный участок по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. 39-я Гвардейская, напротив многоквартирного дома N 29 используется для размещения павильона "Царь-Продукт" в отсутствие разрешительных документов.
03.09.2014 администрацией Краснооктябрьского района Волгограда принято постановление N 1065-П "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона "Царь продукт", расположенного по ул. 39- я Гвардейская, напротив многоквартирного дома N 29".
ООО "Царь продукт", полагая, что постановление администрации о демонтаже указанного нестационарного объекта является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого ненормативного акта Порядку демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
25 января 2012 года Волгоградской городской Думой принято решение N 57/1728 "О мерах по выявлению и демонтажу самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда", которым администрации Волгограда поручено в срок до 05.02.2012 провести ревизионные мероприятия по выявлению самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда и подготовить правила демонтажа самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда, в срок до 01.04.2012 обеспечить демонтаж самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда, которые могут способствовать возникновению чрезвычайных и пожароопасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью жителей Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов освобождению подлежат земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также объекты, находящиеся в муниципальной собственности, самовольно занятые киосками, павильонами, прицепами (тонарами) всех типов, лотками, палатками, прилавками и холодильным оборудованием для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков, объектами общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованными в некапитальных строениях, торговыми автоматами и платежными терминалами, металлическими контейнерами и гаражами, хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости, ограждениями и иными объектами движимого имущества.
Демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
К демонтажу объектов относятся мероприятия по отключению их от сетей инженерно-технического обеспечения, перемещение и хранение в определенном месте с сохранением за владельцем права собственности на объекты.
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов, администрации направляют в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с привлечением специалистов администраций, департамента по промышленности и торговле администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта (приложение N 1 к Порядку демонтажа нестационарных объектов) и в срок не позднее пяти рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото - или видеофиксацией.
В случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок, материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее трех рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения материалов (пункт 5 Порядка демонтажа нестационарных объектов).
В соответствии с пунктом 6 Порядка демонтажа нестационарных объектов на основании решения комиссии администрации в десятидневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта.
Администрации в срок не позднее десяти рабочих дней со дня издания постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта организовывают выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению объекта. При этом, не позднее чем за три дня до дня осуществления демонтажа администрации доводят информацию о дате и времени начала работ до сведения собственника путем размещения соответствующего сообщения на объекте с фото - или видеофиксацией.
В случае если владелец объекта известен, информация о демонтаже дополнительно направляется администрациями по месту его нахождения заказным письмом с уведомлением.
В день размещения сообщения о дате демонтажа информация размещается администрациями на официальном информационно-справочном портале Волгограда в разделе "территориальные подразделения" и направляется в организационное управление администрации Волгограда до 15.00 часов дня, предшествующего выходу официального муниципального печатного издания. Организационное управление администрации Волгограда публикует сообщение в ближайшем выпуске официального муниципального печатного издания.
Из материалов дела усматривается, что 16.07.2014 комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда совместно с администрацией Краснооктябрьского района Волгограда, департаментом предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда составлен акт обследования земельного участка N 2/259-14-КЗР, из которого следует, что земельный участок по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. 39-я Гвардейская, напротив многоквартирного дома N 29, используется для размещения и эксплуатации торгового павильона "Царь-Продукт" (л.д. 24).
Сведений о предоставлении указанного земельного участка физическим или юридическим лицам на каком-либо праве у комитета земельных ресурсов администрации Волгограда не имеется.
На нестационарном объекте - павильоне "Царь-Продукт" размещено уведомление от 21.08.2014 N 2 о фиксации самовольно установленного объекта с предложением о его добровольном демонтаже до 26.08.2014 (л.д. 27-28).
21 августа 2014 года соответствующее сообщение опубликовано в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" (л.д. 33).
Поскольку собственником нестационарного объекта его демонтаж добровольно в указанные в уведомлении от 21.08.2014 не произведен, материалы о незаконно установленном нестационарном объекте переданы на рассмотрение комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда.
По результатам рассмотрения материалов проверки комиссией принято решение, оформленное протоколом от 29.08.2014 N 10, демонтировать нестационарный объект - павильон "Царь-Продукт", расположенный по адресу: г. Волгоград ул. 39- я Гвардейская, напротив многоквартирного дома N 29 (л.д. 35-38).
03 сентября 2014 года администрацией Краснооктябрьского района Волгограда принято постановление N 1065-П "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона "Царь продукт", расположенного по ул. 39- я Гвардейская, напротив многоквартирного дома N 29".
18 сентября администрацией Краснооктябрьского района Волгограда на торговом павильоне "Царь-Продукт", находящемся по адресу: г. Волгоград, ул. 39- я Гвардейская, напротив многоквартирного дома N 29, размещено уведомление N 2, в котором указано, что мероприятия по демонтажу нестационарного объекта назначены на 22.09.2014 (л.д. 30,31).
18 сентября 2014 года соответствующее сообщение опубликовано в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" (л.д. 34).
Таким образом, материалами дела подтверждено и не опровергнуто заявителем, что администрацией Краснооктябрьского района Волгограда соблюдена процедура демонтажа самовольно установленного нестационарного объекта, предусмотренная Порядком демонтажа нестационарных объектов.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что ООО "Царь-Продукт" осуществляет деятельность в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором размещен спорный нестационарный объект, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств нарушения оспариваемым постановлением администрации прав и законных интересов заявителя и правомерно отказал в удовлетворении требований ООО "Царь-Продукт".
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что постановление от 03.09.2014 N 1065-П "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона "Царь продукт", расположенного по ул. 39- я Гвардейская, напротив многоквартирного дома N 29" принято органом местного самоуправления с превышением предоставленных ему полномочий.
По мнению заявителя, поскольку в силу статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры подлежат рассмотрению в суде, обязанность по сносу незаконно возведенного объекта может быть возложена на лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, арендаторов, только судом.
Апелляционная коллегия считает данный довод общества подлежащим отклонению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заместитель Прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении Порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" (в редакции постановления администрации г. Волгограда от 28.05.2013 N 991) как не соответствующего статье 35 Конституции Российской Федерации, статьям 11, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 по делу N А12-14507/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции, признавая указанное постановление администрации Волгограда соответствующим статье 35 Конституции Российской Федерации, статьям 11, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указал, что Порядок демонтажа нестационарных объектов не лишает владельца нестационарного объекта охраняемого Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права собственности на объект, подлежащий переносу, а регламентирует порядок освобождения земельных участков, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы, в рамках осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля.
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае земельный спор отсутствует.
Оспариваемым ненормативным актом администрация постановила демонтировать, а не снести, нестационарный объект в порядке реализации предоставленных ей законом прав по распоряжению землей и земельному контролю.
В апелляционной жалобе ООО "Царь-Продукт" указывает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства общества о приостановлении производства по делу до разрешения спора по заявлению ООО "Царь-Продукт" о заключении договора аренды земельного участка и проведения торгов в виде аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного объекта павильона "Царь-Продукт".
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод заявителя.
Приостановление производства по делу возможно только по основаниям, исчерпывающий перечень которых приведен в части 1 статьи 143 и в статье 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в силу части 2 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, дополнительно указанным в федеральных законах случаях.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанные ООО "Царь-Продукт" обстоятельства не относятся ни к одному из перечисленных в статьях 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства общества о приостановлении производства по делу.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 марта 2015 года по делу N А12-45552/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-45552/2014
Истец: ООО "ЦАРЬ- ПРОДУКТ"
Ответчик: Администрация Краснооктябрьского района Волгограда
Третье лицо: МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района г. Волгограда"