г. Санкт-Петербург |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А21-7269/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованных лиц: не явились, извещены;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А21-7269/2014
по заявлению Индивидуального предпринимателя Ивановой Татьяны Владимировны
к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Калининградской области, УМВД России по Калининградской области
3-е лицо: Моталыцкий Андрей Николаевич
об оспаривании решения
установил:
Индивидуальный предприниматель Иванова Татьяна Владимировна (ОГРНИП 304390636600800, далее - предприниматель, Иванова Т.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, о признании незаконным выраженного в письме от 15.08.2014 отказа Управления ГИБДД УМВД России по Калининградской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) в совершении регистрационных действий в отношении легкового автомобиля марки Ауди 90, 1988 года выпуска, государственный регистрационный знак О731ВН/39, и обязании совершить регистрационные действия по внесению изменений регистрационных данных транспортного средства марки Ауди 90, идентификационный номер VIN WAUZZZ89ZKA001676, 1988 года выпуска, государственный регистрационный знак О731ВН/39 с внесением соответствующих сведений в правоустанавливающие документы, в связи с заменой кузова легкового автомобиля 1988 года WAUZZZ89ZKA001676, на идентичный кузов 1992 г. WAUZZZ8CZNA177633.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Моталыцкий Андрей Николаевич (далее - Моталыцкий А.Н.).
Решением суда от 14.10.2015 заявленные требования удовлетворены.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (далее - УМВД России по Калининградской области) обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование доводов жалобы УМВД России по Калининградской области ссылается, в том числе, на положения пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Как указывает податель жалобы, УГИБДД УМВД России по Калининградской области не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурными подразделением УМВД России по Калининградской области, которое к участию в деле не привлечено, о времени и месте судебных заседаний по делу не извещалось. Кроме того, податель жалобы указывает, что произведенная заявителем замена кузова транспортного средства фактически привела к утрате базового транспортного средства и невозможности его идентификации в новом транспортном средстве, образованном в результате изменения конструкции, что в силу пунктов 5 и 79 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств является недопустимым.
Суд апелляционной инстанции, установив наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМВД России по Калининградской области.
В связи с невозможностью участия судьи Борисовой Г.В. в судебном заседании 24.06.2015 по причине нахождения судьи в ежегодном очередном отпуске, в составе суда, рассматривающего настоящее дело, произведена замена в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ, судья Борисова Г.В. заменена на судью Сомову Е.А. Рассмотрение дела начато сначала.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.11.2013 Ивановой Т.В. с гражданином Моталыцким А.Н. заключен договор аренды транспортного средства без экипажа N 07/2013 (далее - договор аренды). Согласно условиям договора аренды, Предприниматель арендовал в целях осуществления предпринимательской деятельности транспортное средство марки Ауди 90, государственный регистрационный знак О731ВН/39, идентификационный номер VIN: WAUZZZ89ZKA001676, 1988 года выпуска.
Указанное транспортное средство (далее - транспортное средство) согласно паспорту транспортного средства сер. 39 КТ N 987419 и свидетельству о регистрации ТС сер. 39 13 N 042860 принадлежит на праве собственности гражданину Моталыцкому А.Н. (далее -Арендодатель).
Предприниматель принял указанное выше транспортное средство в исправном состоянии, отвечающим требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым транспортным средствам.
В процессе эксплуатации Транспортного средства произошло возгорание салона, в результате чего кузов легкового автомобиля пришел в негодность.
Пунктом 3.2.10 договора аренды предусмотрено, что предприниматель обязуется поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая осуществление текущего и косметического ремонта, а также капитальный ремонт, в том числе номерных и других технических устройств и оборудования, не предусмотренного заводом изготовителем. Указанное обслуживание и технические работы необходимо производить в сертифицированных технических центрах.
В соответствии с пунктом 3.2.5 договора аренды Предприниматель, как Арендатор транспортного средства выступает от имени Арендодателя в правоотношениях с таможенными и государственными органами, иными коммерческими организациями по вопросам эксплуатации переданного транспортного средства, оформления необходимых документов для нормальной коммерческой эксплуатации, ремонтных и восстановительных работах, в том числе наделяется полномочиями представителя.
Для выяснения возможностей производства ремонтных работ Предприниматель обратился в специализированную авторемонтную мастерскую ООО "Торговый дом Бина-Авто", которым дано заключение о том, что ремонтные работы провести затруднительно и экономически нецелесообразно.
В целях обеспечения дальнейшей эксплуатации автомобиля, предприниматель 07.02.2014 по договору купли продажи N б/н приобрел у ООО "МИГ АВТО" в качестве сменной части для ремонта автомобиля номерной агрегат - кузов легкового автомобиля (первой технической комплектации) торговой марки AUDI модели 80, б-'у, 1992 года выпуска, типа кузова: седан, синего цвета Jfe кузова: WAUZZZ8CZNА177633.
Учитывая, что кузов транспортного средства является номерным агрегатом, а его замена на кузов, ранее установленный на другом транспортном средстве, повлечет изменение регистрационных данных транспортного средства, указанных в регистрационных документах, Предприниматель 22.02.2014 обратился в отдел УГИБДД УМВД России по Калининградской области с заявлением о внесении изменений в конструкцию транспортного средства. Предприниматель просил рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в конструкцию транспортного средства: произвести регистрационные действия по замене пришедшего в негодность кузова N :WAUZZZ89ZKA001676 на аналогичный кузов N : WAUZZZ8CZNA177633.
Согласно решению, принятому по результатам рассмотрения заявления, "изменение конструкции транспортного средства возможно при условии получения заключения в филиале ФГУП НАМИ г. Калининград, ООО "БалтСертификация", либо иной уполномоченной на это организации" (л.д. 32).
Согласно заключению ООО "БалтСертификация" от 18.03.2014 г. N 1У/14/03-024 эксперт пришел к выводу о допустимости замены кузова N WAUZZZ89ZKA001676 на аналогичный кузов N WAUZZZ8CZNA177633 в условиях специализированного предприятия. Вопрос о регистрации транспортного средства и допуск его к участию в дорожном движении решается органами ГИБДД МВД РФ (л.д. 34).
Письмом от 15.08.2014 года N 19/3409 заместителем начальника УГИБДД УМВД России по Калининградской области представителю Ивановой Т.В. на заявление от 14.08.2014 г. о внесении изменений в конструкцию транспортного средства отказано (л.д. 28).
Полагая отказ в совершении регистрационных действий незаконным, предприниматель обратился в Арбитражный суд Калининградской области, который заявление удовлетворил, обязав Управление ГИБДД УМВД по Калининградской области совершить требуемые регистрационные действия.
Исследовав и оценив материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктами 2 и 4 Постановления N 938 и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Приказ N 1001) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1001).
Согласно пункту 3 Правил N 1001 не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент), которым установлены требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Разделом III Технического регламента определены критерии, формы оценки соответствия транспортных средств применительно к различным транспортным средствам и документы, подтверждающие оценку соответствия.
Подраздел 4 раздела III Технического регламента определяет оценку соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
В соответствии с пунктом 81 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240), действовавшем до 26.01.2015.
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
Согласно пункту 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Следовательно, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, то есть сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
Как видно из материалов дела, кузов легкового автомобиля марки Ауди 90, государственный регистрационный знак О731ВН/39, идентификационный номер VIN: WAUZZZ89ZKA001676, 1988 года выпуска заменен на кузов автомобиля марки кузов легкового автомобиля (первой технической комплектации) торговой марки Ауди модели 80, б-у, 1992 года выпуска, типа кузова: седан, синего цвета Jfe кузова: WAUZZZ8CZNА177633.
Идентификационный номер VIN присваивается не какой-либо отдельной части транспортного средства, а транспортному средству в целом, указанный номер уникален и изменению в ходе эксплуатации транспортного средства не подлежит.
Вместе с тем, исходя из логического толкования вышеприведенных норм, следует, что замена номерного агрегата, в том числе кузова автомобиля допустима, но при соблюдении установленных требований к такой замене.
В рассматриваемом случае при замене кузова легкового автомобиля марки Ауди 90, 1988 года выпуска, идентификационный номер (VIN), на кузов легкового автомобиля Ауди модели 80, б-у, 1992 года выпуска, идентификационный номер WAUZZZ8CZNА177633 базовое транспортное средство утрачивается. Вместо него создается новое транспортное средство с иными идентификационными характеристиками.
Из материалов дела не следует и в нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не доказано, что замененный кузов имеет такие же технические характеристики (длина и ширина кузова, разрешенная максимальная масса и др.), что и предыдущий пришедший в негодность кузов. Не подтверждается полная идентичность характеристик старого и нового кузовов и Заключением ООО "БалтСертификация" от 18.03.2014.
Кроме того, данное заключение подтверждается лишь теоретическую возможность такой замены, но вовсе не свидетельствует о том, что вновь созданное транспортное средство прошло сертификацию и его характеристики соответствуют требованиям безопасности.
Заявление - декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, выданное ООО "С.Т.О.НЕШЕВ", лишь подтверждает объем и качество выполненных работ, но не является Свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства в понимании пункта 83 Технического регламента.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий УМВД России по Калининградской области действующим на момент обращения Общества с заявлением правилам, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 14.10.2014 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворения заявления предпринимателя.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2015 по делу N А21-7269/2014 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Ивановой Татьяне Владимировне отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7269/2014
Истец: ИП Иванова Татьяна Владимировна
Ответчик: УМВД России по К/о, УМВД России по Калининградской области, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по К/о
Третье лицо: Моталыцкий Андрей Николаевич