г.Самара |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А65-193/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Свиягастрой" - представитель не явился, извещено,
от инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свиягастрой"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2015 года по делу N А65-193/2015 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свиягастрой" (ИНН 1619005655, ОГРН 1111675000843), Республика Татарстан, с.Тюлячи, к инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан (ОГРН 1081690004164, ИНН 1655151073), Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 11 декабря 2014 года N 610-01 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Свиягастрой" (далее - ООО "Свиягастрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан (далее - инспекция, административный орган) от 11 декабря 2014 года N 610-01 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Свиягастрой" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неуведомление заявителя о времени начала проверки, отсутствие негативных последствий допущенного правонарушения, а также обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем, по мнению заявителя, возможно снижение наказание ниже низшего предела (штрафа) или назначение наказания в виде предупреждения.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией государственного строительного надзора Республики Татарстан 18 ноября 2014 года проведена внеплановая выездная проверка принадлежащего заявителю объекта: "строительство пристроя к реконструируемой части парковки", расположенного по адресу: г.Казань, Вахитовский район, ул.Островского, д.22, с целью определения соответствия выполненных работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства.
В ходе проверки в отношении ООО "Свиягастрой" на объекте: "строительство пристроя к реконструируемой части парковки", расположенного по адресу: г.Казань, Вахитовский район, ул.Островского, д.22, были выявлены следующие нарушения требований проектной документации и нормативных документов в области строительства, а именно: нарушены обязательные для исполнения требования нормативного документа (при выполнении теплоизоляции наружных стен и балконов по оси 8 из плит в несколько слоев местами швы плит выполнены не вразбежку, что нарушает п.2.36 СНиП 3.04.01-87; полотенца рулонного материала при устройстве кровли по оси 1-3/А -Г наклеены в направлении от повышенного участка к пониженному участку (нарушение п.2.16 СНиП 3.04.01-87); при производстве кровельных работ, выполняемых газопламенным способом, отсутствует ограждение лестничных маршей и площадок по оси /Е-Ж, что является нарушением п.4.10 СНиП 12-03-2001; рабочие настилы средств подмащивания имеют зазоры между досками более 5 мм (нарушение п.7.4.11 СНиП 12-03-2001); при сбрасывании мусора без желобов или других приспособлений опасные зоны в этих местах не ограждены, что не соответствует п.4.2.8 СНиП 12-04-2002: не ведется общий журнал работ, что является нарушением РД 11-2007; отсутствуют акты освидетельствования скрытых работ по монолитному железобетонному каркасу по осям, тем самым допущено нарушение п.6.2.1 СНиП 12-01-2004.
По результатам проверки сотрудником инспекции 18 ноября 2014 года был составлен акт проверки N 12-19/1091 от 18 ноября 2014 года, вынесено предписание N 12-19/1091 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 18 ноября 2014 года, 20 ноября 2014 года составлен протокол об административном правонарушении N 614
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и.о.начальника инспекции вынесено постановление N 610-01 от 11 декабря 2014 года о привлечении ООО " Свиягастрой" к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, состоит в нарушении при строительстве обязательных требований проектной документации, стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства; а объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Также лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.
По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно ч.8 ст.53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль); б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции; в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства; г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; д) приемка законченных видов (этапов) работ; е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 468 предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с ч.1 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; 2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Пунктами 2 и 3 названного постановления установлено, что предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Строительные нормы и правила 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", которые распространяются на производство и приемку работ, выполняемых при строительстве и реконструкции предприятий, зданий и сооружений во всех отраслях народного хозяйства, утверждены постановлением Госстроя СССР от 04 декабря 1987 года N 280, Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006) - приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1128.
Пунктом 1.2 СНиП 3.03.01-87 указанные в п.1.1 работы надлежит выполнять в соответствии с проектом, а также соблюдать требования соответствующих стандартов, строительных норм и правил по организации строительного производства и технике безопасности в строительстве, правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ, а также требования органов государственного надзора.
Как следует из материалов административного производства и установлено судом, заявитель допустил нарушение требований п.2.36 СНиП 3.04.01-87, п. 2 16 СНиП 3.04.01-87; п. 4.10 СНиП 12-03-2001; п.7.4.11 СНиП 12-03-2001; п.4.2.8 СНиП 12-04-2002: РД 11- 2007; п.6.2.1 СНиП 12- 01-2004.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований проектной документации, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Судом установлено, что в действиях заявителя имеется состав вмененного административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ. Выявленное правонарушение подтверждается актом проверки N 12-19/1091 от 18 ноября 2014 года, протоколом об административном правонарушении N 614 от 20 ноября 2014 года, и иными собранными по делу доказательствами.
Заявителем не представлено доказательств, опровергающих его виновность в совершении указанного административного правонарушения.
Довод заявителя о том, что он не был уведомлен о времени начала проведения проверки, судом отклонен как не состоятельный.
Особенности проведения проверок в рамках государственного строительного надзора регламентированы ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2006 года N 54, а также Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии проектных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1129 (РД-11-04-2006).
Пунктами 9, 10 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора, установлено, что перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до ее проведения, должностное лицо органа государственного строительного надзора уведомляет застройщика или заказчика о проведении проверки посредством телефонной, факсимильной или электронной связи. В уведомлении указываются сведения о дате проведения проверки, предмете проверки, иные сведения, необходимые для проведения проверки. В случае, если уведомление вручается представителю застройщика или заказчика или направляется посредством факсимильной либо почтовой связи, оно составляется по образцу, приведенному в приложении N 6 к настоящему Порядку. Уведомление вручается уполномоченному представителю заказчика или застройщика на основании соответствующего документа о представительстве. В случае отказа от получения на руки (подписания) уведомления представителем застройщика или заказчика документ направляется по факсу или по почте заказным письмом с уведомлением.
Застройщик или заказчик обязан обеспечить, в том числе через лиц, осуществляющих строительство, условия для выполнения должностным лицом органа государственного строительного надзора своих полномочий, предусмотренных статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.
В материалах дела имеется уведомление N 12-22/1401 о проведении проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 12 ноября 2014 года.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за проведением строительных работ, что не соответствует требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области строительства, и является нарушением, предусмотренным ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено. Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. Оснований для признания назначенного штрафа несправедливым или несоразмерным характеру совершенного правонарушения не имеется.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Санкция ч.1 ст.9.4 КоАП РФ помимо штрафа предусматривает такой вид административного наказания как предупреждение. Однако, учитывая большое количество существенных нарушений, а также неоднократное привлечение заявителя к административной ответственности за нарушение в области строительства (дела N А65- 5184/2014, N А65-8018/2014, N А65-7071/2014,N А65-11896/2014) суд не усмотрел оснований для назначения такой меры наказания, как предупреждение.
Учитывая, что доказанность наличия в действиях заявителя состава административного, соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, определение размера наказания административным органом с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Доводы апелляционной жалобы о неуведомлении заявителя о времени начала проверки необоснованны. В материалах дела имеется уведомление N 12-22/1401 о проведении проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 12 ноября 2014 года (л.д.57) с отметкой о его получении инженером ООО "Гранд-М" Галихановым Р.Ф. Суд первой инстанции обоснованно исходил из обязанности контролирующего органа уведомить застройщика или заказчика о предстоящей проверке на строящемся объекте в соответствии Положением об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2006 года N 54, а также Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии проектных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1129 (РД-11-04-2006).
Согласно разъяснениям, данным в п.10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Наказание назначено Обществу в пределах установленной законом санкции. Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не усмотрено.
Ссылки заявителя на отсутствие негативных последствий допущенного правонарушения, а также обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем, по мнению заявителя, возможно снижение наказание ниже низшего предела (штрафа) или назначение наказания в виде предупреждения, не принимаются. Указанные заявителем учтены административным органом при назначении наказания. Наказание назначено административным органом в минимальном размере, установленном санкцией нормы ч.1 ст.9.4 КоАП РФ. При этом само по себе отсутствие на настоящий момент негативных последствий допущенных заявителем нарушений не исключает административной ответственности общества за эти самые нарушения. Однако несоблюдение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве может повлечь негативные последствия в будущем.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 31 марта 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2015 года по делу N А65-193/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-193/2015
Истец: ООО "Свиягастрой", с. Тюлячи
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан, г. Казань