г. Москва |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А41-2538/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Астафьевой А.В.,
при участии в заседании:
от ЗАО "СМУ-4" - Козлова С.А. представитель по доверенности от 15.01.2015 N 1/2015, Печененко В.В. представитель по доверенности от 15.01.2015 N 1/2015,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Московской области - представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.04.2015 по делу N А41-2538/15, принятое судьей Жиляевым С.В., по заявлению закрытого акционерного общества "СМУ-4" об оспаривании решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Московской области об отказе в государственной регистрации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "СМУ-4" (далее - ЗАО "СМУ-4") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Московской области (далее - инспекция) от 13.10.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью "СМУ-4", создаваемого путем реорганизации в форме преобразования; обязании Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 16 по Московской области осуществить государственную регистрацию юридического лица общества с ограниченной ответственностью "СМУ-4", создаваемого путем реорганизации в форме преобразования.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.04.2015 по делу N А41-2538/15 заявленные требования удовлетворены (л.д. 106-108).
Не согласившись с указанным судебным актом, инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей инспекции, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ЗАО "СМУ-4" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО СМУ-4 зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц с 17 декабря 2002 года, ему присвоен ОГРН 1025006526533.
23.09.2014 внеочередным общим собранием акционеров ЗАО СМУ-4 было принято решение, оформленное протоколом N 1, о реорганизации ЗАО СМУ-4 в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "СМУ-4" (далее - ООО СМУ-4), об утверждении места нахождения (адреса) постоянно действующего единоличного исполнительного органа общества, об утверждении уставного капитала и распределении долей между участниками ООО СМУ-4, об утверждении Устава ООО СМУ-4, об избрании директора ООО СМУ-4, о государственной регистрации ООО СМУ-4 (л.д. 14-16).
30.09.2014 факт принятия внеочередным общим собранием акционеров ЗАО СМУ-4 решения о реорганизации в форме преобразования в ООО СМУ-4 и других связанных с этим решений был засвидетельствован нотариусом.
06.10.2014 Пономаревым А.И., являющимся директором ЗАО СМУ-4, избранным директором ООО СМУ-4, в инспекцию были поданы документы для государственной регистрации юридического лица ООО СМУ-4: заявление о создании юридического лица при преобразовании (форма Р12001), протокол N 1, передаточный акт, устав, копия доверенности, документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФ РФ, документ об уплате государственной пошлины (л.д. 20-36).
Подлинность подписи директора ЗАО СМУ-4 Пономарева А.И. на заявлении о регистрации юридического лица засвидетельствована нотариусом города Щелково Жданкиной М.А. 23 сентября 2014 года.
13.10.2014 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ-129) необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 13).
В качестве основания для отказа в государственной регистрации в решении налоговой инспекции указано, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма Р12001), соответствующего нормам статей 5, 9 ФЗ-129, статей 51, 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, "Требованиям к оформлению документов, представляемым в регистрирующий орган", утвержденным Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Решение инспекцией об отказе в государственной регистрации ООО СМУ-4 обжаловано ЗАО СМУ-4 в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области.
18.11.2014 Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области жалоба заявителя на отказ инспекции в государственной регистрации юридического лица ООО СМУ-4, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования ЗАО СМУ-4, была оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение уполномоченного органа не соответствует требованиям Закона, ЗАО "СМУ-4" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ЗАО СМУ-4 представило в регистрирующий орган необходимый комплект документов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр (пункт 3 статьи 51 ГК РФ).
Перечень сведений и документов о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, приведен в пункте 1 статьи 5 ФЗ-129.
В частности, в едином государственном реестре юридических лиц содержатся такие сведения о юридическом лице, как полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование; организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 ФЗ-129 регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 ФЗ-129 регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются документы, перечисленные в пункте 1 статьи 14 ФЗ-129, в частности:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Форма N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации" утверждена Приказом Федеральной налоговой службы России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@.
В соответствии с пунктом 5 статьи 51 ГК РФ, пунктом 1 статьи 23 ФЗ-129 отказ в государственной регистрации допускается в случаях, предусмотренных в пункте 1 статьи 23 ФЗ-129.
Так, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а" пункта 1).
Как следует из материалов дела, ЗАО "СМУ-4" на регистрацию юридического лица ООО СМУ-4, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, были поданы все документы, предусмотренные законом.
Заявление о регистрации (форма N Р12001) по форме и содержанию полностью отвечает предъявляемым законодательством требованиям.
Так, в заявлении содержатся все сведения относительно создаваемого юридического лица ООО СМУ-4, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Доказательств наличия у регистрирующего органа на дату регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом на регистрацию документах, материалы дела не содержат.
Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции указанное в решении налоговой инспекции от 06.10.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в качестве основания для отказа в государственной регистрации отсутствие среди представленных документов соответствующего требованиям законодательства заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма Р12001), не соответствует действительности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что подпись заявителя Пономарева А.И. на заявлении по форме Р12001 засвидетельствована нотариусом 23 сентября 2014 года, то есть ранее решения внеочередного собрания участников ЗАО СМУ-4 о реорганизации в форме преобразования в ООО СМУ-4 (удостоверенного нотариусом 30 сентября 2014 года), суд апелляционной инстанции считает не имеющим правового значения для разрешения спора, поскольку нотариально заверенное 23.09.2014 заявление по форме Р12001 в соответствии с протоколом общего собрания акционеров ЗАО "СМУ-4" от 23.09.2014 не противоречит и полностью соответствует положениям, принятым и нотариально удостоверенным в протоколе общего собрания акционеров ЗАО "СМУ-4" от 30.09.2014.
При этом по смыслу ФЗ-129, норм ГК РФ регистрация юридического лица носит уведомительный характер.
Обязанность представлять достоверную информацию возложена Законом о регистрации на заявителя (подпункт "а" пункта 1 статьи 17). В силу пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Регистрирующий орган в силу приведенных выше правовых норм проверяет достоверность данных, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Достоверность указанных заявителем в заявлении о государственной регистрации (форма Р12001) сведений о юридическом лице, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, сомнению не подвергнута.
Проверка достоверности и соответствия законодательству представленных на регистрацию документов на регистрирующий орган не возложена. Тем более, действующим в момент возникновения спорных правоотношений законодательством обязанность представлять на регистрацию юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, решения о реорганизации не была предусмотрена; данные о решении о реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц не вносятся.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2015 года по делу N А41-2538/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2538/2015
Истец: ЗАО "СМУ-4"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N16 по Московской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N16 по Московской области