г. Санкт-Петербург |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А21-7809/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Есиповой О.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой В.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Готовчик А.Л. - по доверенности от 26.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11494/2015) ООО "Арт и К" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.03.2015 по делу N А21-7809/2014 (судья Шанько О.А.), принятое
по заявлению ООО "Арт и К"
к Губернатору Калининградской области - Председателю Правительства Калининградской области Цуканову Николаю Николаевичу
о признании действий незаконными
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Арт и К" (далее - заявитель, ООО "Арт и К", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Губернатору Калининградской области - Председателю Правительства Калининградской области Цуканову Николаю Николаевичу (далее - Губернатор, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий "о необходимости срочного расторжения договора" и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленный судом срок.
Решением суда от 13.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в ходе рассмотрения другого арбитражного дела N А21-9932/2012 о расторжении охранно-арендного договора от 03.06.1966 N 49 ему стало известно, что инициатором расторжения указанного договора выступил Губернатор. Общество полагает, что действующим законодательством не предусмотрено право Губернатора давать поручения органам исполнительной власти Калининградской области, кроме того, суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайств о привлечении к участию в деле третьих лиц и истребовании доказательств.
ООО "Арт и К" о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку представителей не направило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из позиции заявителя, в ходе рассмотрения иска Агентства по имуществу Калининградской области к ООО "Арт и К" о расторжении охранно-арендного договора N 49 от 03.06.1996 (дело N А21-9932/2012 Арбитражного суда Калининградской области) Обществу якобы стало известно, что инициатором расторжения указанного охранно-арендного договора выступил Губернатор, поручение Губернатора оформлено протоколом от 06.12.2011 N 166.
ООО "Арт и К" полагает, что действия Губернатора, выразившиеся в даче указаний о необходимости "активизировать работу по расторжению договора аренды с компанией "Арт и К", являются незаконными, так как подпунктом 20 части 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области предусмотрено право Губернатора издавать указы и распоряжения, не корреспондируются оспариваемые действия, по мнению Общества, и с частью 2 статьи 19 Уставного закона Калининградской области N 42 от 12.10.2011 "О Правительстве Калининградской области".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Статьей 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона N 184-ФЗ, статьей 28 Устава Калининградской области и статьей 1 Уставного закона Калининградской области от 29.09.2005 N 651 "О Губернаторе Калининградской области" Губернатор является высшим должностным лицом Калининградской области, в связи с чем имеет право давать указания и распоряжения органам исполнительной власти Калининградской области.
Статьей 4 Закона Калининградской области от 12.07.2006 N 31 "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Калининградской области" (далее - Закон КО N 31) установлено, что Губернатор в установленном порядке осуществляет иные полномочия в сфере управления областной собственностью в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.
Статьей 7 Закона КО N 31 определено, что специально уполномоченный орган в сфере имущественных отношений (Агентство по имуществу Калининградской области), в том числе, осуществляет от имени Калининградской области юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Калининградской области при управлении областным имуществом.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 5 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 N 42 "О Правительстве Калининградской области", Губернатор вправе непосредственно исполнять обязанности председателя Правительства Калининградской области. При непосредственном исполнении Губернатором обязанностей председателя Правительства Калининградской области назначение председателя Правительства Калининградской области не производится и положения пунктов 1-6 настоящей статьи не применяются.
Статьей 19 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 N 42 "О Правительстве Калининградской области" определено, что Председатель Правительства Калининградской области руководит деятельностью Правительства Калининградской области. В соответствии со статьей 17 данного закона Правительство Калининградской области формирует иные органы исполнительной власти Калининградской области, руководит работой органов исполнительной власти Калининградской области и контролирует их деятельность.
Органы исполнительной власти подчиняются Правительству Калининградской области и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство Калининградской области распределяет функции между органами исполнительной власти, утверждает положения об органах исполнительной власти Калининградской области, устанавливает предельную численность работников их аппаратов. Правительство Калининградской области вправе образовывать координационные, совещательные органы, а также иные органы при Правительстве Калининградской области.
Полномочия Правительства Калининградской области не могут осуществляться иными органами государственной власти Калининградской области, консультативными и (или) совещательными органами при Губернаторе и при Правительстве Калининградской области.
Статьей 6 Устава Калининградской области определено, что систему органов государственной власти Калининградской области составляют:
высшее должностное лицо Калининградской области - Губернатор;
законодательный (представительный) орган государственной власти Калининградской области - Калининградская областная Дума;
высший исполнительный орган государственной власти Калининградской области - Правительство Калининградской области;
иные исполнительные органы государственной власти Калининградской области в соответствии со структурой, определенной Губернатором;
судебный орган Калининградской области - Уставный Суд Калининградской области.
В соответствии со статьей 10 Закона Калининградской области от 24.05.1999 N 129 "О системе исполнительных органов государственной власти Калининградской области" структура исполнительных органов государственной власти Калининградской области определяется Губернатором по согласованию с Калининградской областной Думой.
Указом Губернатора от 15.11.2010 N 358 "О структуре органов исполнительной власти Калининградской области, возглавляемых Правительством Калининградской области", определено Агентство по имуществу Калининградской области.
В соответствии со статьей 22 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 N 42 "О Правительстве Калининградской области" члены Правительства Калининградской области участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании члены Правительства Калининградской области информируют об этом председателя Правительства Калининградской области.
Подготовка и проведение заседаний Правительства Калининградской области осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Калининградской области.
Материалы заседаний Правительства Калининградской области и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Калининградской области, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.
В протоколе заседания Правительства Калининградской области от 06.12.2011 N 166 под председательством Губернатора отражено поручение: "Агентству по имуществу активизировать работу по расторжению договора аренды помещений объекта культурного наследия "Башня Врангеля".
Пунктом 54 главы 2 Регламента Правительства Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 24.06.2011 N 450 "О Регламенте Правительства Калининградской области", предусмотрено право Губернатора давать поручения в ходе заседания Правительства Калининградской области, поручения, данные Губернатором (либо лицом, его замещающим) в ходе заседания Правительства, оформляются протоколом.
Таким образом, довод Общества о превышении Губернатором полномочий дачей указанного поручения суд апелляционной инстанции находит несостоятельным.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что ООО "Арт и К" являлось арендатором памятника культуры и архитектуры Башня "Врангель" на основании охранно-арендного договора N 49 от 03.06.1996.
С момента заключения указанного договора Службой государственной охраны объектов культурного наследия по Калининградской области, Агентством по имуществу Калининградской области, Балтийским управлением Министерства культуры России велся мониторинг состояния указанного объекта культурного наследия, проверялось исполнение арендатором условий заключенного охранно-арендного договора.
В связи с многочисленными нарушениями ООО "Арт и К" взятых обязательств по охранно-арендному договору N 49 от 03.06.1996 решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2014 по делу N А21-9932/2012, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, указанный договор был расторгнут.
Заявитель не отрицает, что оспариваемое поручение (действие) само по себе, при наличии иных предшествующих и последующих фактически и юридически значимых обстоятельств, не явилось юридическим следствием расторжения договора, поскольку таковые основания устанавливались в судебном порядке на основе заявленного иска в деле N А21-9932/2012.
Судом не установлено и материалами дела не подтверждено одновременное наличие (универсальная совокупность) двух оснований, необходимых для признания оспоренного действия незаконным: несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в предпринимательской сфере (часть 2 статьи 201 АПК РФ). Заявителем также не дано убедительных обоснований тому, каким образом в случае удовлетворения заявленных в настоящем деле требований возможно будет реальное восстановление защищаемого им интереса при всех указанных выше обстоятельствах.
При таких условиях суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Агентства по имуществу Калининградской области, Службы государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Калининградской области, Административно-технической инспекции Калининградской области, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Общество не представило доказательств того, что судебный акт, принятый по результатам рассмотрения настоящего дела, в котором предметом спора является признание незаконными конкретно обозначенных действий Губернатора, может непосредственно затрагивать и повлиять на права и (или) обязанности названных лиц, в том числе с учетом ранее состоявшегося разрешения спора в деле N А21-9932/2012.
Ходатайство Общества о привлечении указанных лиц в суде апелляционной инстанции неосновательно и отклонено ввиду прямого ограничения, установленного частью 3 статьи 266 АПК РФ.
Ходатайство заявителя об истребовании у Губернатора и названных лиц документов подлежит отклонению, поскольку заявителем не представлено доказательств предшествующей невозможности самостоятельного получения указанных документов (часть 4 статьи 66 АПК РФ). Кроме того, порядок рассмотрения дел в апелляционной инстанции, в частности часть 2 статьи 268 АПК РФ, ограничивает получение новых доказательств, указанное ходатайство фактически направлено на затягивание рассмотрения дела и не учитывает проверку, направлено на повторную ревизию обстоятельств, данную судами в ранее рассмотренном деле N А21-9932/2012.
Таким образом, апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам и материалам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, с учетом результатов рассмотрения дела ее следует взыскать в судебном порядке в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.03.2015 по делу N А21-7809/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арт и К"- без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Арт и К" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7809/2014
Истец: ООО "АРТ и К"
Ответчик: Губернатор Калининградской области - Председатель Правительства К/о Цуканов Николай Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1009/15
01.07.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11494/15
13.03.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7809/14
06.03.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5407/15