г. Саратов |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А12-10868/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Грабко О.В., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Хачатрян М.Д., действующей по доверенности от 12.01.2015, представителя прокуратуры Волгоградской области Гончаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400001, г.Волгоград, ул. Калинина, 4, ОГРН 1043400443041, ИНН 3445071308)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 апреля 2015 года по делу N А12-10868/2015 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению прокуратуры Волгоградской области (400131, г. Волгоград, пр.Ленина, 8)
к судебному приставу-исполнителю Красноармейского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Ханапиеву Хирамагомеду Магомедовичу (г. Волгоград)
заинтересованные лица Красноармейский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400080, г. Волгоград, проспект Столетова, 5),
Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Калинина, 4, ОГРН 1043400443041, ИНН 3445071308),
филиал N 6 Государственного учреждения-Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (400026, г. Волгоград, ул.Гражданская, 10),
общество с ограниченной ответственностью "Дэваль" (400096, г. Волгоград, пр.им.Столетова, д.44, оф.179, ОГРН 1133443023713, ИНН 3461007740)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась прокуратура Волгоградской области с заявлениемо признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя Красноармейского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Ханапиева Хирамагомеда Магомедовича (далее - судебный пристав-исполнитель Ханапиев Х.М.) по исполнительному производству N 19068/14/39/34 в период с 09.05.2014 по 10.03.2015 в части непринятия всех предусмотренных законом мер, обеспечивающих исполнение постановления Филиала N 6 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - взыскатель, филиал N6 ГУ ВРО ФСС РФ) от 30.04.2014 N 76 о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дэваль" (далее - ООО "Дэваль", должник) задолженности по уплате страховых взносов в сумме 4500 руб.
Решением суда от 22.04.2015 заявленные требования удовлетворены, бездействие судебного пристава признано незаконным.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (далее - УФССП России по Волгоградской области, Управление) не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
Прокуратура Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Судебный пристав-исполнитель Ханапиев Х.М., взыскатель, Красноармейский РОСП УФССП по Волгоградской области, ООО "Дэваль" явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 84 96561 2, N 410031 84 96556 8, N 410031 84 96559 9, N 410031 84 96557 5, конвертом с уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 84 96560 5. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 09 июня 2015 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании обращения филиала N 6 ГУ ВРО ФСС РФ прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об исполнительном производстве в деятельности Красноармейского РОСП УФССП России по Волгоградской области.
В ходе проверки установлено, что 08 мая 2014 года судебным приставом-исполнителем Ханапиевым Х.М. на основании постановления филиала N 6 ГУ ВРО ФСС РФ от 30.04.2014 N 76 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 19068/14/39/34 в отношении ООО "Дэваль" о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 4 500 руб.
09 мая 2014 года судебным приставом-исполнителем Ханапиевым Х.М. направлены запросы к операторам сотовой связи, в ГИБДД МВД России на получение сведений о зарегистрированных транспортных средствах; в Росреестр, а также в банковские организации.
13 мая 2014 судебным приставом-исполнителем Ханапиевым Х.М. направлены запросы в Федеральную налоговую службу, в Центр Фотофиксации ГУ МВД России по Волгоградской области, а также в банковские организации.
15 мая 2014 года и 24 июня 2014 судебным приставом-исполнителем Ханапиевым Х.М. направлены запросы в Федеральную налоговую службу.
07 июля 2014 года судебным приставом-исполнителем Ханапиевым Х.М. направлены запросы в Федеральную налоговую службу, в Волгоградоблтехнадзор, в банковские организации.
20 августа 2014 года направлены запросы в Федеральную налоговую службу, Росреестр.
28 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем Ханапиевым Х.М. направлены запросы в следующие банковские организации: Банк "Возрождение", ОАО "Экспресс-волга", ООО КБ "Юниаструмбанк", ОАО "ВБРР", ОАО "Запсибкомбанк", АКБ МИБ, ОАО "Номос-Банк", ОАО "Москоммерцбанк", Мособлбанк, Банк Петрокомерц, Русский южный банк, ОАО "НОКСБАНК", ТРАСТ, ОАО "Сбербанк России", ОАО "Альфа-банк", а также в регистрирующий орган - Росреестр.
03 сентября 2014 года судебным приставом-исполнителем направлены запросы в Банк "Возрождение", ЗАО "Райфайзенбанк", ОАО "Экспресс-волга", ООО КБ "Юниаструмбанк", Банк Москвы, ОАО "Запсибкомбанк", ОАО СКБ Банк, ОАО "Сбербанк России", ОАО "Альфа-банк".
03 октября 2014 года судебным приставом-исполнителем Ханапиевым Х.М. направлены запросы в ОАО "Экспресс-волга", ООО КБ "Юниаструмбанк", Банк Москвы, ОАО "Запсибкомбанк", ТКС, Траст, ОАО "Россельхозбанк", ОАО СКБ Банк, ОАО "Сбербанк России", ОАО "Альфа-банк", ОАО "МДМ Банк".
09 октября 2014 года судебным приставом-исполнителем направлены запросы в следующие банковские организации: ОАО "Газпромбанк", ЗАО "Райфайзенбанк", АКБ Российский капитал, ТусарБанк, ОАО "Промсвязьбанк", ОАО "Москоммерцбанк", ОАО АКБ ЭКСПРЕСС-ВОЛГА, Банк Петрокомерц, а также в Госстатистику.
13 ноября 2014 года повторно направлены запросы к операторам сотовой связи.
22 января 2015 года направлен запрос в ГИБДД о наличии штрафов за должником.
27 января 2015 года направлен запрос в Федеральную налоговую службу.
11 марта 2015 года судебным приставом-исполнителем Ханапиевым Х.М. направлен запрос в БТИ.
Согласно ответам от 24.06.2014 и от 09.07.2014 на запросы судебного пристава-исполнителя Ханапиева Х.М., поступившим из ФНС у должника имеется два расчётных счёта, зарегистрированных в банке ЗАО БАНК "Первомайский" N 40702810901240000001 и N 40702810901240000002.
11 марта 2015 года постановлением судебного пристава-исполнителя Ханапиева Х.М. обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации на счёте N 40702810901240000001 в ЗАО Банк Первомайский.
На расчётный счёт N 40702810901240000002, открытый в ЗАО Банк Первомайский, меры взыскания судебным приставом не применялись, постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся счёте N 40702810901240000002 не выносилось.
В период с 09.05.2014 по 10.03.2015 судебным приставом-исполнителем Ханапиевым Х.М. не запрошены сведения о наличии у должника имущества из ГИМС о наличии в собственности маломерных судов, Ростехнадзора о наличии опасных производственных объектов в распоряжении, от держателей реестра (регистраторов) ценных бумаг о наличии ценных бумаг, ФОМС о страховых выплатах, к комитете земельных ресурсов о наличии земельных участков. Должник в установленном законом порядке в службу судебных приставов не вызывался, об ответственности за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя не предупреждался. Иных исполнительных действий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не совершено. Данные факты подтверждены объяснениями судебного пристава (т.1 л.д.58-60).
Полагая, что бездействие судебного пристава Ханапиева Х.М. не соответствует закону, прокуратура Волгоградской области обратилась в суд за защитой прав УПФР в Красноармейского района г. Волгограда в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил незаконное бездействие судебного пристава в период с 09.05.2014 по 10.03.2015, в результате которого затянут процесс исполнительного производства, нарушены права и законные интересы взыскателя. Филиала N 6 ГУ ВРО ФСС РФ в течение длительного времени не могло получить взыскиваемую задолженность по уплате страховых взносов.
Апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на законе и подтверждены собранными по делу доказательствами.
Судебный пристав не оспаривает, что не принял исчерпывающих мер, направленных на своевременное исполнение исполнительного документа. Указанный факт им признан, что подтверждено объяснениями от 11.03.2015, данными в ходе прокурорской проверки (т.1 л.д.58-60).
В апелляционной жалобе со ссылкой на часть 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2012 года N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" УФССП России по Волгоградской области указывает, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт или действие (бездействие) должностного лица нарушают права и законные интересы неопределённого круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из апелляционной жалобы следует, что, по мнению Управления, доказательств нарушения прав и законных интересов неопределённого круга лиц или иных публичных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности прокуратурой суду не представлено.
Апелляционная коллегия считает доводы УФССП России по Волгоградской области несостоятельными.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2012 года N 15 "О некоторых вопросах участия
прокурора в арбитражном процессе" разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении заявления прокурора об оспаривании ненормативного правового акта арбитражный суд установит, что оно предъявлено в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, суд со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта.
В этом случае заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением на основании статьи 4 и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Разъяснения относительно оспаривания ненормативных правовых актов, содержащиеся в настоящем постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2012 года N 15, применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
В рассматриваемом случае прокуратура обратилась с требованием о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа - постановления филиала N 6 ГУ ВРО ФСС РФ) от 30.04.2014 N 76 о взыскании с ООО "Дэваль" задолженности по уплате страховых взносов в сумме 4500 руб.
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением, управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Отношения в системе обязательного социального страхования, правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основы государственного регулирования обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ).
Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (абзац 3 статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ).
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения).
Согласно пункту 7 Положения средства Фонда образуются, в том числе и за счёт страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности)
Таким образом, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании направлено на соблюдение баланса частных и публичных интересов: плательщиков страховых взносов и неограниченного круга лиц - получателей гарантированных государством пособий по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что бездействие судебного пристава-исполнителя в рассматриваемом случае влечёт не поступление финансовых средств в государственную собственность.
Следовательно, прокуратура в настоящем деле выступает в защиту публичных интересов в сфере иной экономической деятельности и вправе была обратиться в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что требования прокуратуры подлежат удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции применительно к оспоренному бездействию должностного лица установлено наличие совокупности условий, указанных в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 года N 6/8 Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, для признания его незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.04.2015 по делу N А12-10868/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
О.В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10868/2015
Истец: Заместитель прокурора Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: СПИ Красноармейского РО УФССП России по Волгоградской области Ханапиев Х. М., Судебный пристав-исполнитель Красноармейского РО УФССП по Волгоградской области Ханапиев Х. М.
Третье лицо: Красноармейский районный отдел ГУФССП по Волгоградской области, Красноармейский РО УФССП России по Волгоградской области, ООО "ДЭВАЛЬ", Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Филиал N 6 ГУ- Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Филиал N 6 ГУ ВРО ФСС РФ