2 апреля 2007 г. |
Дело N А17-3273/5-2006 |
(Дата объявления резолютивной части).
9 апреля 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Буториной Г.Г., судей Караваевой А..В., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.
при участии в заседании:
представителя заявителя Слободенюка В.Б. по доверенности от 22.01.2007 г.,
представителя ответчика Дегтяревой С.В. по доверенности от 27.03.2007 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента землепользования и природных ресурсов Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.12.2006 г. по делу N А17-3273/5-2006, принятое судьей Герасимовым В.Д. по заявлению
Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов
к Департаменту землепользования и природных ресурсов Ивановской области, Правительству Ивановской области
третьи лица: Управление Россельхознадзора по Ивановской области, областное государственное учреждение "Ивприродагентство"
о признании ненормативных правовых актов недействительными,
установил:
Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов (далее - заявитель, Общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту землепользования и природных ресурсов Ивановской области (далее - Департамент), Правительству Ивановской области о признании недействительными приказа Департамента от 16.08.2006 г. N 6 "Об администрации видового зоологического заказника "Заволжский" и постановления главы Администрации Ивановской области от 6.12.1999 г. N 819 "О создании видового зоологического заказника "Заволжский".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области (далее - Управление Россельхознадзора) и областное государственное учреждение "Агентство по охране и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических и природных ресурсов Ивановской области" (далее - ОГУ "Ивприродагентство").
Решением суда от 12.12.2006 г. требования заявителя в части признания недействительным приказа Департамента удовлетворены, в остальной части производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт в части признания недействительным приказа Департамента и отнесения на него расходов по госпошлине отменить, ссылаясь при этом на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Общественная организация доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, просит законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверить в полном объеме, ссылаясь на неправомерность прекращения производства по делу в части признания недействительным постановления Администрации Ивановской области от 6.12.1999 г. N 819, поскольку в рассматриваемом деле заявителем указывались новые основания для признания недействительным последнего.
Правительство Ивановской области поддерживает позицию заявителя жалобы, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Управление Россельхознадзора по существу с апелляционной жалобой не согласно, отмечая в отзыве на нее, что ни Департамент, ни ОГУ "Ивприродагентство" не вправе осуществлять функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
ОГУ "Ивприродагентство" согласен с позицией заявителя апелляционной жалобы, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Правительства Ивановской области и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как видно из материалов дела, 27.02.1997 г. между Администрацией Ивановской области и Общественной организацией заключен договор на предоставление в пользование территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром, согласно которому Общественной организации, являющейся охотпользователем, переданы в пользование сроком на 25 лет (с 1.03.1997 г. по 1.03.2022 г.) охотничьи угодья, расположенные на территории административных районов Ивановской области, для содержания и ведения охотничьих хозяйств, пользования животным миром, общей площадью 1860 тыс. га, в том числе в административных границах Заволжского района (л.д. 44-51). На пользование объектами животного мира в границах территории, указанной в данном договоре, Общественная организация имеет долгосрочную лицензию сроком действия с 23.10.2001 г. по 1.03.2022 г. (л.д. 56).
6.12.1999 г. главой Администрации Ивановской области издано постановление N 819 "О создании видового зоологического заказника "Заволжский", предписывающее создать особо охраняемую природную территорию Ивановской области - видовой зоологический заказник "Заволжский" общей площадью 29,9 тыс. га с установлением границ: Северная - от деревни Князево по шоссейной автодороге Заволжск-Колшево в сторону города Заволжска до поворота на село Корнилово; Восточная - от поворота на село Корнилово с автодороги Заволжск-Колшево по автодороге до села Корнилово, далее по грунтовой дороге Корнилово-Есиплево через населенные пункты Саловица, Акишенки до села Есиплево, далее по дороге Есиплево-Ильинское через населенный пункт Ильинское до выхода на реку Волгу; Южная - река Волга от переправы в районе населенного пункта Ильинское вверх по течению до устья реки Колдома; Западная - от устья реки Колдома вверх по ее течению до выхода на линию адмнистративной границы Ивановской и Костромской областями в районе деревни Рыболовка, далее по линии административной границы между Ивановской и Костромской областями на север до пересечения с лесной дорогой, соединяющей урочище Лентьево (Ивановская область) и населенный пункт Носково (Костромская область), далее по этой дороге через урочище Лентьево, населенные пункты Карцево, Ямново до деревни Князево (Колшевская сельская администрация).
Пунктом 2 названного постановления определено, что видовой зоологический заказник "Заволжский" находится в ведении Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ивановской области, Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с передачей в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, предписано не принимать к рассмотрению заявки на выдачу долгосрочных лицензий для целей пользования животным миром от других охотпользователей для ведения охотничьего хозяйства на территории данного заказника. Одновременно, постановлением предусмотрена обязанность Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по формированию администрации заказника, разработке Положения о заказнике, согласования с землевладельцами территории заказника вопросов землепользования.
Данное постановление решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.01.2002 г. признано недействительным в части закрепления видового зоологического заказника "Заволжский" в ведение Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ивановской области (первый абзац пункта 2 постановления). Решение суда вступило в законную силу.
16.08.2006 года Департаментом издан приказ N 6 "Об администрации видового зоологического заказника "Заволжский", в соответствии с которым исполнение полномочий администрации заказника возложено на ОГУ "Ивприродагентство", последнему предписано разработать Положение об администрации заказника, должностные инструкции сотрудников администрации и представить их Департаменту на утверждение в срок до 1.09.2006 г.
Названный приказ и ранее указанное постановление Администрации Ивановской области от 6.12.1999 г. N 819 оспорены Общественной организацией в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным приказа Департамента, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что приказ Департамента нарушает права и законные интересы Общественной организации, издан без учета положений статьи 47 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), статей 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной.
Государственные природные заказники в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) относятся к категории особо охраняемых природных территорий. Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Учитывая, что видовой зоологический заказник "Заволжский" создан по решению Администрации Ивановской области, последний имеет региональное значение. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 3, 23 Закона об особо охраняемых природных территориях). Постановлением Правительства Ивановской области от 16.03.2006 г. N 41-п утверждено Положение о Департаменте землепользования и природных ресурсов Ивановской области (далее - Положение о Департаменте). Согласно пунктам 3.66, 3.67 данного Положения Департамент осуществляет в установленном порядке управление особо охраняемыми природными территориями областного значения и осуществляет в установленном порядке государственный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения.
Согласно статье 24 Закона об особо охраняемых природных территориях задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Из постановления Администрации Ивановской области от 6.12.1999 г. N 819 усматривается, что заказник создан в целях сохранения видового разнообразия диких животных, в том числе редких, исчезающих и занесенных в Красную Книгу Российской Федерации.
Из совокупного содержания постановления Администрации Ивановской области от 6.12.1999 г. N 819 и приказа Департамента от 16.08.2006 г. N 6 усматривается, что последний издан с целью реализации первого, а именно: обеспечения функционирования видового зоологического заказника "Заволжский". Данное обстоятельство подтверждается Департаментом в самой апелляционной жалобе (абзац 3 страницы 2).
Статьей 4 Закона Ивановской области от 14.11.1999 г. N 46-ОЗ "О природных заказниках Ивановской области" определено, что на территориях природных заказников и/или их отдельных участках постоянно и/или временно запрещается и/или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания природных заказников и/или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе и промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром.
Одним из направлений деятельности заявителя является организация и осуществление охоты и рыбной ловли (статья 6 Устава общественной организации). Обжалуемый приказ Департамента о создании администрации заказника, направленный на обеспечение функционирования заказника, затрагивает охраняемые законом права и интересы заявителя, поскольку Общественная организация имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира (в том числе по Заволжскому району), срок действия которой не истек и которая в установленном порядке не аннулирована, имеющиеся материалы дела не свидетельствуют о наличии оснований для прекращения пользования животным миром, установленных статьей 47 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), имеющийся договор на предоставление в пользование территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром, заключенный между Администрацией Ивановской области и Общественной организацией, в установленном законом порядке не изменен и не расторгнут.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что обжалуемый приказ Департамента противоречит положениям статей 450-452 ГК РФ и статьи 47 Закона о животном мире и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Таким образом, решение суда в части признания приказа Департамента недействительным является законным и обоснованным, вынесенным с учетом норм действующего законодательства.
Судом первой инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено производство по делу в части признания недействительным постановления Администрации от 6.12.1999 г. N 819. Из материалов дела следует, что данное постановление было предметом спора по делу N 1116/5/к и по нему вынесено решение о признании пункта 2 названного постановления недействительным и отказе в удовлетворении требований заявителя о признании недействительной остальной части постановления, решение суда вступило в законную силу. Данные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу в силу пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Утверждение Общественной организации о том, что в данном деле им заявлялись иные основания для признания постановления администрации недействительным, нежели в деле 1116/5/к, судом апелляционной инстанции не принимается как ошибочное.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента без удовлетворения.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя жалобы и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.12.2006 г. по делу N А17-3273/5-2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента землепользования и природных ресурсов Ивановской области без удовлетворения.
Взыскать с Департамента землепользования и природных ресурсов Ивановской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Буторина Г.Г. |
Судьи |
Караваева А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-3273/2006
Истец: Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов
Ответчик: Департамент землепользования и природных ресурсов Ивановской области, Правительство Ивановской области
Третье лицо: Департамент государственного контроля Ивановской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново, ОГУ "Ивприродагентство", Управление Россельхознадзора по Ивановской области, УФНС России по Ивановской области
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-343/07