г. Воронеж |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А35-11212/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.07.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу:
от общества с ограниченной ответственностью "Родник" (ИНН4632077164, ОГРН 1074632002961): |
Рамазанова А.Н., по доверенности N 1-67 от 26.12.2014;
Шумакова Ю.Н., согласно приказа N 1 от 09.09.2008, Старикова В.А., по доверенности от 16.02.2015, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Курской области от 28.04.2015 по делу N А35-11212/2014 (судья Суходольская Н.Е.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Родник" (ИНН4632077164, ОГРН 1074632002961) о признании незаконными постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу от 17.10.2014 по делу об административном правонарушении N 05-14/1754-3, и решения от 28.11.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Родник" (далее - заявитель, ООО "Родик", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, административный орган) по делу об административном правонарушении от 17.10.2014 N 05-14/1754-3, вынесенного в отношении ООО "Родник", и решения от 01.12.2014 N yl-27759/13 о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении N05-14/1754.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.04.2015 заявление удовлетворено полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган указывает, что в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложение N 11) ООО "Родник" не отражена закупка алкогольной продукции у ООО "Курская информационно-аналитическая служба экономической безопасности" по ТТН N 4511 от 26.02.2014 в объеме 8.73 дал и по ТТН N 4631 от 28.02.2014 в объеме 0.42 дал. Искажение составило 9.15 дал.
Административный орган обращает внимание суда на то, что статья 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) действует в новой редакции.
Кроме того, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО указывает, что Обществом корректирующие декларации не представлены.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просил отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считал решение законным и обоснованным, просил оставить его в силе.
В ходе судебного заседания судом установлено следующее:
ООО "Родник" зарегистрировано по адресу: 305048, г. Курск, ул. Бурцевка, д. 69, зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску 09.03.2007, ОГРН 1074632002961, ИНН 4632077164.
ООО "Родник" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии N 46 МЕ 002965, регистрационный номер 46РПА0000068, сроком действия с 13.08.2012 по 13.08.2017.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, 11.09.2014 врио заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее - МУ Росалкогольрегулирования по ЦФО) Абдурахмановым А. Ш. на основании анализа деклараций об объемах производства, оборота, и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, представленных ООО "Курская информационно-аналитическая служба экономической безопасности" за 1 квартал 2014 года, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 05-14/1211-1 в отношении ООО "Родник".
По факту выявленного нарушения должностным лицом МУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 КоАП РФ, в отсутствие представителя ООО "Родник" был составлен протокол от 10.10.2014 N 05-14/1754-1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.
По сведениям, указанным административным органом, о времени и месте составления протокола МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО известило ООО "Родник" 01.10.2014 путем направления электронного сообщения на адрес sheng2007@mail.ru (sheng2007@mail.ru), а также 14.10.2014 почтой.
На основании данного протокола, 17.10.2014 врио заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО Абдурахмановым А. Ш. в отношении ООО "Родник" вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 05-14/1754-3, из которого следует, что ООО "Родник" допущено административное правонарушение, выразившееся в искажении информации и нарушении порядка при декларировании оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2014 года (по форме Приложения N 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815) по лицензии: серия и N 46 МЕ 002965, регистрационный номер 46РПА0000068, срок действия которой с 13.08.2012 по 13.08.2017, на право осуществления деятельности по розничной продажи алкогольной продукции, а именно: при анализе деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей в электронном виде за 1 квартал 2014 года ООО "Родник" установлено, что в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложение N 11) организацией ООО "Родник" не отражена закупка алкогольной продукции у организации ООО "Курская информационно-аналитическая служба экономической безопасности": по ТТН N 4511 от 26.02.2014в объеме 8.73 дал, по ТТН N 4631 от 28.02.2014 в объеме 0.42 дал. Искажение составило 9,15 дал.
Указанным постановлением ООО "Родник" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
При этом, как указано в постановлении, ООО "Родник" было уведомлено надлежащим образом о рассмотрении административного дела посредством электронной почты.
Копия постановления от 17.10.2014 направлена административным органом в адрес ООО "Родник" 27.10.2014 путем направления электронного сообщения на адрес sheng2007@mail.ru (sheng2007@mail.ru) и 29.10.2014 почтой, о чем свидетельствует почтовый реестр (том 2, л. д. 106).
На указанное постановление по делу об административном правонарушении ООО "Родник" подало жалобу вышестоящему должностному лицу.
Решением от 01.12.2014 N у1-27759/3 и.о. руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО 29.10.2014 Голосной И.Г. жалоба ООО "Родник" оставлена без удовлетворения.
ООО "Родник" не согласилось с постановлением от 17.10.2014 N 05-14/1754-3 о назначении административного наказания, решением от 01.12.2014 N yl-27759/13 о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении N05-14/1754 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд области исходил из отсутствия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему:
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Протокол об административном правонарушении от 10.10.2014 N 05-14/1754-1 составлен и оспариваемое постановление от 17.10.2014 N 05-14/1754-3 принято должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в пределах полномочий, предоставленных частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 23.50, пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154. Нарушений в указанной части судом апелляционной инстанцией не установлено.
Нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности в действиях административного органа не установлено.
В силу статьи 15.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Объективной стороной правонарушения является уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
В связи с чем, диспозиция статьи 15.13 КоАП РФ не подразумевает предоставление заведомо ложных сведений. Для привлечения к административной ответственности достаточно искажения информации в предоставленной декларации.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В пункте 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ указано, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 815 от 09.08.2012 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В силу пункта 13 Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 15 Правил).
Пунктом 16 Правил определено, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Согласно пункту 19 Правил N 815 декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы.
В силу пункта 20 Правил N 815 при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Корректирующие декларации представляются до окончания отчетного года с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии). Во время проведения проверки деятельности организации (индивидуального предпринимателя) уполномоченными органами организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.
Как следует из материалов дела, административным органом вменяется в вину ООО "Родник" неотражение в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложения N 11) за 1 квартал 2014 года закупки алкогольной продукции у ООО "Курская информационно-аналитическая служба экономической безопасности" по ТТН N 4511 от 26.02.2014 в объеме 8.73 дал, по ТТН N 4631 от 28.02.2014 в объеме 0.42 дал. Искажение составило 9.15 дал.
Под искаженными данными следует понимать такие сведения, которые на момент внесения в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть на указанный момент было известно, что данные сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, например в первичных учетных документах, и имелась возможность их исправить.
Вместе с тем, апелляционная коллегия приходит к выводу, что административным органом не представлены достаточные документальные доказательства совершения Обществом вменяемого правонарушения.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ООО "Родник" 18.04.2014 направило в электронном виде декларацию по форме N 11 в орган Росалкогольрегулирования.
Данная декларация была сформирована и представлена Обществом с использованием программы "Декларант-Алко-Курск" версия 3.5.4 351. Как пояснили представители заявителя, особенности указанной программы таковы, что в нее вносятся все данные оборота алкогольной продукции, включая объемы ее покупки и продажи, на основании первичных учетных документов (товарных накладных, и пр.), а затем по мере необходимости декларация формируется автоматической программой.
Из представленной заявителем в материалы дела декларации (л.д.64-83, т. 1) видно, что Обществом 16.04.2014 были внесены в программу данные о закупке алкогольной продукции в объеме 9,15 дал у ООО "КУРИАСЭБ" по ТТН N 4511 от 26.02.2014 и ТТН N4631 от 28.02.2014. Внесение указанных сведений более поздней датой исключено самой программой, отразившей дату их внесения в столбце "проведение" (дата проведения документа).
Таким образом, декларация была сформирована программой с учетом внесенных в базу данных первичных учетных документов, в том числе ТТН N 4511 от 26.02.2014 и ТТН N4631 от 28.02.2014. О приеме декларации уполномоченным органом Общество получило электронную квитанцию.
При этом из данной декларации усматривается, что в ней отражены объемы закупки спиртсодержащей продукции в полном объеме, с учетом продукции, купленной Обществом по ТТН N 4511 от 26.02.2014 и ТТН N4631 от 28.02.2014 - раздел П пункты 1,3,4,5,6,8,10,13,29,30,31,32,33, которые, в свою очередь, чередуются с пунктами декларации, где отражены объемы продукции, полученной от других поставщиков.
Доказательства несоответствия направленной Обществом декларации по форме N 11 предъявляемым требованиям в материалах дела отсутствуют.
Ни в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения апелляционной жалобы административным органом не были представлены ТТН N 4511 от 26.02.2014 и ТТН N4631 от 28.02.2014, сведения о которых, по мнению Управления, не были отражены в рассматриваемой декларации.
Представленная административным органом копия декларация (л.д. 32-39, т. 3) не может быть принята в качестве объективного и достоверного доказательства вменяемого правонарушения, поскольку в её составе отсутствуют разделы II и III, сопоставимые по содержанию с декларацией, представленной Обществом. Из пояснений представителя административного органа также не видно, какие именно показатели представленной декларации не совпадают с документами первичного учёта.
Иные доказательства, анализ которых позволил бы сделать категорический вывод об искажении сведений об объёмах поставки алкогольной продукции, в материалах дела отсутствуют.
Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что МРУ Росалкогольрелирования по ЦФО не представлены достаточные, достоверные и объективные доказательства, подтверждающие совершение Обществом вменяемого ему административного правонарушения.
С учетом изложенного, суд области обоснованно удовлетворил заявление ООО "Родник" о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО по делу об административном правонарушении от 17.10.2014 N 05-14/1754-3.
ООО "Родник" также обжалует решение МУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 01.12.2014 N yl-27759/13 о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении N05-14/1754.
Поскольку постановления МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО по делу об административном правонарушении от 17.10.2014 N 05-14/1754-3 признано судом незаконным и отменено, то обжалуемое решение МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО также подлежит признанию незаконным по вышеизложенным основаниям.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, административным органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 28.04.2015 по делу N А35-11212/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11212/2014
Истец: ООО "Родник"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу