г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А26-8383/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: представитель Пронин А.В. (по доверенности от 25.03.2015),
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
от 3-х лиц: представители не явились, уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8074/2015) администрации Деревянкского сельского поселения на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2015 по делу N А26-8383/2014 (судья Богданова О.В.), принятое
по иску администрации Деревянкского сельского поселения
к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия
3-и лица: 1) Межрайонный отдел судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной службы приставов по Республике Карелия, 2) ООО "Лафарж Нерудные материалы и Бетон"
о взыскании,
установил:
Администрация Деревянкского сельского поселения (185525, Республика Карелия, Прионежский район, поселок Деревянка, ул. Мира, 7-53) (далее - Истец, Администрация посления) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (185506, Республика Карелия, Прионежский район, поселок Новая Вилга, ул. Центральная, д. 5) (далее - Ответчик, Администрация района) о взыскании 190 975 руб. 34 коп. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонный отдел судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной службы приставов по Республике Карелия, ООО "Лафарж Нерудные материалы и Бетон".
Решением арбитражного суда от 27.02.2015 исковые требования удовлетворены, суд взыскал с Администрации района за счет средств казны муниципального образования в пользу Администрации поселения неосновательное обогащение в сумме 190 975 руб. 34 коп.
Не согласившись с названным решением, Администрация поселения обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила состоявшийся судебный акт изменить, удовлетворив заявленные требования за счет Администрации поселения, а не за счет казны муниципального образования, в соответствии с заявленными Истцом требованиями.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда изменить.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства Ответчик и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя Администрации поселения, апелляционный суд установил следующее.
Между Администрацией района и ЗАО "Карьер "Голодай гора", правопреемником которого в настоящее время является ООО "Лафарж Нерудные материалы и Бетон", заключены договоры аренды земельных участков от 07.10.2009 N N 4411 и N4412.
Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по РК от 09.02.2011 было обращено взыскание на арендные платежи, поступающие от ЗАО ""Карьер "Голодай гора" в пользу Администрации района в размере 50 % от общей суммы, подлежащей перечислению по договорам N 4411, 4412.
В соответствии с данным постановлением ЗАО "Карьер "Голодай гора" ежеквартально перечисляет арендную плату в размере 50 % на расчетный счет Администрации района и 50 % на расчетный счет Межрайонного отдела судебных приставов по особым производствам УФССП России по РК.
Поскольку движение денежных средств осуществляется через Управление федерального казначейства, которое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации вновь производит расщепление денежных средств по нормативу 50 % в бюджет Администрации района, 50 % в бюджет Администрации Деревянкского сельского поселения, бюджет Администрации поселения не дополучает половину (25 %) от первоначальной суммы подлежащей зачислению в бюджет Администрации поселения.
Как было установлено судом первой инстанции, за период январь - июнь 2014 года ООО "Лафарж Нерудные материалы и Бетон" перечислило на основании договоров аренды N N 4411, 4412 от 07.10.2009 на расчетный счет Администрации района суммы в размере 375 948 руб. 30 коп.- по договору N 4412 от 07.09.2009 и 6 002 руб. 43 коп. - по договору N 4411 от 07.09.2009.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, Администрация поселения обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Администрации района 190 975 руб. 34 коп. неосновательного обогащения.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, договорные отношения между Администрацией района и Администрацией поселения отсутствуют, в связи с чем к отношениям сторон подлежат применению положения главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Как усматривается из материалов дела, 50% от общей суммы арендных платежей, внесенных арендатором по договорам аренды земельных участков N 4411, N 4412, было удержано во исполнение постановления об обращении взыскания на арендные платежи от 09.02.2011, вынесенного в рамках сводного исполнительного производства N 86/13/208/36/2006-СД в отношении должника Администрации района, законность которого установлена в рамках арбитражного дела N А26-93/2012.
Остальные 50% от суммы названных арендных платежей в порядке статьи 62 и пункта 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределены Управлением Федерального Казначейства по Республике Карелия поровну между бюджетами Прионежского муниципального района Республики Карелия и Деревянкского сельского поселения, поскольку арендованные по договорам N 4411, N 4412 земельные участки расположены на территории названных района и поселения.
Таким образом, на счет бюджета Деревянкского сельского поселения перечислено 25% от общей суммы арендной платы, поступившей от арендатора во исполнение договоров аренды земельных участков N 4411, N 4412, тогда как в бюджет Прионежского муниципального района Республики Карелия поступило 75% от указанной суммы арендной платы.
Расчет неосновательного обогащения проверен апелляционным судом и признан обоснованным. Возражений по расчету сторонами не заявлено.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости удовлетворения исковых требований за счет Администрации района, как лица, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет Администрации поселения, не нашел своего подтверждения при проверке законности судебного акта.
Из содержания пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) следует, что местная администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в силу части 7 статьи 37 и части 2 статьи 41 Закона N 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным учреждением.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемого дела Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия выступает не как самостоятельный участник делового оборота, а в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет муниципальное образование в настоящем арбитражном процессе.
Согласно части 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, то есть муниципальной казной.
На основании изложенного суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное Истцом требование, правомерно взыскал сумму полученного муниципальным образованием Прионежский муниципальный район Республики Карелия неосновательного обогащения за счет средств его казны.
Таким образом, резолютивная часть судебного акта не противоречит заявленным Истцом требованиям и соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8383/2014
Истец: Администрация Деревянкского сельского поселения
Ответчик: Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия
Третье лицо: ЗАО "Карьер"Голодай гора", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия, Межрайонный отдел судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной службы приставов по Республике Карелия, ООО "Лафарж Нерудные материалы и Бетон"