г. Санкт-Петербург |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А42-7996/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Бурденкова Д.В., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Куличенко Л.С.
при участии:
согласно протоколу судебного заседания от 23.06.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5924/2015) ликвидатора ООО "СВ" Таракановой Е.И.
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.02.2015 по делу N А42-7996/2014 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ООО "СВ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании недействительным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СВ" (ОГРН 1065190084508, ИНН 5190150346, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (ОГРН 1045100223850, ИНН 5190100360, далее - ИФНС России по г. Мурманску, Инспекция) от 23.06.2014 исх. N 09-36/3075 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению его учредителей (участников), обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением от 09.02.2015 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Решение обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Общество указывает, что Инспекция в период ликвидации не выставляла в адрес Общества требований, выставленных на законных основаниях, об уплате обязательных платежей. По мнению Общества, на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса, Инспекция утратила право взыскания с Общества задолженности за 2011 год, в связи с чем Обществом была сделана бухгалтерская запись о погашении задолженности на основании пункта 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество полагает, что налоговый орган должен был исключить Общество из единого государственного реестра юридических лиц как лицо, фактически прекратившее свою деятельность. Податель жалобы указывает, что представители налогового органа в суде фактически признали, что деятельность ООО "СВ" прекращена, что ликвидация носит уведомительный характер, а не разрешительный, что налоговый орган не имеет право влиять на продолжение деятельности общества, если она фактически прекращена, что представление в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного баланса носит уведомительный характер. Кроме того, по мнению заявителя, Общество надлежащим образом исполнило свою обязанность по уведомлению регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации. Общество полагает, что налоговые органы не вправе отказывать в регистрации ликвидации организации по причине наличия задолженности перед бюджетом, если задолженность не может быть взыскана ввиду пропуска срока на принудительное взыскание налога.
От Инспекции поступил отзыв на жалобу, в котором Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание представитель Общества не явился.
Представитель ИФНС России по г. Мурманску возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Инспекции, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, ООО "СВ" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Мурманску 05.05.2006 за ОГРН 1065190084508.
14.01.2014 единственным участником ООО "СВ" принято решение о ликвидации Общества, назначении ликвидатора.
15.01.2014 Общество уведомило Инспекцию о принятом решении, о чем регистрирующим органом 21.01.2014 была внесена соответствующая запись за N 2145190005948 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "СВ" опубликовано в журнале "Вестник Государственной регистрации" N 6 (466) от 12.02.2014. В сообщении указано, что требования кредиторов к Обществу могут быть предъявлены в течении двух месяцев с момента опубликования указанного сообщения.
Протоколом внеочередного собрания участников ООО "СВ" от 30.05.2014 утвержден промежуточный ликвидационный баланс Общества. Согласно балансу кредиторская и дебиторская задолженность у Общества отсутствует.
09.06.2014 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН 2145190113430.
16.06.2014 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением (вх. N 3075) о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 с приложением ликвидационного баланса от 16.06.2014, документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, протокола внеочередного общего собрания участников Общества от 16.06.2014, копии сообщения о ликвидации Общества, опубликованного в журнале "Вестник Государственной регистрации" N 6 (466) от 12.02.2014.
11.02.2014 Инспекцией в адрес ликвидатора были направлены требования N 647, N 648 об уплате пеней в общей сумме 300,81 руб. 19.03.2014 Инспекцией приняты решения N 4031, N 4032 о взыскании задолженности, указанной в вышеназванных требованиях. 19.03.2014 указанные решения направлены Обществу (л.д.79-80). Общество и ликвидатор требования и решения в установленном законом порядке не оспорили. В балансе сведения о задолженности перед бюджетом не отразили.
Решением от 23.06.2014 Обществу отказано в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "СВ" в связи с его ликвидаций по решению его участников (учредителей) в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" со ссылкой на то, что ликвидационный баланс Общества содержит недостоверные сведения - у Общества имеется непогашенная задолженность по обязательным платежам в бюджет, в то врем как в балансе указано, что расчеты с кредиторами завершены.
Общество обжаловало решение ИФНС России по г. Мурманску от 23.06.2014 в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области. По результатам рассмотрения жалобы и.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области решением от 31.07.2014 N 5 в удовлетворении жалобы отказал.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявления о признании недействительным решения Инспекции, Общество сослалось на следующие обстоятельства:
- в Инспекцию были предоставлены все необходимые документы для государственной регистрации; налоговый орган в период ликвидации не выставлял в адрес Общества требований об уплате обязательных платежей; налоговые органы не наделены правом установления достоверности бухгалтерской отчетности юридических лиц;
- налоговый орган должен был исключить Общество из единого государственного реестра юридических лиц как лицо, фактически прекратившее свою деятельность;
- на основании пункта 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации Обществом была сделана бухгалтерская запись о погашении задолженности; на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Инспекция утратила право взыскания с Общества задолженности за 2011 год.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ликвидатору было известно о наличии задолженности перед бюджетом. Между тем, указанная задолженность не была отражена в промежуточном и ликвидационном балансах. Суд в решении указал, что представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2). Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9).
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ).
12.02.2014 в Вестнике государственной регистрации N 6(466) была размещена публикация о принятом решении о ликвидации Общества, о сроке, месте и порядке предъявления требований кредиторов - 2 месяца с момента опубликования данного сообщения.
11.02.2014 Инспекцией в адрес ликвидатора были направлены требования N 647, N 648 об уплате пеней в общей сумме 300,81 руб.
По истечении установленного в требованиях от 11.02.2014 N 647, 648 срока для погашения задолженности (11.03.2014) Инспекцией приняты решения от 19.03.2014 N 4031, N 4032 о взыскании задолженности, указанной в вышеназванных требованиях. 19.03.2014 указанные решения направлены Обществу (л.д.79-80).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что у Общества на дату составления балансов имелась задолженность перед бюджетом. Ненормативные правовые акты Инспекции (требования об уплате пени и решения о взыскании задолженности) не признаны недействительными, следовательно, ликвидационный баланс, представленный Обществом в Инспекцию, содержал недостоверные сведения.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Таким образом, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс и промежуточный ликвидационный баланс не содержат сведений о наличии у Общества задолженности перед бюджетом соответствующей суммы пеней, установленной решениями от 19.03.2014 N 4031, N 4032. При этом, до утверждения промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов Общество знало об указанной задолженности. Решения Инспекции от 19.03.2014 N 4031, N 4032 в установленном порядке незаконными не признаны.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным решения от 23.06.2014 исх. N 09-36/3075 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению его учредителей (участников) Общества.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.02.2015 по делу N А42-7996/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
Д.В. Бурденков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7996/2014
Истец: ООО "СВ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
Третье лицо: ликвидато ООО СВ Тараканова, ликвидатор ООО "СВ" Тараканова Е. И.