г. Киров |
|
18 сентября 2007 г. |
Дело N А28-3659/07-122/27 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2007.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Лысовой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Кировэнерго" в лице филиала "Южные электрические сети" на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.07.07г. по делу N А28-3659/07-122/27, принятое судьей Кононовым П.И.
по заявлению ОАО "Кировэнерго" в лице филиала "Южные электрические сети"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Кировской области
Третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области, филиал Российского фонда федерального имущества в Кировской области
о признании незаконным решения УФРС по Кировской области N 361/2006-474 от 19.01.2007 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя жалобы: Конев А.П.- юрисконсульт по доверенности от 03.09.2007 г.,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Кировской области: Кобелева Е.Н. - заместитель начальника отдела правового обеспечения и судебной защиты по доверенности N 20 от 29.03.2007 г.
установил:
ОАО "Кировэнерго" в лице филиала "Южные электрические сети" (далее - заявитель, ОАО "Кировэнерго") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Кировской области (далее - Управление Росрегистрации, УФРС по Кировской области, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 43:34:340302:0953, расположенный по адресу: Кировская область, Унинский район, с.Порез, и возложении на ответчика обязанности зарегистрировать право собственности заявителя на данный земельный участок.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2007 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
ОАО "Кировэнерго" с решением суда первой инстанции не согласно, просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, мотивируя тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
УФРС по Кировской области, филиал Российского фонда федерального имущества в Кировской области считают обжалуемое решение суда от 29.06.2007 г. законным и обоснованным, а доводы заявителя жалобы необоснованными.
ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Кировской области поддерживает позицию апеллянта.
Представители третьих лиц: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области, филиала Российского фонда федерального имущества в Кировской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
в соответствии с Планом приватизации Производственного объединения энергетики и электрификации "Кировэнерго", утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Кировской области N 695 от 12.11.1992 г., в состав приватизируемого имущества данного юридического лица под номером 19 был включен электросетевой комплекс "Подстанция Порез 35/10кВ", одним из элементов которого являлись автомобильные подъездные дороги Подстанции Порез 66 м., расположенные в селе Порез Унинского района.
На основании указанного плана приватизации правопреемник Производственного объединения энергетики и электрификации "Кировэнерго" зарегистрировало право собственности на указанный электросетевой комплекс "Подстанция Порез 35/10кВ", имеющий кадастровый номер 43:34:100202:400:763-К/01, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 43АБ номер 177317 от 17.06.2002 г.
30.06.2006 г. между Российским фондом федерального имущества и ОАО "Кировэнерго" заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 43:34:340302:0953, расположенного по адресу: Кировская область, Унинский район, с.Порез и предназначенного для размещения и использования подъездной автодороги.
10.08.2006 г. ОАО "Кировэнерго" обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Кировской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный выше земельный участок.
Решением УФРС по Кировской области от 06.09.2006 г. регистрация права собственности на спорный земельный участок приостановлена до 06.10.2006 г. с предложением в указанный срок предоставить доказательства, подтверждающие исключительное право ОАО "Кировэнерго" на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 43:34:340302:0953.
19.01.2007 г. Управление Федеральной регистрационной службы по Кировской области, руководствуясь абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", приняло решение N 361/2006-474 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 43:34:340302:0953, расположенный по адресу: Кировская область, Унинский район, с.Порез, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, в течение срока приостановления причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не устранены.
Посчитав названное решение УФРС незаконным, ОАО "Кировэнерго" обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что документы, отражающие информацию, необходимую для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 43:34:340302:0953, расположенный по адресу: Кировская область, Унинский район, с.Порез, заявителем в регистрирующий орган не были представлены, в связи с чем УФРС правомерно отказало ОАО "Кировэнерго" в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апеллянта, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта и считает, что принятое по делу решение является законным и обоснованным, при разрешении спора суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, дал им обоснованную юридическую оценку, которую суд апелляционной инстанции поддерживает.
Как следует из материалов дела, заявитель ОАО "Кировэнерго" обратился в УФРС за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 43:34:340302:0953, расположенный по адресу: Кировская область, Унинский район, с.Порез на основании договора купли-продажи от 30.06.2006 г.
Согласно статье 13, пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Федеральной регистрационной службой при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 28, 38 Земельного кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При проведении правовой экспертизы и проверке законности договора купли-продажи от 30.06.2006 г., УФРС выявлено отсутствие документов, подтверждающих исключительное право ОАО "Кировэнерго" на приватизацию земельного участка, кадастровый номер которого 43:34:340302:0953, что послужило причиной для приостановления регистрации.
25.12.2006 г. заявителем в качестве документов, подтверждающих право собственности на находящийся на указанном земельном участке объект недвижимости, представлены свидетельство о государственной регистрации права на Подстанцию Порез 35/10кВ, расположенную по адресу: Кировская область, Унинский район, с.Порез, инвентарная карточка данного комплекса, составленная КОГУП БТИ 05.03.2002 г., письмо КОГУП БТИ от 18.12.2006 г. N 529/01-06.
Однако, представленные заявителем дополнительные документы не подтверждают право собственности ОАО "Кировэнерго" на подъездную дорогу, расположенную на земельном участке кадастровый номер которого 43:34:340302:0953, т.к. Подстанция Порез 35/10кВ расположена на другом земельном участке, о чем свидетельствует инвентарная карточка данного комплекса, составленная КОГУП БТИ 05.03.2002 г.
Статьей 1 Федерального закона "О государственном кадастровом учете" установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале (статья 18 названного выше закона).
Таким образом, из представленных заявителем на регистрацию документов следует, что Подстанция Порез 35/10кВ расположена на земельном участке с кадастровым номером 43:34:100202:400:763-К/01, тогда как заявителем по договору купли-продажи от 30.06.2006 г. приобретается иной земельный участок с кадастровым номером 43:34:340302:0953. Иных правоустанавливающих документов на расположенную на земельном участке с кадастровым номером 43:34:340302:0953 подъездную дорогу заявителем в УФРС не представлено.
Указанная выше причина, послужившая основанием для приостановления регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Кировская область, Унинский район, с.Порез, с кадастровым номером 43:34:340302:0953, ОАО "Кировэнерго" не устранена, в связи с чем 19.01.2007 г. Управление Федеральной регистрационной службы по Кировской области, руководствуясь абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правомерно приняло решение N 361/2006-474 об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Ссылка заявителя жалобы на представленные в суд первой инстанции дополнительные документы, подтверждающие исключительное право ОАО "Кировэнерго" на приватизацию земельного участка, кадастровый номер которого 43:34:340302:0953, не имеют значение для разрешения данного дела, поскольку на момент проведения регистрации соответствующие документы в УФРС последним не представлялись.
Заявитель также необоснованно ссылается в данном случае на пункт 46 приказа Минюста России от 01.07.2002 г. N 184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который говорит о том, что при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений (например, запросить указанные сведения, имеющиеся у уполномоченных органов (организаций), в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Поскольку названные методические рекомендации носят не обязательный, а рекомендательный характер. Кроме того, правоустанавливающие документы на объект недвижимого имущества должны находиться у правообладателя, и, следовательно, только правообладатель может представить их в подтверждение наличия исключительного права на приватизацию земельного участка кадастровый номер которого 43:34:340302:0953. В связи с этим регистрирующим органом в решении о приостановлении регистрации от 06.09.2006 г. заявителю указано на необходимость представления названных выше документов. Однако, соответствующие документы последним в УФРС не были представлены.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Указанные факты ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции заявителем жалобы не доказаны, поэтому оснований для признания оспариваемого решения УФРС от 19.01.2007 г. незаконным и его отмене, не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом указанного, доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются. Решение суда первой инстанции от 29.06.2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кировской области от 29.06.2007 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-3659/2007
Истец: ОАО "Кировэнерго", ОАО "Кировэнерго", филиал "Южные электрические сети"
Ответчик: Управление федеральной регистрационной службы по Кировской области
Третье лицо: Кировское региональное отделение Российского фонда федерального имущества, Территориальное управление по Кировской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3236/07