29 января 2007 г. |
Дело N А82-6963/2006-35 |
(Дата принятия резолютивной части).
5 февраля 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В., судей: Лобановой Л.Н., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Караваевой А.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Борисоглебскому муниципальному округу Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.10.06. по делу N А82-6963/2006-35, принятое судьей Чистяковой О.Н.
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Борисоглебскому муниципальному округу Ярославской области
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Юшманову Алексею Ивановичу
о взыскании 180 руб. 00 коп.
без участия в заседании представителей сторон,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Борисоглебскому муниципальному округу Ярославской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юшманову Алексею Ивановичу (далее - Юшманов А.И., ответчик) 180 рублей штрафа за непредставление в установленный законом срок сведений за 2005 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 03.10.2006 года заявленные требования удовлетворены в сумме 50 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в частности, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 года N 164-О и нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Юшманов А.И. зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и в соответствии со статьями 6,7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее ФЗ N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, который обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
27.10.1992 года зарегистрировано фермерское хозяйство, главой которого является Юшманов А.И.
Согласно статье 7 ФЗ N 167-ФЗ наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
На основании пункта 1 статьи 28 названного Закона страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 года N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемого в соответствии со статьей 2 ФЗ N 167-ФЗ).
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юшманов А.И. выступает как страхователь и как застрахованное лицо.
Должностным лицом Управления установлено, что Юшманов А.И. в срок до 01.03.2006 года не исполнил обязанность по представлению сведений за 2005 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о чем составлен акт от 12.04.2006 года N 49.
28.04.2006 года начальником Управления принято решение N 66 о привлечении Юшманова А.И. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 года N 27-ФЗ, за непредставление в установленные законом сроки сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в виде штрафа в размере 180 руб., что составляет 10% от суммы 1800 руб., из них 1200 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 600 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Юшманову А.И. направлено требование от 28.04.2006 года N 66 об уплате суммы штрафа в добровольном порядке в срок до 19.05.2006 года.
В связи с неуплатой ответчиком штрафа в добровольном порядке в установленный срок Управление обратилось за его принудительным взысканием в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 14 ФЗ N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - ФЗ N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу и дату увольнения; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 ФЗ N 27-ФЗ).
Таким образом, Юшманов А.И. обязан был представить в орган Пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на себя, как на застрахованное лицо. Неисполнение данной обязанности является основанием для применения к нему ответственности, предусмотренной в статье 17 ФЗ N 27-ФЗ.
Вместе с тем из содержания данной нормы следует, что размер санкций определяется в процентном отношении от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 года N 167-ФЗ, посчитал факт совершения правонарушения установленным, подтвержденным материалами дела, однако с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, и на основании статей 112, 114 Налогового кодекса РФ уменьшил сумму штрафа до 50 руб. 00 коп.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела, установила, что Арбитражным судом Ярославской области при рассмотрении дела не применены нормы Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 года N 164-О, однако это не привело к принятию неправильного решения.
С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 года N 164-О страхователи, производящие в 2005 году выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше, и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Довод заявителя о том, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств 1966 года рождения и старше не освобождены от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть, является несостоятельным в силу следующего.
Согласно статье 2 ФЗ N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Статьей 235 Налогового кодекса Российской предусмотрено, что в отношениях по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Определение Конституционного суда РФ от 12.04.2005 года N 164-О принято в отношении порядка уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями.
С учетом указанного, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юшманов А.И., 30.12.1927 года рождения, в 2005 году должен был уплачивать в Пенсионный фонд страховые взносы только по установленным тарифам на финансирование страховой части трудовой пенсии, то есть 1200 рублей. Соответственно, штраф за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет 120 рублей. Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплате не подлежат, соответственно и требование по взысканию штрафа с суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии является необоснованным.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
В силу пункта 3 статьи 114 Кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Указанные нормы не содержат исчерпывающего перечня обстоятельств, которые суд вправе признать смягчающими вину. Вывод об их наличии суд самостоятельно делает, исходя из фактических обстоятельств конкретного дела.
Арбитражный суд Ярославской области, рассмотрев материалы дела, пришел к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, и уменьшил сумму штрафа, подлежащую взысканию, до 50 руб. 00 коп.
Данный вывод суда с учетом применения Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 года N 164-О и статей 112, 114 Налогового кодекса РФ можно считать правильным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение суда от 26.09.2006 года следует оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе не взыскивается, поскольку заявитель жалобы освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 258, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.10.2006 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Борисоглебскому муниципальному округу Ярославской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-6963/2006
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Борисоглебском муниципальном районе Ярославской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юшманов Алексей Иванович
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3694/06