г.Киров |
|
15 мая 2007 г. |
Дело N А29-8226/06А |
(Дата вынесения резолютивной части постановления).
16 мая 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16.05.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Немчаниновой М.В.
судей: Черных Л.И., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Немчаниновой М.В.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.07г. по делу N А29-8226/06А, принятое судьей Макаровой Л.Ф. по заявлению
ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97"
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Коми
о признании недействительным решения
при участии в заседании:
от заявителя -
от ответчика -
УСТАНОВИЛ:
ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Коми N 09-13-01/671 от 14.08.06г.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.07г. требования, заявленные налогоплательщиком, удовлетворены полностью. Решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Коми N 09-13-01/671 от 14.08.06г. признано судом недействительным.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Коми, не согласившись с решением суда от 18.01.07г., обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Налоговый орган считает решение суда незаконным. Инспекция указывает, что в соответствии со ст.389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Статьей 389 НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом. В указанном перечне земельные участки, занятые водой, лесами, болотами, кустарниками и прочие земли, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями и не используемые для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции не входят. Из имеющихся в деле документов следует, что ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97" на праве постоянного пользования выделены земельные участки площадью 469 га для сельскохозяйственного производства и использования под кадастровыми номерами 11:19:05 01 001:0460, и 11:19:2801001:0033. На основании изложенного налоговый орган просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.07г. и принять новый судебный акт - отказать ООО Племенному хозяйству "Изваильский-97" в удовлетворении заявленных требований.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. В представленном отзыве на апелляционную жалобу Общество возражает против ее удовлетворения, просит решение суда I инстанции оставить без изменения. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле документам.
На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Коми проведена камеральная налоговая проверка представленного ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97" уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2006 года, в ходе которой выявлено занижение налоговой базы в результате занижения кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения. Указанное нарушение повлекло неполную уплату авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2006 года в размере 1 861 руб.
В результате рассмотрения материалов камеральной проверки зам.руководителя Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Коми принято решение N 09-13-01/671 от 14.08.06г. об отказе в привлечении ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить сумму неуплаченного авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2006 г. в размере 1 861 руб. и пени в размере 24 руб. 81 коп.
Не согласившись с указанным решением, ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.07г. требования ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97" удовлетворены. При этом суд, руководствуясь п.1 ст.388, п.1 ст.389, 390, 391 НК РФ, п.2 ст.66, 77, 79 ЗК РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.2000 г., пришел к выводу, что несмотря на то, что леса, кустарники, болота и прочие земли, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями, в предусмотренный п.2 ст.389 НК РФ перечень земельных участков, не признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, не входят, отсутствие кадастровой стоимости данных земельных участков исключает возможность исчисления земельного налога в порядке, предусмотренном главой 31 Налогового кодекса РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта, по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1). Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.2).
Пунктом 14 ст.396 НК РФ предусмотрено, что по результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиком в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.2000 г., государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Статьями 77, 79 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, с учетом вида использования, кадастровая стоимость земельных участков, занятых водой, лесами, болотами, кустарниками и прочих земель, не являющихся сельскохозяйственными угодьями и не предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, не может быть приравнена к кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, имеющих приоритет в использовании и подлежащих особой охране.
Как следует из материалов дела, согласно постановлениям Главы администрации муниципального образования "Город Сосногорск" N 552 от 08.06.1998 г., N 562 от 04.05.2005 г., N 1394 от 09.12.2005 г. по состоянию на 01.01.2006 г. в пользовании у ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97" находились расположенный в Сосногорском районе земельные участки для сельскохозяйственного производства общей площадью 469 га, в том числе, участок площадью 8 га кадастровый номер 11:19:28 01 001:0033 и участок площадью 461 га кадастровый номер 11:19:05 01 001:0460. Из указанных постановлений следует, что в указанных участках выделены сельскохозяйственные угодья: пашни - 239 га, в том числе 4,1 га на землях поселений в д.Пожня, пастбища - 33 га, огороды - 1 га, несельскохозяйственные угодья: леса - 154 га, кустарники - 9,5 га, болота - 6 га, под водой - 13 га, улицы, проезды - 2,9 га, прочие земли - 9,6 га, застроенные территории на землях поселений в д.Пожня - 1 га. Данное распределение земель на сельскохозяйственные угодья и земли, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями, подтверждается экспликацией земель сельскохозяйственного назначения по Сосногорскому району по состоянию на 1 января 2006 года.
Кадастровая оценка земельных участков, предоставленных в пользование ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97", не производилась.
Согласно Указу Главы Республики Коми N 515 от 14.12.2001 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий в Республике Коми" кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий по муниципальному образованию "Город Сосногорск" составляет 4 032 руб.
Постановлением Правительства Республики Коми N 30 от 11.03.2003 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Республике Коми" установлена кадастровая стоимость 1 кв.м земли под сельскохозяйственными зданиями (строениями) и сельскохозяйственных угодий в д.Пожня в размере 21,46 руб.
Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения, занятых водой, лесами, болотами, кустарниками и прочих земель, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, уполномоченными органами не установлена. Правовых оснований для применения к указанным землям кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, не имеется.
Таким образом, суд I инстанции пришел к правильному выводу, что несмотря на то, что леса, кустарники, болота и прочие земли, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями, в предусмотренный п.2 ст.389 НК РФ перечень земельных участков, не признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, не входят, отсутствие кадастровой стоимости данных земельных участков исключает возможность исчисления земельного налога в порядке, предусмотренном главой 31 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил требование ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97".
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда от 18.01.07г. не имеется, нарушений норм процессуального и материального права судом первой инстанции не допущено, решение суда отвечает требованиям действующего законодательства, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
С учетом изложенного в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы следует отнести на заявителя апелляционной жалобы. При подаче апелляционной жалобы госпошлина налоговым органом не уплачена. Налоговый кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика. Следовательно, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Коми.
Руководствуясь статьями 268, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.07г. по делу N А29-8226/06А оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Коми - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Коми в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
М.В.Немчанинова |
Судьи |
Л.И.Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8226/2006
Истец: ООО Племенное хозяйство "Изваильский-97"
Ответчик: МИФНС N4 по РК
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-790/07