г. Киров |
|
30 августа 2007 г. |
Дело N А31-1393/2007-20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2007.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В.Лысовой, судей А.В.Караваевой, Т.М.Ольковой
при ведении протокола судебного заседания судьей Лысовой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору по Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.06.07г. по делу N А31-1393/2007-20, принятое судьей Мофа В.Д.
по заявлению ГП Костромской области "Облводоканал"
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области
о признании незаконными действий,
при участии представителей сторон:
от Управления по технологическому и экологическому надзору по Костромской области: Ингеройнен Н.А.- представитель по доверенности от 20.01.2006 г., Попов А.Г.- начальник государственного экологического контроля по доверенности от 28.07.2006 г.,
установил:
ГП Костромской области "Облводоканал" (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области (далее - Управление, Ростехнадзор, ответчик) о признании незаконным отказа в установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007 г., расчета сверхлитимных платежей за негативное воздействие на окружающею среду, понуждению ответчика к принятию решения.
Решением суда от 05.06.2007 г. заявленное требование удовлетворено, обжалуемый отказ Управления признан незаконным, суд первой инстанции обязал Ростехнадзор рассмотреть заявку заявителя на установление лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007 г. и принять решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленного требования, мотивируя это тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
ГП Костромской области "Облводоканал" в отзыве на апелляционную жалобу находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
После перерыва представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.12.2006 г. заявитель обратился в Ростехнадзор с заявкой на установление лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007 г.
Согласно приложенному к заявке перечню размещаемых отходов, отходы Предприятия восьми наименований отнесены к категории опасных.
20.02.2007 г. заявитель дополнительно направил в Ростехнадзор документы в подтверждение организации на предприятии заявителя работ по сбору, транспортировке и утилизации отходов. Заявителем представлены договоры с ООО "Поиск" на утилизацию маслоотходов, с ООО фирма "Дельта" на утилизацию люминесцентных и ртутных ламп, лицензии указанных организаций на осуществление данных видов деятельности, с ООО "Гермес" на выполнение работ по захоронению отходов.
28.02.2007 г. Ростехнадзор уведомил заявителя о некомплектности представленных материалов, необходимости их дополнения копией лицензии заявителя на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов Предприятием. Одновременно с уведомлением о некомплектности представленных материалов, управление возвратило заявителю заявку с приложенными к ней документами, после чего произвело и передало заявителю расчет сверхлимитных платежей за негативное воздействие на окружающею среду.
Посчитав отказ в установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007 г., расчет сверхлитимных платежей за негативное воздействие на окружающею среду незаконными, Предприятие обжаловало их в Арбитражный суд Костромской области.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что деятельность Предприятия, в процессе которой образуются опасные отходы, лицензированию не подлежит, заявитель обоснованно принял решение по вопросам утилизации опасных отходов путем заключения договоров с организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, в связи с чем, требование Ростехнадзора к заявителю представить копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является необоснованным, а отказ в установлении лимитов на размещение отходов производства - незаконным. Расчет сверхлимитных платежей за негативное воздействие на окружающею среду произведен Ростехнадзором преждевременно без достаточного на то основания.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными, а решение суда от 05.06.2007 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (пункт 4 названной статьи закона).
В целях реализации статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 г. N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
Согласно пункту 7 названных Правил для утверждения лимитов на размещение отходов юридические лица представляют в числе прочих документов, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Требование предоставления копии указанной лицензии основано на подпункте 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 09.08.2001 г. N 128-ФЗ.
В статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ определены такие понятия как:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду
Статьей 9 этого же закона также устанавливается, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 1 подпункта 74 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Следовательно, не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельность по собору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
Как следует из материалов дела и заявителем не отрицается, что в процессе деятельности Предприятия образуются опасные отходы восьми наименований (в т.ч. ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, кислота аккумуляторная серная отработанная, масла моторные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены, масла индивидуальные отработанные, аккумуляторы свинцовые отработанные, не разобранные, со слитым электролитом, фильтры масленые и топливные отработанные) 1-3 класса опасности.
Из материалов дела, в частности, из представленного заявителем в Ростехнадзор перечня и количества размещаемых отходов в течение года на 2007 г. также усматривается, что такие названные выше опасные отходы являются токсичными и пожароопасными, хранятся на промплощадке Предприятия (л.д. 8). Лицензии на осуществление деятельности по собору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов у Предприятия не имеется. Указанные обстоятельства последним не отрицаются.
ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001), введенный в действие с 01.07.2002 г. постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. N 607-ст, более полно раскрывает понятие транспортирования, размещения и хранения отходов,. Согласно названному ГОСТу п.5.28 транспортирование отходов определено как деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения, п. 5.30 размещение отходов: деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов, п. 5.56 хранение отходов представляет собой режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.
Как видно из материалов дела, Предприятие, обращаясь в Ростехнадзор с заявкой на установление лимитов на размещение отходов производства и потребления, представило договоры заключенные с ООО "Гермес" на захоронение промышленных отходов (л.д.12), с ООО "Поиск" на утилизацию маслоотходов (л.д11) и с ООО фирма "Дельта" на утилизацию люминесцентных и ртутных ламп(л.д.14). Пунктом 1.1. договора с ООО "Гермес" предусмотрено, что Заказчик (ГП "Облводоканал") вывозит на полигон промышленных отходов промышленные отходы своего производства, то есть транспортирует их. Из пункта 2.2 договора от 02.22.2005 г. N 325/376, заключенного между заявителем (Заказчик) и ООО "Дельта" (Исполнитель) на утилизацию люминесцентных и ртутных ламп следует, что Заказчик обязуется обеспечить экологически безопасную упаковку и тару, транспортировку и разгрузку вышеперечисленных отходов своими силами и за свой счет, что является лицензируемым видом деятельности. Договор же с ООО "Поиск", представленный 26.12.2006 г. для установления лимитов на 2007 год, действует до 31.12.2006 г., то есть договор на 2007 год на утилизацию маслоотходов не представлен. Соответственно представленная лицензия ООО "Поиск" на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, не может рассматриваться в качестве надлежащей лицензии для установления лимитов заявителю на размещение отходов производства и потребления на 2007 г.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что Предприятие в процессе своей деятельности не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, у суда первой инстанции не имелось.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 21 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение отходов производства и потребления (т.е. деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов - ГОСТ 30772-2001) признается видом негативного воздействия на окружающую природную среду, являющимся платным.
Как уже отмечалось выше в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию. 16.09.2006 г. вступило в силу Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, которым предоставлены Федеральной службе по экологическому технологическому и автономному надзору полномочия по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов вся их масса учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей среды рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента (п.п.5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (ред. от 14.06.2001, с изм. от 12.02.2003)).
Таким образом, в данном случае Ростехнадзор правомерно исчислил Предприятию плату за сверхлимитное загрязнение окружающей среды исходя из массы данных отходов, поскольку последнее размещает опасные отходы на своей промплощадке, транспортирует их при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленного требования Предприятия о признании незаконным отказа в установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007 г., расчета сверхлитимных платежей за негативное воздействие на окружающею среду, понуждению ответчика к принятию решения, у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
С учетом указанного, решение суда от 05.06.2007 г. следует отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по делу в сумме 2000 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. относятся на заявителя по делу - ГП Костромской области "Облводоканал".
В связи с чем, подлежит взысканию с ГП Костромской области "Облводоканал" в пользу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 05.06.2007 г. по делу N А31-1393/2007-20 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Взыскать с ГП Костромской области "Облводоканал" в пользу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Т.М. Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1393/2007
Истец: ГП Костромской области "Облводоканал", ООО "Облводоканал"
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области
Третье лицо: Верхне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору