24 октября 2007 г. |
Дело N А29-2003/2007 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 октября 2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2007 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.В. Тетервака
судей Л.В. Губиной, С.Г. Поляковой
при ведении протокола судебного заседания А.В. Тетерваком
при участии представителей сторон
от истца:
от ответчика: Константинов С.И., доверенность N 10-02/12457 от 25.10.06г.
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми
от 30 августа 2007 г. по делу N А29-2003/2007
принятое судом в составе судьи С.И. Понькина
по иску открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания"
к государственному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат N 1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
- Администрации муниципального образования городского округа "Ухта",
- Министерству финансов Республики Коми
3 лица: Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми по городу Ухте,
- Министерство образования и высшей школы Республики Коми
о взыскании долга
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Комиэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с Государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - ГОУ РК "Школа-интернат N 1", Государственное образовательное учреждение) задолженности в сумме 32207 руб. 26 коп., образовавшейся за период с 1 января по 31 декабря 2006 г, по договору энергоснабжения N 3118 от 01.01.2006 г., а в случае недостаточности денежных средств у ответчика, истец просил взыскать долг в порядке субсидиарной ответственности за счёт соответствующей казны.
Требования истца были основаны на статьях 120, 215, 309, 310, 399, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30 августа 2007 года в пользу ОАО "Коми энергосбытовая компания" с ГОУ РК "Школа-интернат N 1" взыскано 32207 руб. 26 коп. долга и судебные расходы в размере 1288 руб. 29 коп., резолютивная часть решения также содержит указание суда на то, что при недостаточности денежных средств - взыскание надлежит осуществить за счёт казны муниципального образования городского округа "Ухта".
Судом первой инстанции при вынесении решения установлен факт ненадлежащего исполнения обязательств Муниципальным образовательным учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат N 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Муниципальное образовательное учреждение) по оплате электроэнергии на сумму 32207 руб. 26 коп. После возникновения долга образовательное учреждение было передано в государственную собственность и создано ГОУ РК "Школа-интернат N 1". В силу пункта 11 статьи 154 Федерального закона N122-ФЗ от 22.08.2004 г. субсидиарная ответственность по задолженности, образовавшейся в спорный период, возложена судом первой инстанции на МО ГО "Ухта".
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Республики Коми обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить в полном объёме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель уточнил свои требования по апелляционной жалобе и просит отменить решение суда в части взыскания долга с ГОУ РК "Школа-интернат N 1". Заявитель указывал, что взыскание долга должно быть произведено только за счет казны муниципального образования.
Заявитель апелляционной жалобы считает неправомерным вывод суда первой инстанции о взыскании денежных средств с ГОУ РК "Школа-интернат N 1" за период потребления электрической энергии в 2006 году. Указывает, что задолженность муниципального образовательного учреждения ни Республикой Коми, ни Государственным образовательным учреждением принята не была.
Истец, ГОУ РК "Школа-интернат N 1", Администрация муниципального образования городского округа"Ухта", а также третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 30 августа 2007 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, требования истца о взыскании задолженности вытекают из договора энергоснабжения N 3118 (электрическая энергия) от 01.01.2006 г., в соответствии с которым энергоснабжающая организация (ОАО "АЭК "Комиэнерго") обязалась подавать абоненту МОУ "Школа-интернат N 5" электрическую энергию, а абонент - принять и оплатить потреблённую электрическую энергию в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору энергоснабжения N 3118 от 01.01.2006 г. энергоснабжающей организацией по названному договору стало ОАО "Коми энергосбытовая компания".
К оплате за поставленную электрическую энергию за период с 01.11.2006 г. по 31.12.2006 г. истцом выставлены счета-фактуры N 89/5-5138/3118 от 30.11.2006 г., N 89/5-6450/3118 от 20.12.2006 г. и N 89/5-6707/3118 от 31.12.2006 г.
Приём электрической энергии оформлен актом приёма-передачи электрической энергии от 31.12.2006 г.
Факт, объём поставленной электрической энергии, размер задолженности в сумме 32207 руб. 26 коп. ответчиками не оспаривается.
Доказательства погашения долга не представлены.
Разногласия возникли по поводу определения лица, с которого надлежит взыскать задолженность.
Государственное образовательное учреждение считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку взыскиваемая задолженность является долгом Муниципального образовательного учреждения, существовавшего до 1 января 2007 г.
Министерство финансов Республики Коми, не соглашаясь с исковыми требованиями, в отзыве на исковое заявление также указывает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку взыскивается задолженность Муниципального образовательного учреждения, собственником которого и лицом, несущим субсидиарную ответственность по долгам которого, является МО ГО "Ухта".
Администрация МО ГО "Ухта" с заявленными требованиями не согласно, поскольку отсутствуют правовые основания для привлечения муниципального образования к субсидиарной ответственности. Также этот ответчик указывает, что финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий в области социального обслуживания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществлялось в форме субвенций местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций, образованного в составе республиканского бюджета Республики Коми. Администрация считает, что ответственность по кредиторской задолженности должно нести Государственное образовательное учреждение, как правопреемник Муниципального образовательного учреждения; а субсидиарная ответственность может быть возложена на Министерство финансов Республики Коми.
Судом апелляционной инстанции установлено, что должником по обязательству, возникшему их договора энергоснабжения N 3118 (Электрическая энергия) от 01.01.2006 г. является Муниципальное образовательное учреждение "Школа-интернат N 5".
В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Коми от 01.12.2006 г. N 427-р Муниципальное образовательное учреждение "Школа-интернат N 5" передано в государственную собственность Республики Коми.
Соответствующие изменения в Уставе образовательного учреждения в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрированы 28.12.2006 г. (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ - т.1 л.д.99).
Требование ОАО "Коми энергосбытовая компания" по погашению задолженности по договору энергоснабжения МОУ "Школа-интернат N 5" не исполнено.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В пункте 2 статьи 120 Кодекса определено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.
Основной должник - МОУ "Школа-интернат N 5" - по организационно-правовому статусу являлось муниципальным учреждением, собственником которого, согласно уставу - т.1 л.д.22) было МО ГО "Ухта".
Исходя из положений пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, выступает собственник имущества, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Согласно положениям пункта 11 статьи 154 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в период возникновения правоотношений сторон, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам передаваемых ими учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности. При этом установлено, что к правоотношениям, возникшим при безвозмездной передаче имущества в связи с разграничением полномочий между названными органами, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в части, не противоречащей положениям этой статьи.
С учётом названной нормы и в связи с тем, что задолженность в размере 32207 руб. 26 коп. за потребленную электроэнергию возникла в период нахождения имущества учреждения в собственности Муниципального образования Городской округ "Ухта", а обязанность Республики Коми по содержанию имущества учреждения возникла с момента передачи имущества в государственную собственность Республики Коми (с 2007 года), то суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что задолженность подлежит взысканию с МОГО "Ухта" за счет средств казны данного муниципального образования.
Взыскание задолженности с государственного образовательного учреждения является необоснованным, противоречит указанным выше положениям закона, а также действующему законодательству. Доказательства передачи взыскиваемой задолженности МОУ "Школа-интернат N 5" Государственному образовательному учреждению"Школа-интернат N 1" в материалах дела отсутствуют.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В пункте 11 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ также установлено, что субъект Российской Федерации, в собственность которого передано имущество в порядке, установленном данным законом, в том числе из муниципальной собственности, несёт бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Взыскиваемая задолженность образовалась в период деятельности муниципального образовательного учреждения и возникла в результате его ненадлежащего финансирования собственником имущества - муниципальным образованием городской округ "Ухта".
Взыскание задолженности с ГОУ РК "Школа-интернат N 1" приведёт к тому, что данное учреждение будет рассчитываться с истцом денежными средствами, поступившими от другого собственника - Республики Коми. Таким образом, оспариваемым решением затрагиваются права и интересы собственника, надлежащим образом исполняющего свои обязанности по финансированию подведомственного ему образовательного учреждения.
С учётом изложенного в удовлетворении исковых требований к ГОУ РК "Школа-интернат N 1" следует отказать. Решение Арбитражного суда Республики Коми в указанной части подлежит изменению.
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 03.10.2007 г. удовлетворено ходатайство заявителя апелляционной жалобы о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежит взысканию с МО ГО "Ухта".
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 30 августа 2007 года по делу N А29-2003/2007 изменить. Пункт 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального образования городской округ "Ухта" за счёт казны муниципального образования городской округ "Ухта" в пользу Открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" 32207 руб. 26 коп. долга и 1288 руб. 29 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине.
В удовлетворении исковых требований в отношении Государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат N 1" для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отказать".
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Коми от 30 августа 2007 года по делу N А29-2003/2007 оставить без изменения.
Взыскать с муниципального образования городской округ "Ухта" за счёт казны муниципального образования городской округ "Ухта" 1000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2003/2007
Истец: ОАО Коми энергосбытовая компания
Ответчик: Администрация МО ГО Ухта, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Школа интернат N1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Ухты, Министерство финансов РК
Третье лицо: Министерство образования и высшей школы Республике Коми, Финансовое управление Минфина РК по г. Ухте, Межрайонная ИФНС России N3 по РК
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3790/07