20 ноября 2007 г. |
Дело N А29-2124/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2007 г.
Постановление в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2007 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Г. Поляковой
судей Л.В. Губиной, А.В. Тетервака
при ведении протокола судебного заседания С.Г. Поляковой
при участии представителей сторон:
от истца: не явился,
от ответчиков: не явились,
от третьего лица: Мунтьян Е.В. - по доверенности N 10-02/3 от 09.01.2007 г.,
рассмотрев апелляционную жалобу третьего лица Министерства финансов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми
от 14.09.2007 г. по делу N А29-2124/2007,
принятое судом в составе судьи С.И. Понькина,
по иску Сыктывкарского муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)"
к Государственному учреждению Республики Коми "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара",
Агентству Республики Коми по социальному развитию,
Администрации Муниципального образования Городской округ "Сыктывкар"
третье лицо: Министерство финансов Республики Коми
о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
Сыктывкарское муниципальное унитарное предприятие "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)" (далее - СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)", истец) обратился с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению Республики Коми "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара", Агентству Республики Коми по социальному развитию, Администрации Муниципального образования Городской округ "Сыктывкар" (далее соответственно - ГУ РК "ЦСПСиД г. Сыктывкара", Агентство РК по соцразвитию, Администрация МО ГО "Сыктывкар", ответчики) с требованием о взыскании 84.653 руб. 06 коп. долга по договору на поставку тепловой энергии (субабонентский) N 2 (отопление и горячее водоснабжение) от 01.01.2004 г. за период с сентября по декабрь 2005 г. (с учетом уточнений от 28.05.2007 г. - л.д. 50-51 т. 1).
Исковые требования СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)" основаны на статьях 309, 310, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениях договора на поставку тепловой энергии (субабонентский) N 2 (отопление и горячее водоснабжение) от 01.01.2004 г.
Требования истца мотивированы не выполнением ГУ РК "ЦСПСиД г. Сыктывкара" договорной обязанности по оплате полученной тепловой энергии.
К участию в деле в силу требований статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Республики Коми (далее - Минфин РК, третье лицо, заявитель).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2007 г. по делу N А29-2124/2007 исковые требования СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)" удовлетворены: суд первой инстанции взыскал с ГУ РК "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара", а в случае отсутствия денежных средств за счет казны Республики Коми в пользу СМУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)" долг в сумме 84.653 руб.06 коп.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер задолженности подтверждается представленными в материалы дела доказательствами; в случае недостаточности денежных средств у ГУ РК "ЦСПСиД г. Сыктывкара" взыскание производится за счет казны Республики Коми, так как в соответствии с Уставом учреждения его имущество находиться в собственности Республики Коми.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Минфин РК обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой N 10-02/8667 от 10.10.2007 г. (с учетом дополнения и уточнений к апелляционной жалобе N 10-02/9151 от 01.11.2007 г.), в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2007 г. по делу N А29-2124/2007 отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель с решением суда первой инстанции не согласен; считает его неправомерным и необоснованным.
Заявитель указывает, что собственник имущества несет бремя содержания имущества с даты возникновения права собственности; право собственности Республики Коми на имущество ГУ РК "ЦСПСиД г. Сыктывкара" возникло с даты, установленной в соответствующем решении о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации - с 01.01.2006 г. (Распоряжение Правительства РК N 500-р от 26.12.2005 г.).
Кроме того, заявитель считает неправомерным удовлетворение требований истца, в том числе в отношении участника спора, являющего третьим лицом по делу - Министерства финансов РК.
Остальные лица, участвующие в деле (истец и ответчики), отзывы на апелляционную жалобу не представили; явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствие с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле (истца и ответчиков).
Законность вынесенного решения арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2007 г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 01.01.2004 г. между СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)" и МУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" (субабонент) был заключен договор энергоснабжения (субабонентский) N 2 (на тепловую энергию и теплоноситель - л.д. 54-56).
По условиям пункта 1.1 данного договора СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)" обязуется отпустить субабоненту тепловую энергию и химочищенную воду, а субабонент принять и оплатить полученную энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктом 3.1.3 договора субабонент обязуется оплачивать фактически принятое субабонентом количество тепловой энергии, затраты на транспортировку энергии и сбытовую надбавку в порядке, сроки и размере, предусмотренных разделом 4 настоящего договора.
Согласно пункту 4.1 договора энергоснабжения (субабонентский) N 2 от 01.01.2004 г. оплата за тепловую энергию и химочищенную воду, а также за их транспортировку и сбытовая надбавка производится до начал месяца потребления путем предоплаты в размере 100% на основании ориентировочных объемов потребления, указанного в приложении N 3 настоящего договора.
В случае превышения потребления, теплоэнергию и химически очищенную воду на основании показаний приборов учета, увеличенных на величину потерь в наружных тепловых сетях пропорционально занимаемой площади соответствующего жилого объекта, субабонент выплачивает разницу между суммой предоплаты и фактическим потреблением в течение 3 банковских дней со дня выписки счета-фактуры и предъявления потребителю. В случае фактического потребления теплоэнергии и химически очищенной воды в меньших объемах сумма разницы засчитывается как аванс за следующий период.
Истец условия договора энергоснабжения (субабонентский) N 2 от 01.01.2004 г. в спорном периоде выполнил в полном объеме и надлежащим образом, что подтверждается материалами дела (счета-фактуры, акты приема-передачи теплоэнергии, акт сверки по состоянию на 23.07.2007 г., подписанный обеими сторонами, - л.д. 25-37, 147-148 т.1) и также не оспаривается ответчиками.
Между тем, как следует из материалов дела, МУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" ненадлежащим образом исполняло свои обязательства по оплате тепловой энергии по договору энергоснабжения N 2 от 01.01.2004 г., задолженность за сентябрь-декабрь 2005 г. составила в размере 84.653 руб.06 коп. В связи с чем и заявлены настоящие исковые требования о взыскании суммы долга в указанном размере.
Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за Энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основе анализа вышеназванных норм права и условий договора суд первой инстанции обоснованно признал факт наличия задолженности МУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" перед СМУП "Управление ЖКХ (Служба заказчика)" за период с сентября по декабрь 2005 г. в размере 84.653 руб. 06 коп.
Между тем, должник является по своей организационно-правовой форме учреждением.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Распоряжением Правительства Республики Коми N 500-р от 26.12.2005 г. имущество МУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" было принято в государственную собственность Республики Коми с 01.01.2006 г. Новое наименование учреждения - ГУ РК "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара".
Абзацем 21 пункта 11 статьи 154 Федерального Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества и являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 17.11.2006 г. ликвидация МУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" не производилась, произведена смена собственника имущества и переименование данного учреждения в ГУ РК "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара".
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 11 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. установлено, что субъект Российской Федерации, в собственность которого передано имущество, в том числе из муниципальной собственности, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Оценив и проанализировав исследованные доказательства и установленные фактические обстоятельства, апелляционный суд пришел к выводу о том, что причиной возникновения предъявленной к взысканию задолженности явилось ненадлежащее финансирование учреждения со стороны собственника - муниципального образования ГО Сыктывкар.
В связи с отсутствием у учреждения необходимых средств для погашения долга, обязанность по его оплате должна быть возложена на муниципальное образование, являвшееся собственником имущества в период возникновения данной задолженности.
Доказательства обоснованности возложения материальной ответственности на казну Республики Коми в материалах дела отсутствуют. Акт приема-передачи имущества муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в государственную собственность Республики Коми не свидетельствует о надлежащей передаче третьему лицу рассматриваемой задолженности. Доказательств того, что долг муниципального учреждения был передан и соответственно принят уполномоченным органом, выступающим от имени казны Республики Коми, не имеется.
В силу части 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга. В связи с указанными обстоятельствами достаточные основания для взыскания предъявленной суммы с государственного учреждения и казны субъекта Российской Федерации отсутствуют.
Таким образом, с учетом того, что надлежащим ответчиком является муниципальное образование, исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны МОГО Сыктывкар.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
При совокупности вышеизложенного суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу Минфина Республики Коми обоснованной и подлежащей удовлетворению. Решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта.
Расходы по иску и по апелляционной жалобе распределяются на основании статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу третьего лица Министерства финансов Республики Коми удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2007 г. по делу N А29-2124/2007 отменить. Вынести новый судебный акт.
Взыскать за счет средств казны муниципального образования Городской округ "Сыктывкар" в пользу Сыктывкарского муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)" задолженность в размере 84.653 (восемьдесят четыре тысячи шестьсот пятьдесят три) руб. 06 коп.
Взыскать за счет средств казны муниципального образования Городской округ "Сыктывкар" государственную пошлину в доход государства в размере 4.039 (четыре тысячи тридцать девять) руб. 59 коп.
Выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2124/2007
Истец: СМУП УЖКХ (Служба заказчика)
Ответчик: Минфин РК, ГУ РК Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара, Администрация МО ГО "Сыктывкар", Агентство РК по социальному развитию
Кредитор: УФНС РФ по РК, ИФНС по г.Кирову
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-2124/2007
05.08.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3995/2007
05.08.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2690/08
05.06.2008 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2124/07
19.03.2008 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-2124/2007
29.02.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-2124/2007
20.11.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3995/07
14.09.2007 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2124/07