город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А53-4398/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.
при участии:
от заявителя: представитель Чернышенко В.Е. по доверенности от 12.01.2015;
от заинтересованного лица: представитель Соловьева Н.Ю. по доверенности от 31.12.2014.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовский универсальный порт"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27.04.2015 по делу N А53-4398/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовский универсальный порт"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Шапкина П.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ростовский универсальный порт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления N 77 от 18.02.2015 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Дело рассматривалось судом в порядке упрощённого производства.
Решением суда от 27.04.15г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду наличия в деянии общества предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, соблюдения управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности и отсутствия признаков малозначительности в совершённом правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. Жалоба мотивирована тем, что суд при принятии решения не принял во внимание отсутствие вины общества во вменяемом ему правонарушении - общество принимало все зависящие от него меры по оформлению прав на спорный земельный участок, а так же не учёл наличия смягчающих ответственность общества обстоятельство, о которых так же указано в оспариваемом постановлении.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене решения суда, сославшись на доводы, приведённые в апелляционной жалобе.
Представитель управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, сославшись на законность решения суда и оспариваемого постановления.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества и управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.01.2015 управлением на основании распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону от 05.12.2014 N 2830 проведена проверка соблюдения обществом требований земельного законодательства по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая, 42 б.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона "Заречная", ул. 1-я Луговая от СТП N 62, расположенного в 47,0 м южнее угла нежилого здания N 17а по ул. 1 -я Луговая в г. Ростове-на-Дону до СТП N 64, расположенного в 1580,0 м восточней угла здания сторожки по адресу: ул. 1 -я Луговая, 42г, в г. Ростове-на-Дону, кадастровый номер 61:44:0062404:27 (7821 кв. м.), расположен ходовой железнодорожный путь протяженностью 1028 п.м., литер 7/1, принадлежащий обществу на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.10.2011 сделана запись регистрации N 61 -61-01/584/2011-293. Указанный земельный участок используется обществом без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что является нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 4 Федерального закона от 21.07.1977 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - 122-ФЗ).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 14.01.2015 N 2830, протоколе осмотра территории от 14.01.2015, а также путем фотографирования и составления фото таблицы приобщённых к материалам дела в качестве доказательств по рассматриваемому делу.
27.01.2015, в отсутствие уведомленного надлежащим образом представителя общества, управление составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
18.02.2015 управление вынесено постановление о привлечении общества за совершённое правонарушение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что заявление общества правомерно отклонено судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из пункта 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с главами 3, 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно части 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В то же время эту норму следует применять в контексте пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации - земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Особенности приобретения прав на земельный участок установлены Земельного кодекса Российской Федерации, и прежде всего главой V "Возникновение прав на землю".
Право на земельный участок, приобретенное участником земельных правоотношений, удостоверяется правоустанавливающими документами.
В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о регистрации. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю земельных участков.
Как указано в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 г. по делу N 11301/04 и от 01.02.2005 г. по делу N 9289/04, анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод о том, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г.N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (часть 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из положений статей 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам, в соответствии со статьями 5, 41 Земельного кодекса Российской Федерации относятся землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
При этом согласно положениям статей 15, 22, 24, 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают земельные участки на праве собственности, аренды либо только в предусмотренных законом случаях в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование.
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (на основании которых может осуществляться их использование) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г.N 122-ФЗ.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частью 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со статьями 130, 131 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов земельных отношений и государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, решение о предоставлении земельного участка на определенном праве, заключение и государственная регистрация соответствующих договоров, удостоверение возникшего права).
Поскольку законом установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование данным земельным участком без оформления таких документов образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 7.1 КоАП РФ как в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ, так и в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ, поскольку использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю при нормативно установленном положении о том, что единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок является государственная регистрация данного права, так же квалифицируется как использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что обществу принадлежит на праве собственности ходовой железнодорожный путь протяженностью 1028 п.м., литер 7/1, расположенный на земельном участке по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона "Заречная", ул. 1-я Луговая от СТП N 62, расположенного в 47,0 м южнее угла нежилого здания N 17а по ул. 1-я Луговая в г. Ростове-на-Дону до СТП N 64, расположенного в 1580,0 м восточней угла здания сторожки по адресу: ул. 1 -я Луговая, 42г, в г. Ростове-на-Дону, кадастровый номер 61:44:0062404:27 (7821 кв. м.), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 61-АЖ 251062 от 26.10.2011.
Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке, сведения о правообладателях на который отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений 61-61-01/091/2014-69136 от 13.01.2015.
На этом основании суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в нарушение приведённых выше норм ЗК РФ и 122-ФЗ общество использует спорный земельный участок без оформления правоустанавливающих документов, в отсутствие права на земельный участок.
Дополнительно изучив материалы дела с учётом приведённых в апелляционной жалобе доводов, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для признания неправомерным отклонения судом первой инстанции довода общества об отсутствии его вины в допущенном правонарушении ввиду принятия мер к оформлению прав на земельный участок. Суд первой инстанции, отклоняя данный довод, обоснованно указал на то, что общество не представило доказательств принятия достаточных мер, направленных на надлежащее оформление правоустанавливающих документов на земельный участок. Общество продолжает осуществлять самовольное занятие и использование земельного участка, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Наличие переписки общества по поводу формирования и регистрации за ним земельного участка не является основанием, исключающим наличие состава вмененного в вину административного правонарушения.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ состава административного правонарушения.
За совершение правонарушение обществу назначен штраф в размере 15 000 руб. При этом управлением было учтено смягчающее вину общества обстоятельство - добровольные действия общества, направленные на предотвращение правонарушения и отягчающее вину обстоятельство - продолжение противоправного поведения при требовании уполномоченных на то лиц их прекратить.
Соответственно, указание суда первой инстанции на отсутствие смягчающих вину общества обстоятельств является ошибочным, но не привело к принятию неправильного решения. На общество наложен штраф в среднем размере, предусмотренном санкцией ст. 7.1 КоАП РФ, в действовавшей на дату совершения обществом правонарушения, при диапазоне санкции от 10 000 руб. до 20 000 руб. Оснований для большего смягчения ответственности общества у суда апелляционной инстанции не имеется.
Из материалов дела не следует, что назначенное обществу за совершённое правонарушение наказание больше наказания, которое могло быть наложено на общество согласно санкции ст. 7.1 КоАП РФ в редакции, в действующей на момент проверки в судебном порядке оспариваемого в деле постановления редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ. Которой для юридических лиц установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в виде административного штрафа, который в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, составляет от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, составляет от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно материалам дела, земельный участок, на который общество может претендовать для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, находится в стадии формирования, соответственно, на общество мог быть наложен штраф в пределах от 100.000 до 200.000 руб.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии признаков малозначительности в совершённом обществом правонарушении.
Процедурных нарушений при привлечении общества к административной ответственности управлением не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2015 по делу N А53-4398/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4398/2015
Истец: ООО "Ростовский универсальный порт"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области